Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 31.03.2017 |
Дата решения | 26.04.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Григорец Т.К. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 55126c9e-9cd6-3da2-b670-3e628e790b91 |
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 апреля 2017 года
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Григорец Т.К., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Прокурора Кировского АО <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» к БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», Администрации <адрес> о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор КАО <адрес> обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, а также законодательства об образовании в РФ в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида». В ходе проверки было установлено, что в БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» отсутствует система видеонаблюдения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» с целью устранения нарушений внесено представление. Согласно информации БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» в 2016 году в департамент образования <адрес> направлено письмо о выделении финансирования на установку системы видеонаблюдения, однако до настоящего времени вопрос установки системы видеонаблюдения не решен. Данный факт свидетельствует о невыполнении образовательной организацией, Администрацией <адрес> возложенных действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения и обеспечения антитеррористической защищенности. Отсутствие системы видеонаблюдения в БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, и, как следствие, влечет нарушение права на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц: воспитанников, работников детского сада и его посетителей.
Просит суд обязать БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», Администрацию <адрес> создать безопасные условия обучения, оборудовав здание БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» системой видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского административного округа <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», в судебном заседании участия не принимал, о месте, времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требования.
Представитель Администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, просил суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований на основании доводов, изложенных в письменном отзыве.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 22.10.2009 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом, прокуратурой КАО <адрес> была проведена проверка БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», расположенной по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А. В ходе проверки выявлено, что в указанном бюджетном образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой КАО <адрес> было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму (л.д.12,13).
В силу подпункта 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1.6 Устава БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» учредителем образовательной организации является муниципальное образование городской округ <адрес>.
В силу пункта 1.10 Устава БДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке.
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Таким образом, Администрация <адрес> обязана в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, являясь субъектом антитеррористической деятельности.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Доводы представителей ДОУ <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», Администрации <адрес> об отсутствии финансирования не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, ссылка ответчиков на тот факт, что задние БДОУ <адрес> «Детский сад №» 1979 года постройки, а потому актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 на данный случай не распространяется, т.к. применяется при строительстве новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных здания, несостоятельна, т.к. при установке системы видеонаблюдения не требуется проведение капитального ремонта и реконструкции здания.
Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, при этом, как следует из текста представления, не предприняты и иные меры обеспечения безопасности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
Отсутствие функционирующей системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении. Не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Осуществление деятельности дошкольного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Решение суда в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», Администрацию <адрес> создать безопасные условия обучения, оборудовав здание бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида» системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.К.Григорец. Вступило в законную силу. Не обжаловалось.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ