Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 03.09.2015 |
Дата решения | 02.11.2015 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Магденко Ирина Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО c принятием нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 671663b7-6ef0-31c5-b617-10230c4318e8 |
Судья: Петерс А.Н. № 4-27/2015
Докладчик: Зубова Е.А.
Масленкина С.Ю., Чеботарева Е.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
г. Омск 2 ноября 2015 года
Президиум Омского областного суда в составе:
председательствующего Яркового В.А.,
членов президиума: Светенко Е.С., Холодовой М.П., Гаркуши Н.Н.,
при секретаре Шихалевой С.В.
рассмотрел гражданское дело № <...> по иску [СКРЫТО] А. Ю. к Государственному учреждению – Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 2 апреля 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 июня 2015 года
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Магденко И.Ю., пояснения представителя истца [СКРЫТО] Ю.Р. и представителя ответчика Хараджа С.С., президиум
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.Ю. <...> обратился в С. с иском, в обоснование которого указал, что является инвали<...> группы и нуждается в санаторно-курортном лечении, поэтому в мае 2014 года направил ответчику заявление о предоставлении соответствующей путевки в 2015 году и был поставлен в очередь только в октябре 2014 года под номером 2246. Просил обязать ответчика поставить его в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год в соответствии с датой подачи заявления, выделить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год в соответствии с характером его заболевания и взыскать компенсацию морального вреда 200 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] Ю.Р. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участие не принимали.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 2 апреля 2015 года на Государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить [СКРЫТО] А.Ю. путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год в соответствии с рекомендуемым профилем, местом и сезоном лечения, в удовлетворении остальной части исковых требований было отказано, в пользу истца с ответчика взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 июня 2015 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в удовлетворенной части иска, указывая, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в законе категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение закон не предусматривает, и действующий порядок предоставления данного вида социальной помощи не свидетельствует о безусловном ежегодном предоставлении путевки, поскольку ее стоимость в несколько раз превышает сумму бюджетных средств, предусмотренных для данной социальной услуги.
По результатам изучения указанных доводов кассационной жалобы по материалам истребованного гражданского дела № <...> определением судьи Омского областного суда от <...> Магденко И.Ю. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании С. кассационной инстанции.
Истец, представитель третьего лица в судебное заседание президиума не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем президиум, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие
Проверив материалы дела, поступившие возражения на кассационную жалобу от истца и его представителя, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум Омского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии с положениями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему делу такого рода существенные нарушения норм материального права С. были допущены, что выразилось в следующем.
С. в ходе рассмотрения дела установлено, что [СКРЫТО] А.Ю. является инвалидом первой группы, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на санаторно-курортное лечение, которое ему рекомендовано по медицинским показаниям.
<...> [СКРЫТО] А.Ю. обратился в Государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год с приложением необходимых документов и был поставлен на учет под номером 2246, о чем ему <...> было направлено соответствующее уведомление.
Поскольку на момент рассмотрения дела истец не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год, в то время как его право на получение данного вида социальной помощи ответчиком не оспаривалось, С. пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска и возложения на ответчика соответствующей обязанности. Оснований для возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет для получения путевки в соответствии с датой подачи им заявления и о взыскании компенсации морального вреда истцу С. не усмотрел.
Судебная коллегия, рассматривая дело по апелляционной жалобе истца, установила, что [СКРЫТО] А.Ю. по заявлению от <...> был поставлен на учет для получения путевки в установленном порядке, а именно, после поступления от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области информации о том, что он включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказался от получения социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения на 2015 год, его заявка была активирована, уведомление с указанием регистрационного номера, соответствующего дате подачи заявления, было направлено.
Таким образом, С. апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности поставить истца на учет для получения путевки в соответствии с датой подачи им заявления, является обоснованным.
В удовлетворенной части иска судебная коллегия с выводами С. первой инстанции согласилась, так как ответчиком решение С. обжаловано в апелляционном порядке не было.
Выводы С. о необходимости возложения на ответчика обязанности обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год основаны на неверном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 6.1, пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 указанного Федерального закона).
В силу части 5 статьи 6.3 данного Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение по общим правилам осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки гражданину должно быть сообщено о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 указанных Правил).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг (с учетом ежегодной индексации) с 1 апреля 2015 года направляется 930 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 110 рублей и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 102 рубля.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 1211н установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях в 2015 году: для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 1028,9 рублей; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1609,4 рублей, которая определяется с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Пунктом 3 данного приказа предусмотрено, что оплата санаторно-курортного лечения в 2015 году вышеуказанных граждан осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Между тем С., возлагая на Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность предоставить [СКРЫТО] А.Ю. путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год, неправильно истолковали подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, а также изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, и вынесли решение, не принимая во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Омской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
С учётом приведённых обстоятельств президиум Омского областного суда считает, что постановленные по делу судебные акты, нельзя признать законными, они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ответчика, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в удовлетворенной части иска.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, С. установлены, президиум находит возможным, отменяя судебные постановления, принять в этой части по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска [СКРЫТО] А.Ю., не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена существенная ошибка в применении норм материального права.
В связи с отменой судебных постановлений по правилам части 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом положений статьи 100 данного кодекса надлежит изменить распределение судебных расходов: понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя в связи с отказом в иске возмещению за счет ответчика не подлежат.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 июня 2015 года отменить в части удовлетворения исковых требований о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год и взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей и принять в этой части новое судебное постановление.
[СКРЫТО] А. Ю. отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Председательствующий президиума (подпись) В.А.Ярковой
Копия верна
Судья Омского областного суда И.Ю. Магденко