Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 11.03.2020 |
Дата решения | 23.06.2020 |
Категория дела | Прочие из пенсионного законодательства |
Судья | Крупкина Е.П. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 8d166b11-5374-3f02-ae4b-29de447c35d1 |
Дело №
УИД 55RS0№-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Крупкиной Е.П., при помощнике судьи ФИО4, секретаре ФИО5,
с участием истца ФИО3, представителя ответчика ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 23 июня 2020 года гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> об объединении государственных сертификатов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> об объединении государственных сертификатов. В обоснование требований указала, что лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. С заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал от имени детей ДД.ММ.ГГГГ обратилась ФИО7 На основании решений ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал в размере 214 704 руб. 25 коп. каждой. Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она восстановлена в родительских правах в отношении своих несовершеннолетних детей. С целью приобретения жилья она обратилась к ответчику с заявлением об объединении сертификатов, выданных на имя ее детей и выдаче на ее имя. Согласно ответу ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления отказано, поскольку не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал первоначальному правообладателю. ДД.ММ.ГГГГ ей выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал в размере 138 266 руб. 57 коп. С решением ответчика не согласна, так как после вступления решения суда о восстановлении в родительских правах матери, ране лишенной родительских прав, все ограничения в правах и обязанностях по отношению к детям снимаются. В связи с чем она имеет право воспользоваться всеми своими правами, в том числе, оформить материнский (семейный) капитал на свое имя. Просила обязать ответчика произвести объединения материнских капиталов, а именно государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал ФИО1 серии МК-6 № в размере 214 704 руб. 25 коп. и ФИО2 серии МК-6 № в размере 214 704 руб. 25 коп. и сертификат на областной материнский (семейный) капитал №, выданный на ее имя в размере 138 266 руб. 57 коп. Кроме того просила выдать объединенный государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на ее имя на общую сумму вышеуказанных сертификатов.
ДД.ММ.ГГГГ судом в судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено БУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (л.д.37).
Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом указала, что объединение сертификатов ей необходимо для приобретения жилья. Данные сертификаты выданы Пенсионным фондом, которым ее права ничем не нарушены. В приобретении жилья в собственность, как законному представителю детей, ей в сделке отказано юристом и нотариусом. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д.34), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, в котором указано, что родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, осуществляют правомочия по управлению имуществом, в том числе могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала. Кроме того, ответчик не наделен полномочиями по принятию и рассмотрению заявлений о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, так как лица, получившие сертификат, или их представители обращаются в уполномоченное государственное учреждение <адрес>, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития <адрес>, по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития <адрес>. При этом указала, что истец, как законный представитель своих несовершеннолетних детей, не лишена возможности и права приобрести жилое помещение в установленном законом порядке используя средства материнского капитала выданных на двоих детей, выданные Пенсионным фондом Российской Федерации, а так же на областной материнский капитал, к которому Пенсионный фонд отношения не имеет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо БУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом (л.д.48), причины неявки не известны.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1559-I), государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Из смысла ст. 2 Закона № 256-ФЗ следует, что дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, являются составной частью социальной политики России и представляют собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от последствий политических социальных реформ, создание благоприятных условий для воспитания детей.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей (ч.3 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет (ч.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи (ч.5 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим (ч.6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ФИО3 является матерью несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельствами о рождении детей (л.д.10-12).
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении дочерей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетие дети переданы на воспитание опекуну ФИО7 (л.д.56-59).
После лишения родительских прав ФИО3 и ФИО2 право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у их детей — ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в равных долях.
ДД.ММ.ГГГГ в интересах несовершеннолетних детей в ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> обратилась их законный представитель ФИО7 с заявлением о выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (л.д.51-52,84-85).
Решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, 343 на имя несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1 выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал в равных долях в размере 214 704,25 руб. каждому (л.д.18-19,50,83).
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО3, истец восстановлена в родительских правах в отношении несовершеннолетних дочерей, дети переданы на воспитание матери ФИО3 (л.д.13-14).
Обратившись к ответчику с заявлением по вопросу оформления материнского (семейного) капитала, ФИО3 получила ответ пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, которым указано, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал первоначальному правообладателю (л.д.15-16).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 37 настоящего Кодекса. На основании п. 3 ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.
В то же время законными представителями детей являются их родители, которые выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий (статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, осуществляют правомочия по управлению имуществом, в том числе могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала.
Материалы дела содержат сведения о выдаче истцу, в связи с рождением третьего ребенка ФИО8, сертификата на областной материнский (семейный) капитал № от ДД.ММ.ГГГГ БУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на сумму 138 266 руб. 57 коп. (л.д.17).
Пунктом 1 ст. 41.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1061-ОЗ "<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" установлено право на получение меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского (семейного) капитала (далее в настоящей статье - семейный капитал), которое возникает при рождении (усыновлении) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, не имеющих места жительства за ее пределами и относящихся к следующим категориям граждан: женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на получение семейного капитала; мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на получение семейного капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 10 ст. 41.<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям, в том числе, для улучшения жилищных условий на территории <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-п "О мерах по реализации статьи 41.<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" (вместе с "Порядком выдачи сертификата на областной материнский (семейный) капитал", "Порядком распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала") в частности утвержден Порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала (далее — Порядок).
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка в целях распоряжения средствами (частью средств) семейного капитала лица, получившие сертификат, или их представители обращаются в уполномоченное государственное учреждение <адрес>, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития <адрес>, по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития <адрес>.
Таким образом, Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации не наделено полномочиями по принятию и рассмотрению заявлений о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие норм, регулирующих механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал первоначальному правообладателю, суд полагает требования истца об обязании ответчика произвести объединения материнских капиталов, а именно государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал ФИО1 серии МК-6 № в размере 214 704 руб. 25 коп. и ФИО2 серии МК-6 № в размере 214 704 руб. 25 коп. и сертификата на областной материнский (семейный) капитал №, выданный на ее имя в размере 138 266 руб. 57 коп., выдаче объединенного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на ее имя на общую сумму вышеуказанных сертификатов, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 об обязании ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> произвести объединение материнских капиталов, а именно государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал ФИО1 серии МК-6 № в размере 214 704 руб. 25 коп. и ФИО2 серии МК-6 № в размере 214 704 руб. 25 коп. и сертификат на областной материнский (семейный) капитал №, выданный имя ФИО3 в размере 138 266 руб. 57 коп., выдаче объединенного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на имя ФИО3 на общую сумму вышеуказанных сертификатов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п Е.П. Крупкина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.