Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 16.10.2017 |
Дата решения | 12.12.2017 |
Статьи кодексов | ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Валиулин Р.Р. |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 91336c74-4472-31bf-8c1c-8f368797eb66 |
Дело № 12-531/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 12 декабря 2017 года жалобу законного представителя ООО «Авиатранс» [СКРЫТО] А.В. на постановление начальника ИФНС России по Кировскому АО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] А.В., а также решение заместителя руководителя Управления ФНС России по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ИФНС России по Кировскому АО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Авиатранс» [СКРЫТО] А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением №, [СКРЫТО] А.В. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что факт вменяемого правонарушения зафиксирован актом проверки №дсп от ДД.ММ.ГГГГ, с приложениями и протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ООО «Авиатранс» на основании соглашений, заключенных с перевозчиками и ПАО «ТКП» оказывает перевозчиками и пассажирам комплекс услуг, результатом которых являются заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты. В рамках заключенных с перевозчиками и иными организациями Агентских соглашений агент (субагент) бронирует, оформляет и продает билеты физическим лицам от имени организаций-перевозчиков (принципалов), с которыми и заключены вышеназванные соглашения.
Также обращает внимание, что прием денежных средств у физических лиц в качестве оплаты билетов в данном случае является следствием заключения договора перевозки. Такое положение вещей исключает привлечение агента к ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку целью и результатом его деятельности в описанной ситуации является именно заключение договора перевозки. Действие Закона №103-Ф3 распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей. Деятельность платежного агента - только прием денежных средств. Платежный агент не участвует в оказании услуг плательщику поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Таким образом, полагает, что если общество осуществляет не только посредническую деятельность по продаже билетов, но и оказывает иные самостоятельные услуги, оно не выступает в качестве платежного агента.
Кроме того считает, что если же по какой-либо причине исполнение договора перевозки становится невозможным, обязанность по возврату денежных средств за неиспользованную перевозку также лежит на Агенте, который ее оформил. Перечень операций, которые возможны со специального счета, не содержит упоминания о возврате денежных средств за неиспользованные услуги. Таким образом, принятие платежей от физических лиц далеко не всегда означает необходимость применения положений Закона №103-Ф3 по открытию и использованию специального счета и ККГ. В частности, осуществление организациями расчетов с физическими лицами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) Законом №103-Ф3 не регулируется, в связи с чем требование, предусмотренное ч. 14 ст. 4 данного Закона, об обязательном открытии специального счета на этих лиц не распространяется.
На основании изложенного просил отменить обжалуемое постановление.
Заявитель [СКРЫТО] А.В. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Защитник заявителя Бер Е.Б., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, пояснив, что обжалует также и решение заместителя руководителя Управления ФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы на постановление №.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника отдела ИФНС России по Кировскому АО г. Омска Козлов Д.Е. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Представитель ИФНС по КАО г.Омска Игнатчик Д.С., действующий на основании доверенности, представил письменный отзыв начальника ИФНС по КАО г.Омска, согласно которого оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Представитель УФНС России по Омской области Машкова Е.А., действующая на основании доверенности, также просила в удовлетворении жалобы отказать, представив в материалы дела письменный отзыв.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Однако при вынесении постановления по настоящему делу должностным лицом ИФНС России по Кировскому АО г. Омска эти требования закона выполнены не были, также были оставлены без внимания следующие обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Частью 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) или неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Субъектами указанного правонарушения являются платежные агенты, поставщики.
Как следует из обжалуемого постановления при проведении проверки в отношении ООО «Авиатранс» ИНН № по вопросу по вопросу использования специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее:
Согласно субагентского договора №А от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Группа Компаний Бизнесцентр», именуемое «Агент», передает ООО «Авиатранс», именуемому «Субагент», неисключительное право представлять последнего при заключении договоров воздушных пассажирских перевозок с третьими лицами (Пассажирами) выступая при этом по поручению Агента от имени Перевозчика. Агент предоставляет Субагенту право на продажу авиаперевозок на внутренние регулярные и международные рейсы Перевозчиков (п. 1.1). Субагент обязуется предоставлять Агенту услуги по привлечению своих клиентов в качестве пассажиров на рейсы авиакомпаний, на которые Агент имеет право бронировать и оформлять авиабилеты. В свою очередь Агент обязуется выплатить Субагенту вознаграждение за оказанные услуги (п. 1.2). Перечисление сумм выручки производится Субагентом на счет Агента в соответствии с п. 4.7 Договора. Все суммы, полученные Субагентом в соответствии с настоящим Договором (включая необходимые суммы оплаты за услуги), являются собственностью Агента и находятся у Субагента до тех пор, пока между сторонами не будут произведены необходимые взаиморасчеты за проданные в соответствии с настоящим Договором услуги (п. 4.8).
Согласно агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Авиакомпания «Сибирь», именуемое «Перевозчик», поручает ООО «Авиатранс», именуемое «Агент», совершать от имени Перевозчика поиск и привлечение пассажиров, оформление и продажу пассажирских перевозок (п. 1.1). Продажа перевозок должна производиться Агентом с разрешения Перевозчика и в соответствии с действующими тарифами Перевозчика, правилами перевозки и письменными инструкциями Перевозчика. Деятельность агента направлена на предоставление пассажирам действительного перевозочного документа, включая и не ограничиваясь бронированием и выпиской перевозочного документа, а также продажу дополнительных услуг, связанных с обеспечением перевозки (п. 2.1). Агент не имеет право устанавливать дополнительные сборы при продаже перевозок на рейсы Перевозчика без предварительного согласования с Перевозчиком (п. 2.5). Агент может заключать соглашения с другими организациями с возложением на эти организации статуса «Субагент», о чем информирует Перевозчика, в порядке определенном е разделе 2. Агент несет ответственность перед Перевозчиком за действия Субагентов, как за свои собственные действия (п. 2.6). Агент за продажу перевозок и выполнение иных действий в интересах Перевозчика получает агентское вознаграждение, которое считается полной компенсацией за услуги, предоставляемые Агентом Перевозчику (п. 3.1). Все суммы, полученные агентом за продажу перевозок, включая все сборы и таксы, а также причитающееся Агенту агентское вознаграждение, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, являются собственностью Перевозчика. Агент перечисляет на расчетный счет Перевозчика все суммы, полученные им за проданные перевозки, за вычетом причитающегося ему агентского вознаграждения, в сроки, указанные в Приложении № настоящего Соглашения (п. 3.2).
Согласно стандартного договора о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>», именуемое в дальнейшем ТКП, по поручению перевозчиков, заключивших с ТКП «Стандартный договор об организации и продажи на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки», наделяет ООО «Авиатранс», именуемое в дальнейшем «Агентство», правом продажи воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн-партнеров на бланках СПД, являющихся собственностью ТКП и/или электронных билетах НСАВ-ТКП, а также правом проведения расчетов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором (раздел 1). Агентство обязуется: при продаже перевозок выполнять общие правила продажи, бронирования и оформления перевозок и правила, установленные перевозчиками и опубликованные в информационной системе ИСТОК, если иное не предусмотрено перевозчиком в прямом договоре с Агентством (п. 2.1.4); перечислять на расчетный счет ТКП или на счета, указанные ТКП, выручку, сборы и таксу в объеме, подлежащем перечислению, в соответствии с нормативнотехнологическими документами, действующими в Системе взаиморасчетов, не позднее, чем на 3-й день после завершения отчетной декады продажи перевозок (п. ДД.ММ.ГГГГ). Агентство имеет право при перечислении выручки на расчетный счет ТКП или на счета, указанные ТКП, удерживать агентское вознаграждение за услуги, оказанные перевозчикам, которое определяется как сумма агентского вознаграждения за проданные перевозки за вычетом суммы агентского вознаграждения за перевозки, по которым оформлен возврат (п. 3.1.1).
В материалы дела представлен акт проверки №дсп от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 21-24), с приложениями.
Привлекая [СКРЫТО] А.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, должностное лицо ИФНС России по Кировскому АО г. Омска пришло к выводу, что ООО «Авиатранс», руководителем которого является [СКРЫТО] А.В., нарушает пункты 14, 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-Ф3, не используя в своей деятельности специальные банковские счета.
При этом следует отметить, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30.06.2009 № 103-ФЗ «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ»
Статьей 2 указанного Федерального закона определены основные понятия, используемые в данном законе, в частности:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 103-ФЗ).
Таким образом, действие вышеназванного закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента, не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Частью 14 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Также, в силу ч. 16 ст. 4 указанного Федерального закона по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Согласно Положению Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» счет № 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика». Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому договору, заключенному с платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), поставщиком.
При этом, как было указано выше, между ООО «Группа Компаний Бизнес-центр» и ООО «АВИАТРАНС» ДД.ММ.ГГГГ был заключен субагентский договор №А по условиям которого заявителю, как субагенту, предоставляется право при заключении договоров воздушных перевозок с третьими лицами выступать от имени ООО «<данные изъяты>» и предоставляется право на продажу авиаперевозок на внутренние и международные рейсы перевозчика.
Также, согласно агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» поручает ООО «Авиатранс», именуемое «Агент», совершать от имени Перевозчика поиск и привлечение пассажиров, оформление и продажу пассажирских перевозок.
Согласно стандартного договора о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» по поручению перевозчиков, заключивших с ТКП «Стандартный договор об организации и продажи на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки», наделяет ООО «Авиатранс» правом продажи воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн-партнеров на бланках СПД, являющихся собственностью ТКП и/или электронных билетах НСАВ-ТКП, а также правом проведения расчетов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором.
Анализируя положения указанных договоров, следует вывод о том, что ООО «Авиатранс» оказывает перевозчиками и пассажирам комплекс услуг, результатом которых являются заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты. В свою очередь, как указано выше, федеральный закон № 103-ФЗ распространяет свое действие на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей. Платежный агент не участвует в оказании услуг плательщику поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Из изложенного выше следует вывод о том, что если юридическое лицо осуществляет не только посредническую деятельность по продаже билетов, но и оказывает иные самостоятельные услуги, к платежному агенту по смыслу, придаваемому данному понятию Федеральным Законом от 30.06.2009 № 103-ФЗ, оно отнесено быть не может.
При таких обстоятельствах должностным лицом ИФНС России по Кировскому АО г. Омска не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 настоящего Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку при рассмотрении жалобы [СКРЫТО] А.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления ФНС России по Омской области данным обстоятельствам не была дана надлежащая правовая оценка, решение № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление начальника ИФНС России по Кировскому АО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] А.В., решение заместителя руководителя Управления ФНС России по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Р.Р. Валиулин