Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 23.08.2016 |
Дата решения | 02.12.2016 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА органов государственной власти... -> оспаривание иных законов субъектов РФ |
Судья | Цериградских Инна Валерьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 80393dd8-8167-3c59-a5ff-2a146b2fea76 |
Дело № 3а-60-/16
О М С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Батура Н.С.
с участием прокуроров Свита М.Н., Ильина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 декабря 2016 г. в городе Омске дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] С. Г. к Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 г. № 819/79 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (в ред. приказа Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 сентября 2016 г. № 11742),
у с т а н о в и л:
приказом Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее - РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО]) от 18 декабря 2015 г. № 819/79 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года определены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания», согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
Приложением № 1 (в редакции приказа РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 апреля 2016 г. № 3116 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО]») с календарной разбивкой по полугодиям 2016 года установлены одноставочные тарифы на воду для населения, с учетом НДС:
- на период с 1 января по 30 июня 2016 года – в размере <...> руб./ Гкал;
- на период с 1 июля по 31 декабря 2016 года – в размере <...> руб./ Гкал.
Приказ с приложением к нему является нормативным правовым актом, официально опубликованным 21 декабря 2015 г. и 29 апреля 2016 г. в интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (л.д. 27 - 29, 138).
В настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции приказа РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 сентября 2016 г. № 11742.
Муниципальное предприятие <...> «Тепловая компания» осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов №№ <...>) с конца 2014 года (л.д. 11, 46 том 1).
[СКРЫТО] С.Г., проживающая в <...> <...>, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 г. № 819/79 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия «Тепловая компания» (в редакции приказа РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 апреля 2016 г. № 3116) в части установления одноставочного тарифа для населения на воду с 1 июля по 31 декабря 2016 года в размере <...> руб./ Гкал, предусмотренного пунктом 1 Приложения № 1 приказа.
Заявление мотивировано тем, что при формировании и утверждении тарифа на тепловую энергию РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] нарушен основной принцип государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, т.е. принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Так, из сметы расходов по производству и поставке тепловой энергии потребителям Муниципального предприятия «Тепловая компания» на 2016 год следует, что в нее включены калькуляционные статьи затрат:
- вода на технологические цели;
- электроэнергия на технологические цели;
- расходы на ХВО;
- цеховые расходы;
- общеэксплуатационные расходы;
- экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но не учтенные при установлении тарифов на предыдущий расчетный период регулирования.
При этом, форма сметы и статьи расходов не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых (цен) тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 г. № 760-э.
Кроме того, Муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания» осуществляет нерегулируемые виды деятельности (отключение, производство и монтаж промышленного оборудования). Однако, информация о том, что расходы на нерегулируемые виды деятельности не учтены при установлении регулируемых тарифов, отсутствует.
Следовательно, по мнению административного истца, при установлении тарифа регулирующим органом не предприняты меры, направленные на исключение из тарифа экономически необоснованных расходов (л.д. 7 - 9, 26, 139 – 142, 225 том 1).
В судебном заседании представитель [СКРЫТО] С.Г. – Буланов О.А. заявленные требования поддержал, пояснив, что повышение тарифа на тепловую энергию более чем на 40 % для жителей <...> является значительным.
Представитель РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] Муранова Т.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением требований федерального законодательства и установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифов на тепловую энергию.
Дополнительно указала, что Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 26 апреля 2016 г. № 73 «О внесении изменений в Указ Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 8 мая 2014 г. № 58» увеличен предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г. Омску на второе полугодие 2016 г. с 6,3 % до 41,5 %. В связи с чем в отношении Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» были пересмотрены тарифы на тепловую энергию и горячую воду. Рост платы за тепловую энергию для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» от котельной <...> обусловлен прекращением предоставления льгот по оплате тепловой энергии, осуществляемого посредством установления льготных тарифов. До 1 июля 2016 г. уровень платежа за тепловую энергию жителей <...> составлял 72% от экономически обоснованного тарифа Муниципального предприятия <...> «Тепловая компания». С 1 июля 2016 г. произошло выравнивание размеров платежей данных граждан за тепловую энергию относительно остальных потребителей Муниципального предприятия <...> «Тепловая компания», оплачивающих тепловую энергию по экономически обоснованному тарифу (письменный отзыв – л.д. 28-31, 156-160 том 1).
Представитель Муниципального предприятия <...> «Тепловая компания» (далее - МП г. Омска «Тепловая компания») Давыдов В.Н. административные исковые требования не признал, указав, что на предприятии ведется раздельный учет доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, регулирующим органом в тарифе на тепловую энергию учтены только обоснованные расходы. Просил учесть, что между МП г. Омска «Тепловая компания» и РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] имелись разногласия в [СКРЫТО] государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Приказами Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2016 г. № № 141216, 1413/16 в удовлетворении требований отказано, нарушений положений федерального законодательства не установлено (письменный отзыв - л.д. 116, 202 – 204 том 1).
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) своего представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представила письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором указала, что в рамках рассмотрения тарифный разногласий ФАС России было установлено, что МП г. Омска «Тепловая компания» не ведет раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, в том числе по теплоисточникам (письменный отзыв - л.д. 195 том 1).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокуроров Свита М.Н., Ильина А.С., полагавших, что отсутствуют основания для удовлетворения требований, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на уровне Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» вместе с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075), Методическими указаниями, утвержденными приказом руководителя Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее – Методические указания), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.
Уполномоченным органом исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] в [СКРЫТО] государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденным постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 2 ноября 2011 г. № 212-П, является РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Пунктом 3 Указа Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 марта 2004 г. № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО], Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], других органов исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО]» (в редакции от 22 марта 2011 г.) определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО], Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], других органов исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] считается первая публикация их полного текста в газете "Омский вестник" или первое размещение (опубликование) их полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (далее - Интернет-портал) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований, установленных пунктом 10.1 настоящего Указа.
Таким образом, оспариваемый [СКРЫТО] С.Г. приказ принят РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пределах предоставленных законом полномочий и опубликован в установленном порядке.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в [СКРЫТО] государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
К числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
Исходя из положений, предусмотренных Основами, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (п. 3). К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относится тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (п. 4). В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается (п. 9). Регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: г) производство теплоносителя (п. 10). Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в [СКРЫТО] государственного регулирования тарифов (п. 11). Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа (п. 12). Срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации (п. 15). При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; в) метод индексации установленных тарифов; г) метод сравнения аналогов (п. 16). Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года (п. 18). Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации и на основании критериев, установленных настоящим документом (п. 19). Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (п. 22). При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (п. 32). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств;6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа (п. 33). В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями (п. 44).
Согласно пункту 50 Основ по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам.
В соответствии с Правилами установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (п.12). Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (п. 28). Содержание экспертного заключения отражено в п. 29. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Форма решения и протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования отражены в п.п. 31 и 32. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (п. 33).
Таким образом, при установлении тарифа регулирующим органом в составе расходов могут быть учтены прочие расходы при наличии следующих условий: расходы связаны с процессом производства тепловой энергии (мощности), соответствуют принципам законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения и предусмотрены учетной политикой регулируемой организации.
Из материалов дела следует, что приказом РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 г. № 819/79 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года определены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Муниципального предприятия <...> «Тепловая компания», согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
Приложением № 1 с календарной разбивкой по полугодиям 2016 года установлены одноставочные тарифы на воду для населения, с учетом НДС:
- на период с 1 января по 30 июня 2016 года – в размере <...> руб./ Гкал;
- на период с 1 июля по 31 декабря 2016 года – в размере <...> руб./ Гкал (л.д. 107 – 113 том 1).
Приказом РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 года № 818/79 «Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию» МП г. Омска «Тепловая компания» для населения, получающего тепловую энергию от котельной, расположенной по адресу: <...>, <...> <...>, <...>, установлен на период с 1 января по 30 июня 2016 года одноставочный тариф в размере <...> руб./ Гкал (л.д. 46 том 1).
Приказом РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 апреля 2016 г. № 3116 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО]» со ссылкой на подпункт «ж» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, в приказ РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 года № 819/79 внесены изменения, согласно которым тариф на тепловую энергию (мощность) МП г. Омска «Тепловая компания», поставляемую населению с 1 июля по 31 декабря 2016 года составил с учетом НДС в размере <...> руб./ Гкал (л.д. 30- 33).
В связи с чем с июля 2016 г. административный истец [СКРЫТО] С.Г. и другие жители <...> <...> оплачивают услуги по отоплению, исходя из повышенного в апреле 2016 г. РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] тарифа.
Доводы [СКРЫТО] С.Г. о незаконности установления тарифа за отопление в размере <...> руб./ Гкал, изменения тарифа путем повышения размера оплаты более чем на 40 % судом проверены.
Пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, предусмотрено, что цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется:
ж) на решения органа регулирования, принимаемые до 1 мая 2016 г. в рамках реализации решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, превышающих индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса по субъекту Российской Федерации по основаниям, указанным в подпунктах "д" и (или) "е" пункта 46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (подпункт «ж» пункта 7).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2182-р утверждены средние индексы по субъектам Российской Федерации на 2016 год, в том числе средние индексы по [СКРЫТО] [СКРЫТО]:
- 0 % - на 1 полугодие 2016 года;
- 4,1 % - на 2 полугодие 2016 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 года № 2222-р утверждены предельно допустимые отклонения по субъектам Российской Федерации на 2015-2018 годы, в том числе для [СКРЫТО] [СКРЫТО] на 2016 год:
- 0 % - на 1 полугодие 2016 года;
- 2,2 % - на 2 полугодие 2016 года.
Таким образом, пороговые значения предельных индексов для [СКРЫТО] [СКРЫТО] на 2016 год составляют:
- 0 % - на 1 полугодие 2016 года;
- 6,3 % - на 2 полугодие 2016 года.
Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 26 апреля 2016 г. № 73 постановлено: внести изменения в Указ Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 8 мая 2014 г. № 58 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях [СКРЫТО] [СКРЫТО]» в строке 33 таблицы приложения № 1 цифры «6,3» заменить цифрами «41,5». Указано, что основанием установления является доведение уровня оплаты населением тепловой энергии, поставляемой МП г. Омска «Тепловая компания» от котельных по <...> <...>, <...>, до 100 % установленного экономически обоснованного тарифа (л.д. 28 - 29 том 2).
В связи с чем приказом РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 апреля 2016 г. № 3116 внесены изменения в приказ РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 г. № 81979 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания», с 1 июля 2016 г. тариф на тепловую энергию для потребителей МП г. Омска «Тепловая компания» был увеличен до <...> рублей (с учетом НДС) в целях реализации инвестиционной программы предприятия (реконструкция и модернизация тепловых источников).
Указ Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 26 апреля 2016 г. № 73 вступает в силу с 1 июля 2016 г. (пункт 2).
Вместе с тем, приведенное обстоятельство вопреки утверждениям административного истца не может, по мнению суда, указывать на незаконность оспариваемого приказа РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО], поскольку он вступает в законную силу (начинает действие) одновременно с Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО], т.е. с 1 июля 2016 г.
Судом проверены доводы административного истца о включении в тариф на тепловую энергию (мощность) необоснованных расходов МП г. Омска «Тепловая компания».
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2015 г. МП г. Омска «Тепловая компания» обратилось в РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] с заявлением об утверждении тарифа на тепловую энергию на 2016 год, приложив обосновывающие материалы.
Согласно экспертному заключению по рассмотрению дела № 04-03/107 в РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении тарифов на тепловую энергию с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) теплоснабжение (далее – экспертное заключение) является основным видом деятельности предприятия, для осуществления которой используется 27 котельных. Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности МП г. Омска «Тепловая компания» за 2014 год на основании представленных организацией данных статистической, бухгалтерской отчетности и иных материалов, в результате которого определен состав и размер расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку предприятия.
Смета расходов по производству и поставке тепловой энергии потребителям МП г. Омска «Тепловая компания» на 2016 г. приведена в приложении № 16 к экспертному заключению, необходимая валовая выручка (далее – НВВ) составила <...> тыс. руб. для всех теплоисточников.
Цеховые расходы включены в НВВ в сумме <...> тыс.руб., общеэксплуатационные расходы – в сумме <...> тыс. руб.
Тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям МП г. Омска «Тепловая компания» от тепловых источников МП г. Омска «Тепловая компания» на 2016 год, установлен единый для всех теплоисточников, т.е. <...> руб. Гкал (л.д. 94 том 1).
По заявлению МП г. Омска «Тепловая компания» от 1 марта 2016 г. в расчет тарифов на тепловую энергию на 2016 год дополнительно включены расходы на капитальные вложения (инвестиции) по мероприятиям на котельных в сумме <...> тыс. руб. (л.д. 22-23 том 2).
Тарифы на тепловую энергию, измененные приказом РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 апреля 2016 г. № 3116, рассчитаны исходя из необходимой валовой выручки <...> тыс. руб. (л.д.136 том 2).
МП г. Омска «Тепловая компания» обратилось в ФАС России с заявлением о разногласиях в [СКРЫТО] государственной регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Приказами ФАС России от 5 октября 2016 г. № № 1412, 1413 МП г. Омска «Тепловая компания» отказано в удовлетворении требований о предписании РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] осуществить дополнительный учет расходов в тарифах на тепловую энергию (л.д. 198-201 том 1).
По результатам рассмотрения разногласий между МП г. Омска «Тепловая компания» и РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] установлено, что предприятие не ведет раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, а также по тепловым источникам (л.д. 46 -75 том 2, протокол заседания Правления ФАС России от 29 сентября 2016 г. № 132016).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Приказ).
Приказ устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя (далее - раздельный учет).
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 9 ноября 2000 г. № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации (п. 4 Приказа).
Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 5 Приказа).
Представитель РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] Муранова Т.В. в судебном заседании пояснила, что отсутствие раздельного учета доходов и расходов по теплоисточникам МП г. Омска «Тепловая компания» не препятствовало РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] произвести анализ фактических расходов предприятия и произвести распределение косвенных расходов, т.к. тариф для предприятия устанавливался единый и НВВ рассчитывалась общая для всех теплоисточников.
В подтверждение своих доводов представила оборотно-сальдовую ведомость по счету 20 «Реализация тепла» и ведомость по производственным затратам, содержащие данные по расходам всех котельных на реализацию тепла (л.д. 17-18 том 2).
В судебном заседании опрошенная в качестве специалиста Азанова С.Б. пояснила, что представленные регулируемой организацией обосновывающие материалы были подвергнуты анализу. МП г. Омска «Тепловая компания» осуществляет как регулируемые, так и нерегулируемые виды деятельности (услуги автотранспортного цеха, производственно-ремонтные работы и др.). МП г. Омска «Тепловая компания» не имеет раздельного учета по субсчетам, но в оборотно-сальдовых ведомостях по счетам имеется распределение по номенклатуре, и расходы на прочую деятельность отражены отдельно. Она как специалист эту цифру в размере <...> тыс. руб. увидела, и исключила ее при формировании тарифа на 2016 г. Полагает, что раздельный учет на предприятии ведется по номенклатуре, эксперт видит отдельно затраты по каждому виду деятельности как регулируемой, так и нерегулируемой. Потребитель от такого порядка ведения предприятием раздельного учета не пострадал, от этого увеличилась работа эксперта РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО], все необоснованные расходы она исключила.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель начальника финансово-экономического отдела МП г. Омска «Тепловая компания» <...> в судебном заседании пояснила, что раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется на счетах бухгалтерского учета на основе данных первичного учета о фактических затратах и доходах по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности. Ведение раздельного учета осуществляется в соответствии с Положением об учетной политике МП г. Омска «Тепловая компания». Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. Имеются также счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы». Способы распределения и списания общехозяйственных расходов, расходов вспомогательных производств отражены в п. 21.4 Положения об учетной политике.
МП г. Омска «Тепловая компания» в подтверждение экономической обоснованности расходов, заявленных для включения в тариф, представило в РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 23, 25, а также Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2015 год (л.д. 162 том 1, л.д. 9-16, 100-102 том 2).
Согласно экспертному заключению цеховые расходы включают затраты, учитываемые на счете 20 «Основное производство» (прямые цеховые расходы котельных), счете 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 23 «Вспомогательное производство» (расходы автотранспортного цеха и производственно-ремонтной службы).
В соответствии с Учетной политикой предприятия учитываемые на счете 23 расходы автотранспортного цеха (АТЦ), производственно-ремонтной службы (ПРС) распределяются на виды деятельности пропорционально отработанному времени. Расходы по остальным службам и цехам распределяются пропорционально фонду оплаты труда работников основного персонала.
Учет расходов на прочую деятельность ведется раздельно. На счете 20 «Основное производство», на счете 23 «Вспомогательное производство» отдельно выделена группа затрат «Расходы на прочую деятельность» (л.д.161-168 том 1).
Все расходы, относимые на прочую деятельность, отражаются в ведомости по производственным затратам по номенклатурной группе «Реализация прочих услуг», и составляют сумму <...> тыс. руб. (л.д. 169 том 1).
В приложении № 13 к экспертному заключению отражены сметы цеховых расходов:
- расходы без АТЦ, ПРС. Сумма расходов, принятых РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] – <...> тыс. руб.;
-расходы АТЦ, ПРС. Сумма расходов, принятых РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] -<...> тыс. руб.
Итого цеховых расходов по расчету РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] – <...> тыс. руб.
Для распределения между регулируемыми видами деятельности общая сумма цеховых расходов (<...> тыс. руб.) уменьшена на сумму расходов на прочую деятельность <...> тыс. руб. Итого сумма цеховых расходов, относимая на себестоимость регулируемых видов деятельности, составила <...> тыс. руб. (приложение № 13 экспертного заключения).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности МП г. Омска «Тепловая компания» не учтены РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] при установлении тарифа на тепловую энергию на 2016 год.
Кроме того, представитель РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] Муранова Т.В. и специалист РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] Азанова С.Б. просили суд учесть, что цеховые расходы, подлежащие включению в тариф на тепловую энергию на 2016 год, т.е. экономически обоснованные расходы составили сумму <...> тыс.руб. Согласно заключению контрольно-ревизионного отдела РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] максимально возможное изменение тарифов на тепловую энергию в среднем по городу Омску с 1 июля 2016 г., не приводящее к превышению утвержденного изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, составило 3,5%. В связи с чем для включения в тариф на тепловую энергию цеховые расходы снижены на сумму <...> тыс. руб. В тариф на тепловую энергию включены цеховые расходы в сумме <...> тыс. руб. (<...>).
Приведенные пояснения подтверждаются экспертным заключением (приложение № 13, л.д. 90 том 1).
Представитель административного истца Буланов О.А. в судебном заседании не указал какие-либо виды расходов, которые бы, по его мнению, необоснованно включены в тариф на тепловую энергию. Полагает, что достаточно самого факта установления судом отсутствия раздельного учета доходов и расходов, поскольку имеется риск включения в тариф необоснованных расходов.
Представитель РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] Муранова Т.В. пояснила, что нарушение регулируемой организаций порядка ведения раздельного учета не повлекло нарушения прав административного истца или иных потребителей, размер тарифа не был бы ниже. Просила учесть, что РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] сумма цеховых расходов существенно снижена, а в ходе судебного разбирательства не добыто доказательств включения необоснованных расходов, превышающих <...> тыс. руб.
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности с требованиями федерального законодательства, суд приходит к выводу, что МП г. Омска «Тепловая компания» не ведет раздельный учет доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности в соответствии с требованиями, установленными приказом Федеральной службы по тарифам России от 12 апреля 2013 г. № 91 «Об утверждении Единой система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в [СКРЫТО] государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в [СКРЫТО] регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов».
В соответствии с пунктом 4 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 7 марта 2013 г. № 163, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Таким образом, даже непредставление в регулирующий орган документов об установлении тарифов не является для органа регулирования основанием для отказа в установлении тарифов в сфере теплоснабжения. И тариф подлежит установлению исходя из имеющихся у органа регулирования данных.
При названных обстоятельствах, РЭК [СКРЫТО] [СКРЫТО] правомерно, на основе анализа представленных регулируемой организацией документов бухгалтерской и статистической отчетности за 2014 г. определила размер НВВ для установления тарифа на тепловую энергию для потребителей МП г. Омска «Тепловая компания», исключив экономически необоснованные расходы (расходы на нерегулируемую деятельность).
То обстоятельство, что МП г. Омска «Тепловая компания» не осуществляет полный раздельный учет доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, при отсутствии каких-либо доказательств включения в НВВ экономически необоснованных расходов (расходов на нерегулируемую деятельность) и нарушения прав административного истца возможностью установления более выгодного (низкого) тарифа, не может повлечь признания оспариваемого нормативного-правового акта недействующим.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что приказ Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 г. № 819/79 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (в ред. приказа Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 сентября 2016 г. № 11742) в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) в период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] С. Г. к Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 декабря 2015 г. № 819/79 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (в ред. приказа Региональной энергетической комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 сентября 2016 г. № 11742) в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) в период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Цериградских