Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 27.02.2017 |
Дата решения | 11.05.2017 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 6.3 |
Судья | Булатов Б.Б. |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 24ace98f-b011-358d-bf0c-42b73df9ea87 |
Дело № 12-164/2017
РЕШЕНИЕ
11 мая 2017 года судья Кировского районного суда г. Омска Булатов Б.Б., при секретаре Лопаревой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу г. Омск, ул. Суворова, д. 99, каб. 301 жалобу законного представителя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - ФИО11 на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области ФИО10 № 44/17 от 24.01.2017 года по ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области ФИО12 № 44/17 от 24.01.2017 года, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - ФИО14 обратился в Кировский районный суд г. Омска с жалобой, в обоснование которой указал, что в ходе проверки Управление Роспотребнадзора по Омской области установило, что в рамках программы производственного контроля в 2015-2016 годах на рабочем месте техника по радиолокации ОРЛ-Т, совмещенный с ВРЛ, не проводились измерения производственного шума с кратностью не реже 1 раз в год, что является нарушением действующего законодательства. До 2015 года производственный контроль по шуму проводился один раз в год. В конце 2014 года специалистом по охране труда Омского Центра ОВД – ФИО13 при составлении Программы производственного контроля в Омском Центре ОВД была использована программа производственного контроля, рекомендованная в ежемесячном производственно-техническом журнале «Библиотека инженера по охране труда» № 10 за 2014 год, где была указана периодичность измерения производственного шума 1 раз в 2 года со ссылкой на СН 2.2.4/2.1.8.562-96. В ходе проверки выяснилось, что в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 не оговаривается периодичность измерения производственного шума (в журнале дана заведомо неточная информация). Таким образом, усматривается ненадлежащее исполнение должностных обязанностей специалистом по охране труда, к которому были применены меры дисциплинарного воздействия. Правонарушение совершено впервые, неумышленно, работнику, ответственному за проведение производственного контроля, объявлен выговор, Программа производственного контроля произведена в соответствии с нормами законодательства, в данном случае усматривается наличие обстоятельств для признания деяния малозначительным. Просит постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области ФИО15 № 44/17 от 24.01.2017 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - Бурчик В.В. действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Указала, что в ходе подготовки к рассмотрению жалобы выяснилось что ГОСТ 12.1.003-83, на который ссылается Управление Роспотребнадзора по Омской области был отменен, вместо него введен ГОСТ 12.1.003-2014 с 01.11.2015 года, с этого времени действует совсем другой документ который устанавливает правила по поводу производственного контроля. В принятом ГОСТе отсутствует установленная периодичность по проведению производственного контроля по шуму, до этого в ГОСТе 12.1.003-83 в ст. 3.3 было указано, что контроль уровня шума на рабочих местах предприятия проводится не реже одного раза в год, теперь такого положения нет.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - Макушина Е.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы. Пояснила, что в санитарных правилах по организации проведения производственного контроля п. 4.1 определено, что периодичность может быть изменена, но только при соблюдении предельного допустимого уровня, результаты производственного контроля за несколько лет показывают, что на данном рабочем месте было превышение уровня шума, начиная с 2009 года. Предусмотрены изменения не реже чем в два раза, при условии соблюдения предельно-допустимого уровня за последние пять лет. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не информировали Управление Роспотребнадзора по Омской области о том, что имеет место несоответствие условий труда.
Представитель государственного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – Бекишева В.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет её в полном объеме.
Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № 1997/вп от 01.12.2016 года, в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» место нахождения: г. Москва, ул. Ленинградский проспект, д. 37, корпус 7 (филиал «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Омский центр ОВД, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Транссибирская, д. 18, была проведена внеплановая выездная проверка с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Основание проверки: информация о причинении вреда, извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) № 1 от 24.11.2016 года.
В результате проведенной проверки, выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 1997/вп от 29.12.2016 года, а именно: юридическим лицом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в Омском центре ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в рамках программы производственного контроля в полном объеме не осуществляется производственный контроль: в 2015-2016 годах на рабочем месте техника по радиолокации ОРЛ-Т, совмещенный с ВРЛ не проводились измерения производственного шума с кратностью не реже 1 раза в год, что является нарушением п. 1.5, 2.1, 2.4, 2.8, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила». Утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года; п. 3.3 ГОСТ 12.1.003-83 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности»; ст. 11, 24, 32 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Исходя из ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с п. 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года, разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно п. 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года, мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Исходя из п. 2.8 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.07.2001 года производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов, в том числе: промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4 классов опасности; биологический фактор).
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
Протоколом об административном правонарушении № 44/17 от 23.01.2017 года (л.д. 77-79);
Письменными объяснениями начальника Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - Сергеева Ю.В. от 13.01.2017 года (л.д. 80-83);
Распоряжением 1997/вп от 01.12.2016 года, о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» место нахождения: г. Москва, ул. Ленинградский проспект, д. 37, корпус 7 (л.д. 83-84);
Актом проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 1997/вп от 29.12.2016 года (л.д. 85-89);
Решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки № 7/2-34-530-2016 от 02.12.2016 года (л.д. 90);
Программой организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью обеспечения безопасных условий труда работников Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 05.09.2014 года (л.д. 92-98);
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 99-100);
Выпиской из приказа № 25/Л от 09.07.2004 года (л.д. 101-102);
Уставом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (л.д. 111-113);
Протоколом измерения шума № 16.30 – Ш от 16.06.2014 года (л.д. 134-136);
Протоколом измерения шума № 114.30 от 11.11.2013 года (л.д. 137-140);
Протоколом измерения шума № 71 от 12.09.2012 года (л.д. 141-146);
Протоколом измерения шума № 111 от 24.09.2011 года (л.д. 147-150);
Протоколом измерения шума № 148 от 25.08.2010 года (л.д. 151-154);
Протоколом измерения шума № 82 от 27.08.2009 года (л.д. 155-182);
Экспертным заключением по расчету санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки от ПРТО № 129 ФФ-Н от 24.01.2017 года (л.д. 190-192);
Договором на оказание услуг № 9167 ФФ/06629РХ16 от 30.11.2016 года (л.д. 193-194);
Показаниями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – Макушиной Е.А., данных при рассмотрении жалобы (л.д. 180);
Приказом о применении дисциплинарного взыскания № 05/д от 23.01.2017 года (л.д. 54-55).
Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
В жалобе заявитель указывает, что в конце 2014 года специалистом по охране труда Омского Центра ОВД – ФИО18 при составлении Программы производственного контроля в Омском Центре ОВД была использована программа производственного контроля, рекомендованная в ежемесячном производственно-техническом журнале «Библиотека инженера по охране труда» № 10 за 2014 год, где была указана периодичность измерения производственного шума 1 раз в 2 года со ссылкой на СН 2.2.4/2.1.8.562-96. В ходе проверки выяснилось, что в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 не оговаривается периодичность измерения производственного шума (в журнале дана заведомо неточная информация). Таким образом, усматривается ненадлежащее исполнение должностных обязанностей специалистом по охране труда, к которому были применены меры дисциплинарного воздействия.
Согласно письменных объяснений начальника Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - ФИО17 от 13.01.2017 года следует, что по вышеизложенному факту в действиях специалиста по охране труда Омского Центра ОВД - ФИО16 усматривается ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, к работнику будут применены меры дисциплинарного воздействия.
Кроме того, приказом о применении дисциплинарного взыскания № 05/д от 23.01.2017 года, специалисту по охране труда - ФИО19 за нарушение п. 1.1, 2.1 Должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной начальником Омского ОВД 05.09.2016 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 192 ТК РФ объявлен выговор.
При этом, начальник Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - ФИО20 в своих объяснениях от 13.01.2017 года не отрицал тот факт, что в рамках программы производственного контроля в 2015-2016 годах на рабочем месте техника по радиолокации ОРЛ-Т, совмещенный с ВРЛ, не проводились измерения производственного шума с кратностью не реже 1 раз в год.
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение должностного лица организации к ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Довод о том, что в ходе подготовки к рассмотрению жалобы выяснилось что ГОСТ 12.1.003-83, на который ссылается Управление Роспотребнадзора по Омской области был отменен, вместо него введен ГОСТ 12.1.003-2014 с 01.11.2015 года, с этого времени действует совсем другой документ который устанавливает правила по поводу производственного контроля. В принятом ГОСТе отсутствует установленная периодичность по проведению производственного контроля по шуму, до этого в ГОСТе 12.1.003-83 в ст. 3.3 было указано, что контроль уровня шума на рабочих местах предприятия проводится не реже одного раза в год, теперь такого положения нет, не влечет отмену постановления.
В соответствии с п. 3.2.1, 3.2.2 подраздела 3.2 «Шум на рабочем месте» раздела 3 «Термины и определения» ГОСТ 12.1.003-2014 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности» (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2014 № 2146-ст) оценка шумового воздействия (на работника): сравнение значения показателя шумового воздействия, полученного в результате измерения, с гигиеническим нормативом по шуму.
В примечании указано, что понятие «измерение» здесь рассматривается в широком смысле и может включать в себя при необходимости процедуры расчетов и прогнозирования.
Гигиенический норматив (по шуму): законодательно установленное предельно допустимое значение нормируемой характеристики шумового воздействия на работника на его рабочем месте.
Гигиенические нормативы по шуму устанавливают по результатам комплексных санитарно-гигиенических обследований работников и клинических исследований влияния шума на слуховой аппарат человека, исходя из риска появления профессионального заболевания или травм, обусловленных шумом. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает возникновение профессиональных заболеваний у небольшой доли работников, отличающихся повышенной чувствительностью к воздействию шума.
При превышении установленных гигиенических нормативов шум рассматривают как вредный фактор производственной среды.
Согласно п. 6.2 раздела 6 «Ответственность работодателя» ГОСТ 12.1.003-2014 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности» (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2014 № 2146-ст) следует, что на работодателе лежит основная ответственность за обеспечение безопасности при воздействия шума на работников. В первую очередь, он должен обеспечить посредством принятия соответствующих мер соблюдение гигиенических нормативов и снижение риска, связанного с воздействием шума на работников. Эти меры могут включать в себя, в частности: проведение периодического контроля шума на рабочих местах и организация на основе полученных результатов режима труда, способствующего снижению шумовой нагрузки на работника, а также контроль за его соблюдением.
Согласно программе организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью обеспечения безопасных условий труда работников Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 05.09.2014 года установлена периодичность проведения лабораторных исследований, производственный фактор – шум на рабочем месте ОРЛ-Т совмещенный с ВРЛ, а именно: 1 раз в год.
При этом, как было указано выше, мероприятия по измерению уровня шума в рамках программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью обеспечения безопасных условий труда работников Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в 2015 году, а также в 2016 году не проводились.
То обстоятельство, что ГОСТ 12.1.003-83, на который ссылается Управление Роспотребнадзора по Омской области, был отменен, а вместо него введен в действие с 01.11.2015 года ГОСТ 12.1.003-2014, который устанавливает правила по поводу производственного контроля, не снимает с организации обязанности соблюдать принятые и утвержденные ею же документы.
Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» № 1.1.1058-01 определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований, в том числе, они определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также устанавливают, что включает в себя производственный контроль (п. 2.4, 4.1), предусматривают необходимость разработки программ (планов) производственного контроля и обязанность юридических лиц предоставлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 2.8). Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченными в установленном порядке лицами (п. 2.6). Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели (п. 2.7).
Таким образом, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в программе организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью обеспечения безопасных условий труда работников Омского Центра ОВД филиала «Запсибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», установило периодичность проведения мероприятий по измерению уровня шума, соответственно, должна её соблюдать.
Довод о том, что проверяемое юридическое лицо состояло на момент проверки с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» в гражданско-правовых отношениях. Между данными лицами был заключен договор № 9167 ФФ/06629РХ16 от 30.11.2016 года на оказание услуг проведения экспертизы проектной документации ПРТО. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 20 ФЗ № 294 участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка, является грубым нарушением. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя, не принимается.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» является единственным учреждением, обеспечивающим деятельность управления по вопросам проведения экспертиз, обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок.
В период проведения проверки, а именно с 05.12.2016 года по 30.12.2016 года Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области не располагал информацией о наличии каких-либо гражданско-правовых договоров. Заинтересованным лицом также не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области сведений о заключенных договорах.
Как следует из договора № 9167 ФФ/06629РХ16 от 30.11.2016 года на оказание услуг, предметом последнего является проведение экспертизы проектной документации ПРТО, в то время как предмет внеплановой выездной проверки в соответствии с распоряжением № 1997/вп от 01.12.2016 года совершенно иной, и не связан с проведением экспертизы проектной документации ПРТО.
Согласно ответу на запрос из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» от 05.04.2017 года следует, что в период проведения внеплановой проверки с 05.12.2016 года по 30.12.2016 года и привлечения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» в качестве экспертной организации при проведении контрольно-надзорных мероприятий, никакие услуги по договору № 9167 ФФ/06629РХ16 от 30.11.2016 года на оказание услуг заказчику не оказывались, что подтверждается датой подготовки экспертного заключения от 24.01.2017 года № 129 ФФ-Н и подписью в получении экспертного заключения представителем заказчика от 26.01.2017 года.
Таким образом, конфликт интересов, позволяющий поставить под сомнение объективность результатов проведенной в ходе проверки экспертизы, отсутствует.
В части доводов жалобы о необходимости применения ст. 2.9 КоАП РФ прихожу к следующему.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния.
То обстоятельство, что правонарушение совершено впервые, неумышленно, работнику, ответственному за проведение производственного контроля, объявлен выговор, Программа производственного контроля приведена в соответствии с нормами законодательства, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
С учетом характера и фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью не нахожу.
При таких обстоятельствах в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» правильно составлен протокол об административном правонарушении.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.
Наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей определено с учетом характера совершенного деяния, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, которое посягает на безопасность жизни и здоровья людей, и обстоятельств совершения правонарушения, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений требований материального и процессуального закона, безусловно влекущих отмену вынесенного постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области ФИО21 № 44/17 от 24.01.2017 года, которым ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу законного представителя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - ФИО22 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья: Б.Б. Булатов