Дело № 2-2343/2016 ~ М-1805/2016, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Кировский районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 11.03.2016
Дата решения 07.04.2016
Категория дела В иных случаях, связанных с землепользованием
Судья Лопаткин В.А.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 8b44b75b-67b8-3d90-808e-2ade8ad14422
Стороны по делу
Истец
*********** *. ***** * *** *****. **********
*******. ***** ***
Ответчик
******** ******** ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-2343/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,

при секретаре судебного заседания Шайкеновой А.Е.,

рассмотрев «07» апреля 2016 года в открытом судебном заседании в городе Омске

гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Омска в интересах Муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, передаче его в распоряжение Муниципального образования городской округ <адрес>, исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, взыскании государственной пошлины,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в интересах Муниципального образования городской округ <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, передаче его в распоряжение Муниципального образования городской округ <адрес>, исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, взыскании государственной пошлины.

В обоснование требований истец указал, что органами прокуратуры <адрес> проведена проверка законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> земельного участка с кадастровым номером , в ходе которой установлены нарушения требований земельного законодательства.

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от 19.02.2009 года -р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, г <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером , относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха. При постановке на кадастровый учет земельному участку присвоен кадастровый номер .

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р при разделе земельного участка с кадастровым номером , площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером , площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха.

Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 212300 кв.м. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся ккатегории земель населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха (из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером ). Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>.

На основании указанного распоряжения Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> за ООО «КРОНА» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ змельный участок с кадастровым номером разделен на земельные участки с кадастровыми номерами , на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ per. , поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО3 и межевого плана отДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ явилось ООО «КРОНА».

В последующем, земельный участок с кадастровым номером ООО «КРОНА» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО4, ФИО8, ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами , были образованы земельные участки с кадастровыми номерами , на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ peг. , поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО3 и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ явился ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8, ФИО7 и ФИО9 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 760 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, зарегистрировано за ФИО1, номер регистрационной записи: от ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставляя земельный участок с кадастровым номером (из которого образован земельный участок с кадастровым номером ), департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> -р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившими силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ -р.

С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае указанный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона.

По факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером .

Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером , из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером , выбыл из владения противоправно, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>.

На основании изложенного, просил истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 760 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>; возложить на ФИО1 обязанность передать данный земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись отДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером ; а также взыскать с ФИО1 государственную пошлину в установленном законом порядке (л.д. 4-10).

В судебном заседании помощник прокурора КАО <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным в нем доводам.

Ответчица ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая требования истца не соответствующими закону, считая их несоразмерными последствиям, поскольку на земельном участке ими выстроен дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, подведены коммуникации, кроме того, считает себя добросовестными приобретателями, полагает, что истец пропустил срок на подачу иска. Представила письменные возражения.

Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, Администрация <адрес>, Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, ФИО8, ФИО7, ФИО9, а также привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО10, в суд не явились, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

В силу ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденном Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования <адрес>, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов (далее - временные объекты) в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории <адрес>, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес> и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).

Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Распоряжением первого заместителя Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером , относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха (л.д. 30).

Из материалов дела следует, что Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р при разделе земельного участка с кадастровым номером площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха.

Кадастровый учет земельного участка осуществлен в марте 2009 года на основании решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

Из содержания выписки ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, направленной Управлением Росреестра по <адрес> в адрес Заместителя начальника территориального отдела 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 212300 кв.м. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по праву муниципальной собственности: правообладателем указано Муниципальное образование городской округ <адрес> (л.д. 44). Данное обстоятельство подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

Кадастровый учет изменений, связанных с обретением прав собственности муниципалитетом на земельный участок :3449 осуществлен в соответствии с материалами проверки и основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46).

Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> (л.д. 13).

На основании данного Распоряжения -р, между Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> и ООО «КРОНА» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 212300 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>. Цена договора составляет 2371403 рублей.

При этом из материалов дела следует, что на момент заключения вышеозначенной сделки кадастровая стоимость земельного участка 55:36:130126:344ДД.ММ.ГГГГ2579 рублей.

Право собственности ООО «КРОНА» на названный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника ООО «Крона» земельный участок с кадастровым номером был разделен на два земельных участка (л.д. 71). Данное обстоятельство подтверждается также кадастровым паспортом на земельный участок с номером , где указано, что он образован из земельного участка с кадастровым номером (л.д. 20).

Из содержания межевого плана, составленного в целях формирования земельных участков при разделе участка следует, что образуемый земельный участок (из состава которого в последствии при разделе был образован участок ответчиков) полностью расположен в границах территориальной зоны Ж-5, при этом собственник земельного участка ООО «Крона» выбрало для образуемых земельных участков один из основных видов разрешенного использования применительно к территориальной зоне Ж-5 «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей)», о чем составлена Декларация (л.д. 52-67).

Как следует из материалов землеустроительных работ, вышеозначенные действия со стороны ООО «Крона» при разделе земельного участка продиктованы необходимостью приведения вида разрешенного использования образуемых при разделе участков в соответствии с Решением Омского городского совета «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , что следует из составленной ООО «Крона» декларации (л.д. 63).

В этой связи земельный участок , образованный из земельного участка , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ уже с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей) (л.д. 80).

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОНА» заключила договор купли-продажи земельного участка с покупателями ФИО4, ФИО8, ФИО7, приобретшими земельный участок по праву равной долевой собственности, площадью 212300 кв.м., местоположение земельного участка установлено в 870 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>. При этом кадастровый номер указан , разрешенное использование земельного участка указано – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей). В п. 3.1 содержится информация о том, что земельный участок с образован из земельного участка с кадастровым номером площадью 212300 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под благоустройство и организацию зоны отдыха». Цена договора 348000 рублей (л.д. 16-18).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков с определением долей, заключенным между ФИО7, ФИО4 и ФИО8, установлено, что у ФИО7 и ФИО8 возникает право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , по 1/2 доли за каждым (л.д. 136).

Право собственности ФИО7 и ФИО8 на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 174, 175).

Впоследствии, на основании соглашения о разделе земельного участка, заключенного ФИО7 и ФИО8 (л.д. 176), земельный участок с кадастровым номером был разделен на пятнадцать самостоятельных, в числе которых образован и земельный участок с кадастровой стоимостью на момент его формирования 365920 рублей (л.д. 152-173).

В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8 продали ФИО9, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:44ДД.ММ.ГГГГ00 рублей (л.д. 97-98).

Последняя, в свою очередь, продала спорный участок ФИО1 по цене 625000 рублей согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-101, 102).

Право собственности ответчицы в отношении спорного земельного участка зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116).

Оценивая юридическую природу отношений по обороту земельного участка и образованного из его состава земельного участка , суд отмечает, что в силу означенных выше положений нормативно-правовых актов, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов вновь переданы Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>.

Иные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, расположенные на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть проданы исключительно на торгах, организатором которых также выступает Департамент имущественных отношений.

По смыслу названных норм, участки земли для благоустройства и организации зоны отдыха могут быть предоставлены в собственность граждан на основании распоряжения Департамента имущественных отношений, а участки для строительства – путем их выкупа на торгах.

При этом, исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным (ч. 1).

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5).

Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1). В состав жилых зон включаются зоны застройки жилыми домами (ч. 2).

В силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ч. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ч. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ч. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ч. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).

В указанный период времени действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденные Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 1 ч.1 ст. 1 названных Правил, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в таблице N 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.

В соответствии со ст. 13 указанных выше Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории <адрес> осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 1).

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями может осуществляться при наличии дополнительного разрешения и согласования уполномоченных исполнительных органов Российской Федерации, <адрес> и органов местного самоуправления <адрес> (ч. 3).

В случаях если земельный участок и объект капитального строительства расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то решения о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, <адрес>, уполномоченными органами местного самоуправления <адрес> в соответствии с федеральными законами (ч. 5).

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (ч 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> включают в себя карту градостроительного зонирования территорий <адрес> (ст. 38), а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.

Согласно ст. 38 названных Правил, рекрационные зоны указаны под символом «Р», тогда как зона под индивидуальные жилые дома (не более 3 этажей) – под символом «Ж»- жилые зоны, в том числе индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками.

В силу пункта 5 статьи 2 указанных Правил данные Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории <адрес>.

Согласно пункту 1 статьи 3 данных Правил, они действуют на всей территории в границах <адрес>.

В силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, возможно только с проведением аукциона, за исключением наличия оснований по правилам ст. 39.19 ЗК РФ.

Оценивая действия должностных лиц, как связанные с обретением прав собственности муниципального образования городской округ <адрес> на участок :3449, так и связанные с передачей земельного участка ООО «КРОНА», суд приходит к выводу, что данные действия совершены в нарушение вышеозначенного порядка и вопреки интересов как самого департамента, так и всего муниципального образования, вследствие чего, он выбыл из его владения помимо воли собственника.

Названные действия носили явно незаконный характер, при наличии четкого правового регулирования.

В настоящее время Распоряжением Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский АО, <адрес>» признаны утратившими силу.

Доводы ответной стороны о пропуске прокурором исковой давности признаны судом необоснованными.

Согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Очевидно, что о нарушении своего права муниципальное образование городской округ <адрес> узнало с ДД.ММ.ГГГГ - момента возбуждения уголовного дела по факту превышения должностными лицами Департамента имущественных отношений своих полномочий. В связи с этим срок исковой давности не пропущен.

Между тем отказывая в удовлетворении исковых требований, суд отмечает следующее.

Согласно материалам гражданского дела, в целях реализации прав землепользователей в соответствии с целевым назначением ответчицей ФИО1 на приобретенном ею спорном земельном участке был возведен жилой дом общей площадью 373,3 кв.м., этажностью: 2. В отношении здания ДД.ММ.ГГГГ получено распоряжение в Администрации Кировского АО <адрес> об установлении почтово-адресной нумерации: <адрес>.

В соответствии с содержанием технического плана здания и кадастрового паспорта, жилой дом поставлен на кадастровый учет под номером , кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 3634258,42 рублей.

Из материалов дела также следует, что часть дома располагается на земельном участке с кадастровым номером , который предметом спора не является.

Право собственности на вышеозначенный объект недвижимости – жилой дом по <адрес> в <адрес>, расположенный на участках и , зарегистрировано за ответчицей ФИО1 и ФИО10, по <данные изъяты> доли за каждым, в предусмотренном законом порядке, что следует из содержания свидетельств о государственной регистрации права общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с документами, представленными ответчицей в обоснование возражений, также следует, что к дому подведены системы коммуникаций - электроэнергии, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, обеспечивающих жизнедеятельность, а также функционирование жилого дома, что подтверждается договорами и разрешительной документацией. Заключены договоры абонентского обслуживания.

Суд отмечает, что истцом в судебном заседании поддержаны лишь требования, изложенные в иске, при этом предметом спора земельный участок с кадастровым номером , а также жилой дом по <адрес> в <адрес>, который расположен на территории как предъявленного к изъятию земельного участка, так и на территории земельного участка :, не являлись.

По мнению суда, в сложившейся спорной ситуации истребование земельного участка без решения судьбы объектов недвижимости, прочно связанных с земельным участком. неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Суд отмечает, что надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который способен привести к восстановлению нарушенных прав, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости. При этом избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предположительно нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Оценивая представленные доказательства в контексте заявленных требований, суд полагает, что требования истца не могут привести к восстановлению нарушенного права муниципального образования как распорядителя земельным участком, а также [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц, как потенциальных приобретателей прав на участок, поскольку на предъявленном к изъятию земельном участке располагается жилой дом, принадлежащий по праву собственности, в том числе, ответчице, судьба которого предметом спора не является.

Кроме того, на момент приобретения земельного участка право собственности на него у ФИО9, равно как и у правопредшественников, было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Очевидно, что доступ к документам сделок с земельным участком, с тем чтобы дать им надлежащую оценку, в том числе с позиции соответствия их законодательству, в распоряжении ответчицы не имелось.

В этой связи, оснований считать, что ответчица при приобретении спорного земельного участка действовала не добросовестно, с намерением его использования не по назначению, соответствующему территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа), с намерением использования его для последующей перепродажи, у суда не имеется.

Реализуя права землепользователей, ответчица и ее супруг вложили значительные, свыше трех миллионов рублей, финансово-материальные средства в развитие земельного участка. При этом, из материалов дела следует, что приобретение ФИО1 спорного земельного участка было обусловлено желанием строительства на нем дома для проживания, которое последней реализовано.

Напротив бездействие в течение длительного времени органов местного самоуправления, в интересах которого заявлены исковые требования, в значительной степени способствовало отчуждению земельного участка ответчицей в порядке выше установленном, в то время как последняя, являясь добросовестным приобретателем спорного недвижимого имущества, фактически использует его по назначению.

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, и учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса прав и охраняемых законом интересов сторон спора, принимая во внимание, что ответчица, будучи участником правоотношений, порожденных действиями государственных органов, является физическим лицом как наименее защищенной стороной, суд полагает, что избранный способ защиты права явно несоразмерен характеру предполагаемых нарушений прав истца и является чрезмерным при их восстановлении по отношению к ответчику как добросовестному приобретателю имущества.

С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Прокурора <адрес> в интересах Муниципального образования городской округ <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО] лиц к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, передаче его в распоряжение Муниципального образования городской округ <адрес>, исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, взыскании государственной пошлины, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Лопаткин В.А.

Решение изготовлено в окончательной форме «12» апреля 2016 года. Решение вступило в законную силу 14.05.2016 года.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Кировский районный суд г. Омска (Омская область) на 11.03.2016:
Дело № 9-266/2016 ~ М-1837/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бабкина Т.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2349/2016 ~ М-1831/2016, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фрид Е.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2352/2016 ~ М-1806/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 05.05.2016
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Паталах С.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2549/2016 ~ М-1809/2016, первая инстанция
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фрид Е.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-274/2016 ~ М-1843/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лопаткин В.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2339/2016 ~ М-1851/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 21.03.2016
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лопаткин В.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2294/2016 ~ М-1849/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 11.03.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Булатов Б.Б.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2456/2016 ~ М-1848/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 06.04.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бабкина Т.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2416/2016 ~ М-1833/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 14.04.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Командыков Д.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2361/2016 ~ М-1813/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 12.04.2016
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бутакова М.П.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-125/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 11.03.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Булатов Б.Б.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-532/2016, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Фрид Е.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-540/2016, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Литвинов Д.О.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-539/2016, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Литвинов Д.О.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-538/2016, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Терехин А.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-536/2016, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бабкина Т.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-533/2016, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Литвинов Д.О.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-531/2016, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13а-535/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 16.03.2016
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Булатов Б.Б.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-118/2016, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гончаренко Г.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-534/2016, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лопаткин В.А.
  • Судебное решение: НЕТ