Дело № 2-1183/2019 ~ М-867/2019, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Кировский районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 22.02.2019
Дата решения 23.04.2019
Категория дела Прочие исковые дела
Судья Паталах С.А.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID f2184b46-3040-3dd5-b978-de4139ba4903
Стороны по делу
Истец
*** **************
Ответчик
******** **** ************
******** ****** *********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-1183/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 23 апреля 2019 года

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Паталах С.А.,

при секретаре Небеснюк Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» к [СКРЫТО] С.С. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ «Уралуправтодор» обратилось в суд с названным иском в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ на автомобиле HINO, государственный регистрационный знак , принадлежащим ответчику, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге Екатеринбург-Тюмень, на участке принадлежащем ФКУ «Уралуправтодор» на праве оперативного управления. В нарушение требований нормативных правовых актов, при перевозке ответчиком было допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств. Управлял транспортным средством водитель [СКРЫТО] О.В. Согласно свидетельства о регистрации транспортных средств, собственником транспортных средств является [СКРЫТО] С.С. Нарушения со стороны ответчика были выявлены в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на стационарном пункте весового контроля (СПВК – Тюмень 317) и зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ. В установленном законом порядке ответчиком не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильной дороге Екатеринбург-Тюмень, составил 53 342 рубля 56 копеек.

Просит суд взыскать с ответчика в качестве возмещения вреда, причиненного его транспортным средством федеральной автомобильной дороге в размере 53 342 рубля 56 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ определением Кировского районного суда г. Омска к участию в деле в качестве соответчика привлечен [СКРЫТО] О.В.

Представитель истца ФКУ «Уралуправтодор», будучи надлежащим образом, уведомленным о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Ответчик [СКРЫТО] О.В., в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному месту жительства, о причинах неявки суду не сообщил, письменный отзыв не представил.

В судебном заседании ответчик [СКРЫТО] С.С. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что в момент совершения правонарушения законным владельцем транспортного средства на основании договора аренды являлся [СКРЫТО] О.В., в связи с чем он является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на пункте весового контроля (СПВК – Тюмень 317), расположенном на 317 км. автомобильной дороги <адрес> зафиксированы превышения осевых нагрузок на транспортном средстве HINO, государственный регистрационный знак , под управлением [СКРЫТО] О.В., собственником которого являлся [СКРЫТО] С.С. (л.д. 7).

Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы контрольные весы СДК.Ам-01-1-2, которые в установленном порядке прошли поверку (свидетельства о поверке , действительны до ДД.ММ.ГГГГ). Установленные в результате проверки уполномоченным органом весовых параметров транспортного средства на оборудовании, прошедшем поверку в установленном порядке, значения осевых нагрузок являются объективными и достоверными, доказательств обратного ответчиком суду не представлено (л.д. 10).

Факт принадлежности указанного транспортного средства [СКРЫТО] С.С. подтверждается свидетельством о регистрации ТС (л.д. 8), а также сведениями МОТН и РАС ГИДД УМВД России по Омской области (л.д. 32).

Также установлено, что между [СКРЫТО] С.С. и [СКРЫТО] О.В. заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ автомобиля HINO, государственный регистрационный знак , сроком действия в течение 1 года с момента заключения (л.д. 38-43).

В силу абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

По смыслу приведенной правовой нормы ответственность за причиненный источником повышенной опасности вред несет его собственник, если не докажет, что право владения источником передано им иному лицу в установленном законом порядке.

Таким образом, [СКРЫТО] О.В. являлся законным владельцем указанного транспортного средства на момент контрольного взвешивания ДД.ММ.ГГГГ, как арендатор по указанному договору.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» установлен исчерпывающий перечень информации, которая указывается в Акте по результатам взвешивания транспортного средства, в котором отсутствует обязанность Ространснадзора указывать в акте данные о средствах измерения: весы, на которых произведено взвешивание автомобиля, их заводской номер, а также номер свидетельства о поверке этих весов.

Пункт 2.1.1.2.2. вышеуказанного Приказа содержит исчерпывающий перечень информации, которая указывается в акте, в указанном перечне в качестве обязательной информации сведения о средствах измерения не поименованы.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закон об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно пунктам 8, 9 указанной статьи порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125.

В соответствии с п. 2 данного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства (в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в километрах); полная масса транспортного средства (в тоннах): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (в тоннах): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства); сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.

В соответствии с п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.

Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, пределы допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в указанных Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом.

Исходя из вышеизложенного следует вывод, что нарушением может быть превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств без превышения по общей массе.

Возможно превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств без превышения по общей массе.

При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257 ФЗ) временные ограничение или прекращение движения транспортных средств) по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (здесь и далее согласно редакции от 03.12.2012), движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Часть 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что для получения специального разрешения, требуется:

1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов,

2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно п. 3 ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.

При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством РФ (ч. 12 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п. 2 Правил). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п. 3). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

Одновременно, п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки транспортного средства HINO, государственный регистрационный знак было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Всего расстояние, пройденное автомобилем тягач HINO, государственный регистрационный знак Т 955 ЕЕ 55 по федеральной автомобильной дороге, составило 317 км. (л.д. 7).

С учетом произведенных расчетов при составлении акта был исчислен размер нанесенного ущерба и соответствующей платы в сумме 53 342 рубля 56 копеек.

Оценивая доводы истца, суд соглашается, что ответчиком [СКРЫТО] О.В. допущены нарушения предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, что привело к причинению вреда дорогам, что является основанием для взыскания ущерба в сумме 53 342 рубля 56 копеек.

По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика [СКРЫТО] О.В. в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 800 рублей 28 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» удовлетворить.

Взыскать с [СКРЫТО] О.В. в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при перевозке тяжеловесного груза в размере 53 342 рубля 56 копеек.

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» к [СКРЫТО] С.С. оставить без удовлетворения.

Взыскать с [СКРЫТО] О.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 800 рублей 28 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Омска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Паталах

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2019 года

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Кировский районный суд г. Омска (Омская область) на 22.02.2019:
Дело № 2а-1167/2019 ~ М-863/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 22.02.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Булатов Б.Б.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-869/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Григорец Т.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-860/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1194/2019 ~ М-857/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 18.04.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Крупкина Е.П.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-868/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1225/2019 ~ М-849/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 15.04.2019
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Симахина О.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1301/2019 ~ М-825/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 01.04.2019
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Терехин А.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1202/2019 ~ М-868/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 12.03.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1203/2019 ~ М-856/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 30.04.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Симахина О.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1201/2019 ~ М-869/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 03.04.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Григорец Т.К.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-233/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 17.04.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шибанов В.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-230/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 05.04.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Павленко С.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-231/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 28.03.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Павленко С.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-232/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 15.03.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бородин А.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/10-18/2019, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шибанов В.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-437/2019, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Паталах С.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-438/2019, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Милль А.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-436/2019, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Крупкина Е.П.
  • Судебное решение: НЕТ