Дело № 12-3/2018 (12-566/2017;), апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Кировский районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 07.11.2017
Дата решения 18.01.2018
Статьи кодексов КоАП: ст. 6.3
Судья Валиулин Р.Р.
Результат Оставлено без изменения
Судебное решение Есть
ID a1e98d29-dc91-3985-bf5d-b380c3df14b2
Стороны по делу
Ответчик
*** ***** ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 12-3/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2018 года в г. Омске по ул.Суворова, 99, каб. 407 жалобу защитника ООО «Альфа Омск» Салогук К.А. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Ряполовой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО «Альфа Омск»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альфа Омск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Из содержания жалобы следует, что согласно абз. 3 на стр. 3 постановления программа производственного контроля ООО «Альфа Омск» составлена с нарушением требований СП 1.1.1058-01: в разделе 2 программы «Перечень основных нормативных документов, которые необходимы для контроля фактов производственной среды» отсутствуют указанные официально изданные нормативные документы в соответствии с осуществляемой деятельностью. При этом полагая, что деятельность ООО «Альфа Омск» не связана с нижеперечисленными санитарными нормами и правилами, защитник не находит основания включать в разделе 2 программы производственного контроля следующий перечень нормативных документов:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы»;

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Кроме того, по мнению защитника к числу объектов, на которых производится производственный контроль посредством лабораторных исследований, магазины «<данные изъяты>» как объекты розничной торговли не относятся. Так, в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» установлен перечень объектов, на которых не требуется выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля, к числу которых относятся в том числе объекты розничной торговли непродовольственными товарами, объекты розничной торговли нескоропортящимися пищевыми продуктами в промышленной упаковке.

На основании изложенного податель жалобы просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения на ООО «Альфа Омск» обязанности по включению в программу производственного контроля перечисленных в жалобе нормативных правовых актов, а также возложению на общество обязанности по проведению лабораторных исследований.

В возражении на отзыв защитник обращает внимание на то, что согласно положениям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» ООО «Альфа Омск» не осуществляет реализацию скоропортящихся пищевых продуктов, при этом положения СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», нарушение которых вменено ООО «Альфа Омск» в части определения понятия «скоропортящиеся продукты», противоречат положениям технического регламента, который имеет большую юридическую силу по отношению к указанным санитарным правилам.

В судебном заседании защитник ООО «Альфа Омск» Салогук К.А., действующая на основании доверенности, жалобу с учетом возражений поддержала в полном объеме. Подтвердила, что ООО «Альфа Омск» осуществляет реализацию таких пищевых продуктов, как хлеб, майонез, яйца, свиные уши копченые.

Представители Управления Роспотребнадзора по Омской области Липкина Е.А. и Ельцина Ю.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании просили в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в приобщенных в материалы дела письменных отзывах (л.д. 148-152, 177-179).

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ), а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 указанного закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Также в силу ч. 3 ст. 39 названного Федерального Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно положениям п. 1.4 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 № 23, в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.

На основании п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

Согласно пунктам 4.1 и 4.7 СП 2.3.6.1066-01 показатели микроклимата производственных помещений и помещений для посетителей должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений.

Естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению.

В силу п. 1.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2001 № 18, настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 2.8 СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль включает:

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Требования к программе производственного контроля определены главой III СП 1.1.1058-01.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Альфа Омск» была проведена плановая выездная проверка с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Основанием для проведения проверки послужил ежегодный план проведения проверок на 2017 год (л.д. 85-87).

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что у ООО «Альфа Омск», осуществляющего деятельность в магазинах «<данные изъяты>», по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>В; <адрес> угол <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>, для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены контейнеры с крышками установленные на площадках с твердым покрытием, что не соответствует п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01.

Программа производственного контроля ООО «Альфа Омск» составлена с нарушением требований СП 1.1.1058-01: в разделе 2 программы «Перечень основных нормативных документов, которые необходимы для контроля факторов производственной среды» отсутствуют следующие официально изданные нормативные документы в соответствии с осуществляемой деятельностью, а именно:

- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ;

- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

- СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания жилых зданиях и помещениях»;

- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централи-ванных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;

- CH 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях общественных зданий и на территории жилой застройки»;

- СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

- ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования ФЗ от 21.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральный закон от 23.02.201З № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 02272011 «Пищевая продукция в части ее маркировки;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «Технический регламент о безопасности молока и молочной продукции»;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «Технический регламент о безопасности мяса и мясной продукции».

Также в программе отсутствует перечень Форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля. Согласно представленной программы производственного контроля руководитель организации не обеспечил организацию производственного и лабораторного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции» в том числе скоропортящейся (молочной продукции, колбасных изделий, яиц, хлебобулочных изделий) во всех магазинах по вышеуказанным адресам, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.

В программе производственного контроля ООО «Альфа Омск» отсутствуют лабораторные испытания, а как следствие не осуществляется производственный контроль готовой продукции (в рамках плановой проверки выявлена готовая продукция не соответствующая требованиям НД по микробиологическому показателю - данный факт свидетельствует о том, что ООО «Альфа Омск» не эффективно проводит производственный контроль), воды водопроводной холодной, шума (во всех магазинах имеются источники шума: холодильные витрины, холодильные лари, кондиционеры), эффективности работы вентиляции (вентиляция в магазинах приточно-вытяжная), микроклимата, освещенности, что является нарушением п.1.4, п.4.1, п.4.7, п.14.1 СП 2.3.6.1066-01; п. 1.3, п. 1.5, п. 2.1, п. 2.3, п.2.4, п. 2,6, п. 2.7, п. 2.8, главы 3 СП 1.1.1058-01;

Вина ООО «Альфа Омск» в совершении указанного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-40); распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Альфа Омск» (л.д. 85-87); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-103); уставом ООО «Альфа Омск» (л.д. 113-121); выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой ООО «Альфа Омск» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, расположено по адресу: <адрес>А (л.д. 124-126).

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Омской области сделан обоснованный вывод о доказанности факта вышеописанного нарушения, допущенного ООО «Альфа Омск» в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Выводы должностного лица основываются на достоверных доказательствах, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Разрешая довод жалобы об отсутствии оснований для включения в программу производственного контроля СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.2.4.548-96, СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, отмечаю следующее.

Как было указано выше, требования к программе производственного контроля определены главой III СП 1.1.1058-01.

В частности, согласно п. 3.1 указанных Санитарных правил программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать в том числе: перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Альфа Омск» является торговля розничными алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах, а в качестве дополнительных видов деятельности указана розничная торговля незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия. (л.д. 124-126).

В соответствии с п. 3.2. Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01.2.3.5. «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.09.2001 № 23, качество воды в организациях торговли должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения.

При этом гигиенические требования, предъявляемые к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24.

В соответствии с п. 4.1 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. показатели микроклимата производственных помещений и помещений для посетителей должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений.

Гигиенические требования, предъявляемые к микроклимату производственных помещений, установлены СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21.

При этом в силу п. 1.2 СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. настоящие санитарные правила распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций. Ссылки на обязательность соблюдения требований настоящих Санитарных правил должны быть включены в нормативно-технические документы: стандарты, строительные нормы и правила, технические условия и иные нормативные и технические документы, регламентирующие эксплуатационные характеристики производственных объектов, технологического, инженерного и санитарно-технического оборудования, обусловливающих обеспечение гигиенических нормативов микроклимата.

В соответствии с п. 4.9 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. допустимые уровни шума и вибрации на рабочих местах в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки и производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий.

Гигиенические требования, предъявляемые к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки и производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий, установлены СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы», утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36.

При этом в силу п. 1.3 СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. ссылки на требования санитарных норм должны быть учтены в Государственных стандартах и во всех нормативно-технических документах, регламентирующих планировочные, конструктивные, технологические, сертификационные, эксплуатационные требования к производственным объектам, жилым, общественным зданиям, технологическому, инженерному, санитарно-техническому оборудованию и машинам, транспортным средствам, бытовым приборам.

В соответствии с п. 4.7 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению.

Гигиенические требования, предъявляемые к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003 № 34.

При этом в силу пунктов 1.2 и 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. указанные санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

Анализируя содержание вышеуказанных санитарных норм и правил в их взаимосвязи, прихожу к выводу о том, что ООО «Альфа Омск» при осуществлении своей деятельности обязано соблюдать требования СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.2.4.548-96, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, что подразумевает необходимость включения названных санитарных норм и правил в соответствующий раздел программы производственного контроля.

Довод жалобы о том, что к числу объектов, на которых должен осуществляться производственный контроль посредством лабораторных исследований, ООО «Альфа Омск», как объект розничной торговли не относятся, также подлежит отклонению по следующим мотивам.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Аналогичная обязанность определена в ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статьей 32 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда.

В части, касающейся сферы организации торговли продовольственными товарами, приняты и утверждены Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», в соответствии с п. 1.4 которых в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.

В соответствии с п. 4.1 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2001 № 18, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе, на следующих категориях объектов:

промышленные предприятия (объекты): рабочие места;

производственные помещения, производственные площадки (территория);

граница санитарно-защитной зоны;

сырье для изготовления продукции полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения;

новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).

Согласно п. 3.3 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать, в том числе перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).

С доводом жалобы о том, что привлеченное к ответственности общество не является объектом производственного контроля следует согласиться, однако в рассматриваемом случае объектом производственного контроля является готовая пищевая продукция, реализуемая ООО «Альфа Омск» в магазинах, в отношении которой необходима организация производственного контроля, в том числе путем проведения лабораторных исследований.

Иными словами, для надлежащего исполнения ООО «Альфа Омск» обязанностей продавца пищевых продуктов визуального осмотра приобретенной продукции, а также получения документов о соответствии реализуемой продукции требованиям государственных стандартов, недостаточно. ООО «Альфа Омск», являющееся продавцом пищевой продукции, обязано осуществлять контроль за качеством и безопасностью продукции, в том числе путем лабораторных исследований.

Утверждение защитника о том, что согласно положениям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» ООО «Альфа Омск» не осуществляет реализацию скоропортящихся пищевых продуктов, при этом положения СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», нарушение которых вменено ООО «Альфа Омск» в части определения понятия «скоропортящиеся продукты» противоречат положениям названного технического регламента, который имеют большую юридическую силу по отношению к СанПиН 2.3.2.1324-03, не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 № 98 введены в действие «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03.

В пункте 1.2 СанПиН 2.3.2.1324-03 указано, что санитарные правила устанавливают гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство.

Пунктом 1.5 СанПиН 2.3.2.1324-03 установлено, что в определенном законодательством Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачиваются пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности.

Продукты, которые при соблюдении установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах хранения, следует считать нескоропортящимися.

Продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут привести к вреду для здоровья человека, следует считать скоропортящимися и особо скоропортящимися продуктами, которые подлежат хранению в условиях холода и предназначены для краткосрочной реализации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Согласно ст. 4 ТР ТС 021/2011 скоропортящаяся пищевая продукция - пищевая продукция, сроки годности которой не превышают 5 дней, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, требующая специально создаваемых температурных режимов хранения и перевозки (транспортирования) в целях сохранения безопасности и предотвращения развития в ней болезнетворных микроорганизмов, микроорганизмов порчи и (или) образования токсинов до уровней, опасных для здоровья человека.

Вместе с тем, из системного толкования вышеназванных положений технического регламента следует вывод о том, что к скоропортящейся пищевой продукции относится пищевая продукция, сроки годности которой не превышают 5 дней, либо пищевая продукция, требующая специально создаваемых температурных режимов хранения и перевозки (транспортирования), что в целом не противоречит положениям СанПиН 2.3.2.1324-03.

Согласно приложению 2 СанПиН 2.3.2.1324-03 к скоропортящимся относятся продукты переработки мяса, птицы, яиц, молока, рыбы и нерыбных объектов промысла; мучные кремово-кондитерские изделия с массовой долей влаги более 13%; кремы и отделочные полуфабрикаты, в том числе на растительных маслах; напитки; продукты переработки овощей; жировые и жиросодержащие продукты, в том числе майонезы, маргарины; быстрозамороженные готовые блюда и полуфабрикаты; все виды пресервов; термизированные кисломолочные продукты и стерилизованные молочные продукты.

При этом из материалов дела, в частности акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ассортименте магазинов «<данные изъяты>» ООО «Альфа Омск» в реализации находится, в том числе, молочная продукция, колбасные изделия, яйца.

Из данных в судебном заседании пояснений защитника Салогук К.А. также следует, что ООО «Альфа Омск» осуществляет реализацию таких пищевых продуктов, как хлеб, майонез, продукты мясной переработки – свиные уши копченые.

В пользу доказанности факта реализации обществом скоропортящейся пищевой продукции говорит и то обстоятельство, что для хранения данной продукции, в частности колбасных изделий, рыбной гастрономии, яиц, молочной продукции в торговых залах и складских помещениях проверяемых магазинов используются холодильные шкафы. Кроме того, на необходимость соблюдения специальных температурных режимов хранения указывает и информация, содержащаяся на упаковке подвергшегося проверке субпродукта- «Уши свиные копченые», температура хранения которого от 0 С до +6 С.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ООО «Альфа Омск» осуществляет реализацию скоропортящихся пищевых продуктов, что, в свою очередь, влечет обязательное осуществление торговой организацией производственного контроля именно с применением лабораторных исследований и испытаний.

Предлагаемая стороной защиты трактовка письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ «О типовых программах производственного контроля» представляется суду сомнительной.

Действительно, согласно разделу 2 данного письма к объектам, на которых не требуется выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля, относятся объекты розничной торговли нескоропортящимися пищевыми продуктами в промышленной упаковке.

Вместе с тем, п. 10 раздела 1 названного письма относит к объектам, выполнение лабораторно-инструментальных исследований на которых в рамках производственного контроля является обязательным, организации оптовой и розничной продовольственной торговли.

Раздел 1.4 содержит примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в организациях продовольственной торговли. При этом к объектам производственного контроля на объектах розничной торговли пищевыми продуктами отнесены:

- входной контроль качества и безопасности поступающих пищевых продуктов, сырья и полуфабрикатов;

- контроль безопасности пищевых продуктов и полуфабрикатов.

Контролю подлежат следующие показатели:

- соответствие видом и наименований поступившей продукции маркировке на упаковке и товарно-сопроводительной документации;

- соответствие принадлежности продукции к партии, указанной в сопроводительной документации;

- соответствие упаковки и маркировки товара требованиям санитарных правил и нормативов, государственных стандартов;

-овоскопирование яйца;

- выборочный лабораторный контроль скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации.

Как указано выше к видам деятельности ООО «Альфа Омск» относится розничная торговля незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия. При этом в магазинах розничной сети реализуются в том числе хлеб, майонез, свиные уши копченые, молочная продукция, колбасные изделия, яйца.

Таким образом, содержание письма № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» применительно к видам деятельности и перечню фактически реализуемых в магазинах общества пищевых продуктов указывает на необходимость осуществления в рамках производственного контроля лабораторно-инструментальных исследований.

Следует согласиться и с позицией Управления Роспотребнадзора по Омской области, изложенной в приобщенном ДД.ММ.ГГГГ письменном дополнении к отзыву, из которого следует, что согласно п.п. Б п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. При этом в дополнении приведены ссылки на целый ряд санитарных норм и правил, обязывающих организации, осуществляющие торговлю пищевой продукцией, осуществлять производственный контроль с использованием лабораторных исследований для выявления и предотвращения распространения тяжелых заболеваний.

Наличие иных перечисленных в обжалуемом постановлении нарушений защитником общества не оспаривалось, других значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба не содержит.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства административным органом определены правильно, существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Постановление о привлечении ООО «Альфа Омск» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 6.3 названного Кодекса и является минимальным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Альфа Омск» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.Р. Валиулин

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Кировский районный суд г. Омска (Омская область) на 07.11.2017:
Дело № 2-5338/2017 ~ М-5915/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 11.12.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-5331/2017 ~ М-5893/2017, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Компанеец А.Г.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-5277/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 21.11.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Григорец Т.К.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-5312/2017 ~ М-5904/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 12.12.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Терехин А.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-5276/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 13.12.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Командыков Д.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-5326/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 29.11.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зинченко Ю.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-5392/2017 ~ М-5910/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 01.12.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вихман Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-1232/2017 ~ М-5924/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Паталах С.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 11-329/2017, апелляция
  • Решение: СНЯТО с апелляционного рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Паталах С.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-5355/2017 ~ М-5888/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 05.12.2017
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шибанов В.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1144/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 07.11.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1145/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 07.11.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1143/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 08.12.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-1142/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 07.11.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-570/2017, апелляция
  • Дата решения: 27.12.2017
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-568/2017, апелляция
  • Дата решения: 28.12.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-569/2017, апелляция
  • Дата решения: 25.12.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-567/2017, апелляция
  • Дата решения: 27.12.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Валиулин Р.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 10-102/2017, апелляция
  • Дата решения: 05.12.2017
  • Решение: Вынесено другое ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Литвинов Д.О.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-791/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 27.11.2017
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Павленко С.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-2307/2017, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шибанов В.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2318/2017, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лопаткин В.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2312/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вихман Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2306/2017, первая инстанция
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2304/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Григорец Т.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2314/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шибанов В.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2313/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зинченко Ю.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2311/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бабкина Т.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2310/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Терехин А.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2309/2017, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дурнева С.Н.
  • Судебное решение: НЕТ