Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 22.10.2021 |
Дата решения | 17.12.2021 |
Статьи кодексов | ст.20.4 ч.1 КоАП РФ |
Судья | Валиулин Р.Р. |
Результат | Изменено с изменением наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | 7d01194d-f59d-3811-8578-db3ad618a3d9 |
Дело №
УИД 55RS0№-26
РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда <адрес> ФИО1, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2021 года в <адрес>, каб. 407 жалобу законного представителя БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» ФИО3 на постановление №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Кировского АО <адрес> по пожарному надзору в отношении БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Законный представитель учреждения обратился с жалобой в районный суд, указав, что проверка проводилась не 30 сентября, а ДД.ММ.ГГГГ. Законному представителю не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В ходе инструментального обследования не использовались дальномер и фотоаппарат, как указано в протоколе. Было отказано в приобщении документов с показателями пожарной безопасности на ковровые дорожки, ковровые покрытия и линолеум. Также указывает, что во исполнение ФЗ «О противодействии терроризму» ворота на подъездах к зданию школы закрыты на замок, ключи размещены на вахте, при необходимости могут быть легко открыты вахтёрами или сторожами. Обращает внимание, что учреждение финансируется исключительно из бюджета <адрес> и собственных средств для проведения необходимых мероприятий не имеет. Устранить нарушения самостоятельно учреждение не имеет возможности, так как это требует больших финансовых вложений. Просит постановление отменить.
Законный представитель учреждения ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что декларация пожарной безопасности была разработана в 2014 году. Факт не закрепления стальных стремянок для устройства выходов на кровлю не оспаривал, однако указал, что в случае их закрепления стремянки будут препятствовать эвакуации. Средства обеспечения пожарной безопасности проходят проверку, о чем имеются журналы. Для покрытия пола на путях эвакуации применяются ковровые покрытия и линолеум с исследованными показателями пожарной опасности. Факт отсутствия обозначения на дверях помещения № его категории по пожарной опасности не отрицал, однако сослался на неверное определение административным органом помещения, как складского, поскольку фактически это помещение для хранения книг. Наружные открытые лестницы были смонтированы менее 5 лет назад, в связи с чем проведения эксплуатационных испытаний лестниц не требовалось. Увеличить ширину эвакуационных выходов не представляется возможным. На момент проверки средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения имелись, однако предъявлены не были. Исходя из фактического количества детей в группах класс функциональной пожарной опасности здания не изменился. Инструкция о мерах пожарной безопасности была разработана в 2020 г. и имелась на момент проверки, однако предъявлена не была.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор КАО <адрес> по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, пояснила, что представленная учреждением декларация пожарной безопасности содержит недостоверные сведения, в связи с изменением функционального назначения объекта необходимы было внести изменения в декларацию. Стальные стремянки закреплены не были. На территорию учреждения доступ должен осуществляться беспрепятственно. Поскольку система автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре эксплуатируется учреждением сверх срока службы, то необходимо ежегодно проводить её испытание с внесением информации в журнал, чего сделано не было. Наружные открытые лестницы, предназначенные для эвакуации людей из здания при пожаре, эксплуатируются с 2010 года, не реже 1 раза в 5 лет должны проводится эксплуатационные испытания. Из средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека в ходе проверки были представлены ватно-марлевая повязка и щит из пластика. Вывод о количестве детей в группе сделан по количеству кроватей. В ходе проверки была представлена инструкция о мерах пожарной безопасности от 2018 года, она не соответствовала разделу 18 Правил противопожарного режима. Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя, в связи с чем права и обязанности ему не разъяснялись. Ходатайств о приобщении каких-либо документов от законного представителя учреждения не поступало. Проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ. В ходе инструментального обследования использовались дальномер и фотоаппарат, указанные в протоколе.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из представленных материалов усматривается, что Территориальным отделом надзорной деятельности Кировского АО <адрес> надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> на основании решения заместителя главного государственного инспектора КАО <адрес> по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» была проведена плановая выездная проверка.
Как следует из обжалуемого постановления ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут по адресу: <адрес>Б, БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» нарушило требования пожарной безопасности, а именно:
1)в здании школы не предусмотрено аварийное эвакуационное освещение путей эвакуации;
2) устройство выходов на кровлю с лестничных клеток в здании не выполнено через противопожарные люки 2-го типа;
3)при высоте лестниц у актового зала, центрального входа более 45 см не предусмотрены ограждения с поручнями;
4)заполнение проемов в противопожарной перегородке, отделяющей помещение книгохранилища (помещение № на поэтажном плане 3-го этажа согласно технического паспорта нежилого строения) от коридора - помещение №, от иных помещений №, 42 не выполнено противопожарным 2-го типа (фактически помещение книгохранилища отделено от других помещений деревянными дверьми);
5)не разработана декларация пожарной безопасности в отношении объекта защиты (фактически в декларации пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №-TO-О13121 содержатся недостоверные сведения);
6)запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (фактически смонтированы запорные устройства в виде врезных замков с ключами на дверях основного эвакуационного выхода, на дверях второго эвакуационного выхода из большого спортивного зала, на дверях, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток всех этажей здания, эвакуационных выход №, расположенный в обеденном зале столовой);
7)стальные стремянки для устройства выходов на кровлю с лестничных клеток через люки не закреплены;
8)система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;
9)не проведено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
10)для покрытия пола на путях эвакуации используются материалы с неисследованными показателями пожарной опасности (фактически в поэтажных коридорах 1-го этажа здания блока детского сада для покрытия пола применяются ковровые дорожки и ковровые покрытия с неизвестными показателями, блока школы для покрытия пола применяется линолеум;
11)для покрытия пола на путях эвакуации используются материалы с неисследованными показателями пожарной опасности (фактически в поэтажных коридорах 1-го этажа здания блока школы для покрытия пола применяется линолеум с неизвестными показателями);
12)для помещения складского назначения (помещение № на поэтажном плане 3-го этажа согласно технического паспорта нежилого строения) не определена и не обозначена на дверях категория по взрывопожарной и пожарной опасности;
13)над эвакуационными выходами из здания непосредственно наружу (вторые эвакуационные выходы через лестницы 3-го типа из групповых ячеек блока детского сада на 1-м этаже здания) не установлены световые оповещатели «Выход»;
14) не организовано проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
15)в помещениях 1-го этажа здания, относящихся к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек ширина эвакуационных выходов из помещений менее 1,2 м (фактически 0,9 м);
16)на объекте отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
17)на объекте защиты допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности части здания (фактически изменен класс функциональной пожарной опасности на Ф 1.1 в части левого крыла 1 этажа здания), не отвечающей нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
18)не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения по ст. 20.4 КоАП РФ выступает совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших функций государства.
Согласно ст. 1 названного Федерального закона пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 142, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с ч.1 ст. 6 вышеназванного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 26,27 ФЗ № классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.
По пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории:
1) повышенная взрывопожароопасность (А);
2) взрывопожароопасность (Б);
3) пожароопасность (В1 - В4);
4) умеренная пожароопасность (Г);
5) пониженная пожароопасность (Д).
Здания, сооружения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат.
Категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.
Определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям от наиболее опасной (А) к наименее опасной (Д).
К категории А относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 градусов Цельсия в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 килопаскалей, и (или) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 килопаскалей.
К категории Б относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 градусов Цельсия, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 килопаскалей.
К категориям В1 - В4 относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они находятся (обращаются), не относятся к категории А или Б.
Отнесение помещения к категории В1, В2, В3 или В4 осуществляется в зависимости от количества и способа размещения пожарной нагрузки в указанном помещении и его объемно-планировочных характеристик, а также от пожароопасных свойств веществ и материалов, составляющих пожарную нагрузку.
К категории Г относятся помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени, и (или) горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.
К категории Д относятся помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Категории зданий и сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из доли и суммированной площади помещений той или иной категории опасности в этом здании, сооружении.
Здание относится к категории А, если в нем суммированная площадь помещений категории А превышает 5 процентов площади всех помещений или 200 квадратных метров.
Здание не относится к категории А, если суммированная площадь помещений категории А в здании не превышает 25 процентов суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 1000 квадратных метров) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.
Здание относится к категории Б, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А и суммированная площадь помещений категорий А и Б превышает 5 процентов суммированной площади всех помещений или 200 квадратных метров.
Здание не относится к категории Б, если суммированная площадь помещений категорий А и Б в здании не превышает 25 процентов суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 1000 квадратных метров) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.
Здание относится к категории В, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А или Б и суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2 и В3 превышает 5 процентов (10 процентов, если в здании отсутствуют помещения категорий А и Б) суммированной площади всех помещений.
Здание не относится к категории В, если суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2 и В3 в здании не превышает 25 процентов суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 3500 квадратных метров) и эти помещения оснащаются установками автоматического пожаротушения.
Здание относится к категории Г, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А, Б или В и суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2, В3 и Г превышает 5 процентов суммированной площади всех помещений.
Здание не относится к категории Г, если суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2, В3 и Г в здании не превышает 25 процентов суммированной площади всех размещенных в нем помещений (но не более 5000 квадратных метров) и помещения категорий А, Б, В1, В2 и В3 оснащаются установками автоматического пожаротушения.
Здание относится к категории Д, если оно не относится к категории А, Б, В или Г.
Методы определения классификационных признаков отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.
Согласно ст. 49 ФЗ № исключение условий образования горючей среды должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов:
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;
3)использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;
4)изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);
5)поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6)понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7)поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8)механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9)установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
10)применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды;
11)удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
1)применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
2)устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
3)устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4)применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
5)применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
6)применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
7)устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
8)устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10)применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Согласно ч.2 ст. 56 вышеназванного Федерального Закона система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты:
1)использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
2)использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
3)использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках;
4)использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.
В соответствии со ст. 64 ФЗ № декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.
В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.
При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.
Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 84 ФЗ № оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2)трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3)размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4)включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5)дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6)обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7)иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.
Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.
Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.
Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Согласно ч. 1,2,3 ст. 88 вышеназванного Федерального закона части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.
Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.1 ст. 89 ФЗ № эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В соответствии с ч.6 ст. 134 ФЗ № область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее - руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Пунктом 12 указанных Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
В соответствии с п.п. «н» п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.
Согласно п.п. «б» п. 17 Правил руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 25 Правил в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
В соответствии с п. 30 Правил на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с п. 54 Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 указанных Правил правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Согласно п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец.
При высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей, при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м и более, а также в местах опасных перепадов (1 м и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Согласно п. 5.1.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.
В соответствии с п.5.3 СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» световые оповещатели "Выход" следует устанавливать:
в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;
над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;
в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".
Согласно п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (ремонтные мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.
Помещения взрывопожароопасных категорий А и Б размещать в жилых и общественных зданиях не допускается. Помещения пожароопасных категорий, кроме категорий В4 и Д, следует отделять от других помещений и коридоров в зданиях I, II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и (или) другими нормативными документами.
Указанное категорирование и выделение противопожарными преградами в жилых и общественных зданиях допускается не предусматривать:
- для помещений водоснабжения, канализации, мокрых помещений и других помещений, оборудование которых автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения нормативными документами не требуется;
- для размещаемых по процессу деятельности общественного объекта помещений санитарно-бытового назначения (гардеробных, кладовых уборочного инвентаря, белья, помещений мойки, стирки, глажения и т.п.);
- для кладовых любого назначения площадью до 10 м2, за исключением хранения изделий с горючими газами или легковоспламеняющимися жидкостями (кроме лекарственной, пищевой и парфюмерно-косметической продукции в мелкой расфасовке в соответствии с пунктом 5.5.3);
- для помещений приготовления пищи (с учетом требований к выделению пищеблоков в соответствии с пунктом 5.5.2), а также для охлаждаемых камер для продуктов питания и камер для пищевых отходов.
В соответствии с п.5.6.4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» размещаемые в зданиях, сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф4 части здания, помещения производственного, складского назначения, помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания объекта следует выделять противопожарными преградами в соответствии с пунктом 5.1.2.
Согласно п.7.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» В зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров, определяемой в соответствии с пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.
Заслуживают внимания доводы законного представителя об использовании для покрытия пола на путях эвакуации в поэтажных коридорах 1-го этажа здания блока детского сада и школы ковровых покрытий и линолеума с исследованными показателями пожарной опасности, что подтверждается представленными санитрано-эпидемиологическими заключениями, сертификатами соответствия и спецификацией (л.д.201-209). Непредоставление указанных документов в момент проведения проверки не может свидетельствовать об их отсутствии.
Учитывая данные обстоятельства, из постановления № от 12.10.2021г. следует исключить указание на вину учреждения в данной части.
Содержащиеся в СП 1.13130.2020 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Поскольку работы, связанные с шириной эвакуационных выходов в соответствии с требованиями, предъявляемыми СП 1.13130.2020, требуют изменения конструктивных особенностей зданий, то требования пожарной безопасности, содержащиеся в СП 1.13130.2020 подлежат соблюдению учреждением только в случае реконструкции или капитального ремонта здания, а не в процессе его текущей эксплуатации.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что объект защиты: здание, расположенное по адресу <адрес>Б, в котором осуществляет свою деятельность БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов», введено в эксплуатацию в 1985 году.
В Письме МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» было разъяснено, что при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
Доказательств, что здание учреждения подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, органом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, не представлено.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, которые установлены нормативными документами по пожарной безопасности в части, касающейся ширины эвакуационных выходов, связаны с вмешательством в конструктивные, объемно-планировочные характеристики здания. Устранение вышеназванных нарушений возможно только при реконструкции или капитальном ремонте здания.
Учитывая данные обстоятельства, из постановления № следует исключить указание на вину учреждения в совершении административного правонарушения в части, касающейся ширины эвакуационных выходов в помещениях 1 этажа здания, относящихся к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1.
Также подлежит исключению из постановления указание на вину БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» в части, касающейся инструкции о мерах пожарной безопасности, поскольку в ходе рассмотрения жалобы в суде ФИО3 была представлена инструкция, утвержденная приказом директора №-од от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 188-195). Данная инструкция содержит все необходимые сведения, перечисленные в разделе 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Доказательств того, что на момент проверки данная инструкция не была разработана, административным органом не представлено.
Вместе с тем, факт нарушения БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» требований пожарной безопасности в оставшейся части подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 126-128);
-протоколом инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 134-133);
-протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д. 134-143);
-актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 144-149);
-решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.№ (л.д. 151-156);
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает. Процессуальные документы соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, отсутствии в момент проверки дальномера и фотоаппарата полностью опровергаются как пояснениями госинспектора по пожарному надзору ФИО4, не доверять которым у суда нет оснований, так и протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим подпись законного представителя учреждения, и отсутствием каких- либо замечаний и возражений с его стороны.
Согласно п.3 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении.
В этой связи не заслуживают внимания доводы о не разъяснении законному представителю его прав и обязанностей, об отказе в приобщении документов, поскольку из пояснений должностного лица, составившего протокол, следует, что протокол был составлен в отсутствие ФИО3, поскольку последний не дождавшись окончания составления протокола, ушел.
В части недостоверности сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, вину учреждения считаю доказанной, поскольку после изменения функционального назначения объекта и класса функциональной пожарной опасности декларация пожарной безопасности разработана не была.
Факт не закрепления стальных стремянок для устройства выходов на кровлю с лестничных клеток через люки законным представителем не оспаривался, при этом довод о том, что в закрепленном состоянии стремянки будут препятствовать полному открытию дверей на путях эвакуации, равно, как и довод о том, что ворота на подъездах к зданию школы закрыты на замок во исполнение ФЗ «О противодействии терроризму» во всяком случае не освобождают учреждение от обязанности по соблюдению норм и правил пожарной безопасности в данной части.
Вопреки доводам заявителя, представленный журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре (л.д.63-69) и журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (л.д.70-91), не содержат сведений о проведении ежегодного планового испытания средств обеспечения пожарной безопасности. Факт эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы законный представитель признал.
Указание в постановлении наименования помещения книгохранилища как складского помещения не ставит под сомнение законность обжалуемого постановления. Факт отсутствия на дверях указанного помещения категории по взрывопожарной опасности и пожарной опасности законный представитель не оспаривал.
Документы, свидетельствующие об эксплуатации наружных открытых лестниц менее 5 лет учреждением представлены не были, в связи с чем вывод административного органа о неисполнении учреждением обязанности по проведению не реже 1 раза в 5 лет их эксплуатационных испытаний сделан обоснованно.
Поскольку на момент проверки средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека директором учреждения, лично присутствовавшим при проведении проверки, представлены не были, довод заявителя об их наличии считаю не соответствующим действительности.
Довод об отсутствии у учреждения финансовой возможности для устранения выявленных нарушений достаточным основанием для освобождения от ответственности в данном случае не является.
Вместе с тем, следует отметить, что БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» является некоммерческим учреждением, его целью не является извлечение прибыли, иных доходов кроме бюджетного финансирования не имеет.
Принимая во внимание характер выявленных нарушений, с учетом уменьшения их количества, а также с учетом направленных в Департамент образования Администрации <адрес> обращений по вопросам выделения денежных средств на устранение части нарушений, перечисленных в обжалуемом постановлении, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит изменению на предупреждение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В остальной части постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление № вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Кировского АО <адрес> по пожарному надзору в отношении БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, изменить.
Исключить из постановления указания на вину БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» в части следующих нарушений требований противопожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:
-для покрытия пола на путях эвакуации используются материалы с неисследованными показателями пожарной опасности (фактически в поэтажных коридорах 1-го этажа здания блока детского сада для покрытия пола применяются ковровые дорожки и ковровые покрытия с неизвестными показателями, блока школы для покрытия пола применяется линолеум;
-для покрытия пола на путях эвакуации используются материалы с неисследованными показателями пожарной опасности (фактически в поэтажных коридорах 1-го этажа здания блока школы для покрытия пола применяется линолеум с неизвестными показателями);
-в помещениях 1-го этажа здания, относящихся к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек ширина эвакуационных выходов из помещений менее 1,2 м (фактически 0,9 м);
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ.
Назначенное БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов» наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей заменить предупреждением.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья ФИО1