Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 22.02.2019 |
Дата решения | 18.04.2019 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Крупкина Е.П. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8abaaf9b-19b6-3ab1-ada3-9c3e0ed6ea17 |
Дело № 2-1194/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Крупкиной Е.П., при секретаре Рассказовой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 апреля 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управления ПФР в КАО <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Омском пассажирском автотранспортном предприятии №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса в ПАТП-8. Полагает, что указанные периоды были ответчиком из специального стажа исключены незаконно, поскольку все указанное время истец работал в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течении полного рабочего дня. Просил включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса в Омском пассажирском автотранспортном предприятии №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 1 класса в Муниципальном пассажирском автотранспортном предприятии №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса 1 класса в Муниципальном предприятии <адрес> «Пассажирское предприятие №», признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнил, просил включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д.50), в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, поскольку истцом не представлено справки, уточняющей условия труда. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ трудовая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в КАО <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д.10).
При этом в специальный стаж истца не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Омском пассажирском автотранспортном предприятии №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса в ПАТП-8, так как не прослеживается занятость 80% рабочего времени на городских маршрутах.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516).
Пункты 4, 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 29) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам № от ДД.ММ.ГГГГ, наименования профессий водитель до ДД.ММ.ГГГГ указывались без уточнения на регулярные городские пассажирские маршруты.
В силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу с принятием Закона № 173-ФЗ), ст. 12 Закона была дополнена п. «к» следующего содержания: на назначении пенсии мужчинам по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст.10 Закона».
С указанного периода профессия водитель была переименована на «водитель автобусов всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах».
В силу п.1.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ № « от ДД.ММ.ГГГГ, автобусный маршрут – это установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечными пунктами, а регулярными, в соответствии с п.1.2.3.1, признаются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.
Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта).
Согласно п.2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: 2.1 приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; 2.2. путевых листов; 2.3 при отсутствии приказов и путевых листов – справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на курсы водителей автобусов, ДД.ММ.ГГГГ по окончании курсов переведен водителем автобусов 2 класса в Омское пассажирское автотранспортное предприятие №, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (л.д.11-19).
Судом с целью проверки занятости истца в спорные периоды времени на городских маршрутах исследованы ведомости начисления заработной платы водителям, личные карточки истца.
В судебном заседании допрошена свидетель ФИО4, работавшая в спорные периоды работы истца экономистом в пассажирском автотранспортном предприятии, занималась выборкой часов, определением вида перевозок город, пригород или заказ, пояснила, что для определения вида перевозок, на которых работал водитель, используется часовая тарифная ставка, различались: общие тарифные ставки и городские. По общим тарифным ставкам шло начисление заработной платы на пригородных перевозках, заказных перевозках, по городским тарифным ставкам – городские перевозки. На период работы истца существовали следующие ставки: общая – 83,5 рубля и городская – 91,8 рубль. Городские тарифные ставки были выше общих на 10 % за более напряженный труд и частые остановки. Отплата труда была повременно-премиальная, повременная зарплата начислялась путем умножения часов тарифной ставки на количество отработанных часов. В книгах-ведомостях в графе повременно указаны часы, которые необходимо определить путем деления зарплаты, начисленной повременно, на часы, в результате получается тарифная ставка. Исходя из часовой тарифной ставки видно вид перевозок. Таким образом просматривается каждый месяц и день недели. В ведомостях имеется графа 04 – это количество часов, отработанных на ремонте, количество дней отпуска конкретно бухгалтер пишет в каждом месяце, если на 2 месяца, то указывается количество дней.
Выборка часов на льготную пенсию в сопоставлении с производственным календарем позволяют произвести расчет занятости истца на регулярных городских пассажирских перевозках.
Судом на основании представленных в материалы дела архивных справок с выборкой часов, карточек Т2, а также сведений работодателя о начислении заработной платы составлена следующая сводная таблица:
Период | Норма в месяц, час. | 80% рабочего времени, час. | Фактически отработано в особых условиях, час. |
Сентябрь 1981 | 178 | 142,4 | 207 |
Октябрь 1981 | 176 | 140,8 | 183 |
Декабрь 1981 | 184 | 147,2 | 212 |
Январь 1982 | 170 | 136 | 162+16 (ремонт) = 178 |
Февраль 1982 | 164 | 131,2 | 35+24 дня отпуска |
Март 1982 | 178 | 142,4 | 134+48 (ремонт)=182 |
Май 1982 | 171 | 136,8 | 188+8(ремонт)=196 |
Ноябрь 1982 | 171 | 136,8 | 214 |
Декабрь 1982 | 184 | 147,2 | 151 |
Январь 1983 | 171 | 136,8 | 221 |
Февраль 1983 | 164 | 131,2 | 204 |
Март 1983 | 177 | 141,6 | 114+15 дней отпуска |
Апрель1983 | 177 | 141,6 | 143+9 дней отпуска=152 |
Май 1983 | 164 | 131,2 | 197+8 (ремонт)=205 |
Июнь 1983 | 178 | 142,4 | 194 |
Декабрь 1983 | 184 | 147,2 | 267 |
Январь 1984 | 178 | 142,2 | 190+8(ремонт)=198 |
Февраль 1984 | 171 | 136,8 | 183 |
Март 1984 | 176 | 140,8 | 235 |
Апрель 1984 | 170 | 136 | 37+19 дней отпуска |
Май 1984 | 163 | 130,4 | 99+16 (ремонт)+8 дней отпуска |
Июль 1984 | 178 | 142,2 | 194,8+8 (ремонт)=202,8 |
Таким образом, в специальный стаж ФИО1 надлежит включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса в Омском пассажирском автотранспортном предприятии №.
По правилам п.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с заявлением о назначении пенсии к ответчику обратился ДД.ММ.ГГГГ
Продолжительность специального стажа, определенного ответчиком составила 17 лет 08 месяцев 20 дней, страхового – 39 лет 03 месяца 29 дней.
Судом в специальный стаж включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 07 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц) в должности водителя автобуса в Омском пассажирском автотранспортном предприятии №, что в совокупности с продолжительностью стажа на соответствующих видах работ, включенного ответчиком, не составляет необходимой продолжительности специального стажа 20 лет.
Учитывая, что истец после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии продолжал трудовую деятельность в особых условиях труда (л.д.58-66), суд считает возможным признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса в Омском пассажирском автотранспортном предприятии №.
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Крупкина
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.