Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 23.08.2016 |
Дата решения | 14.09.2016 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА по вопросам реализации избирательных... -> оспаривание НПА иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления |
Судья | Шукенова Майра Амангельдиновна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3c470f07-edef-3ff0-88c8-ca49c14cedf6 |
Председательствующий: Боронко Н.Д. Дело № 33а-9063/2016
Строка по статотчету № 011а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.
судей областного суда Филимонова Д.И., Шукеновой М.А.
при секретаре СЕКРЕТАРЬ
рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Администрации [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Омской области на решение [СКРЫТО] городского суда Омской области от 07 июня 2016 года, которым постановлено:
« Административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений для признания жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории [СКРЫТО] городского поселения от 18.11.2015 года в отношении жилого <...>.
Обязать межведомственную комиссию по оценке помещений для признания жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории [СКРЫТО] городского поселения Омской области провести обследование жилого <...> в <...> <...> в соответствии с п. 43, 44 Положения «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и вынести заключения в соответствии с требованиями закона, в месячный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу»
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации [СКРЫТО] городского поселения [СКРЫТО] муниципального района Омской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений.
В обоснование требований указала, что проживает построенном в 50-е годы доме барачного типа по адресу: <...>. Барак построен без фундамента, в связи с чем стены расходятся, дом не пригоден для проживания. В доме 4 квартиры. В остальных квартирах никто не проживает. В 2014 году она вызвала комиссию из «<...>», которая признала, что жилое помещение непригодно для проживания, тем не менее ответчик не желает признавать его аварийным. Межведомственная комиссия настаивает на ремонте и реконструкции барака за счет собственника.
В уточнении иска истец просила признать недействительным заключение межведомственной комиссии № <...> от 18.11.2015 года.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации [СКРЫТО] городского просит решение отменить, принять новое. В обоснование ссылается на, что, обязывая межведомственную комиссию провести новое обследование, суд вышел за рамки заявленных исковых требований. Полагает, что результаты обследования ООО «<...>» носят рекомендательный характер. Считает, что ООО «<...>» по итогам проведенного обследования могло сделать вывод о техническом состоянии конструкций здания, причинах появления дефектов и повреждений, но не давать заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Администрации [СКРЫТО] городского поселения ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Омская область, <...> (л.д. № <...>).
Из материалов дела следует, что жилое здание по <...> представляет собой одноэтажный четырехквартирный дом № <...> года постройки.
Администрацией [СКРЫТО] городского поселения в 2009 году указанный жилой <...> был признан аварийным, подлежащим сносу, что подтверждается заключением межведомственной комиссии № <...> от <...> (л.д. № <...>).
Постановлением Администрации [СКРЫТО] городского поселения № <...> от 12.04.2010 года «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из аварийной жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства [СКРЫТО] городского поселения на 2010-2014 годы» жилой <...> был включен в перечень аварийных жилых домов. Данный жилой дом подлежал расселению в 2014 году (л.д. № <...>).
Решением [СКРЫТО] городского суда Омской области от 30.03.2012 года был удовлетворен иск ФИО3 об обязании Администрации [СКРЫТО] городского поселения принять жилой дом, расположенный по адресу: Омская область, <...> муниципальную собственность (л.д. № <...>). ФИО1 по данному делу являлась заинтересованным лицом.
Впоследствии Постановлением Администрации [СКРЫТО] городского поселения № <...> от 25.03.2013 года и приложением к нему были внесены изменения в ранее вынесенное Постановление № <...> от 12.04.2010 года (л.д. № <...>). В соответствии с внесенными изменениями жилой дом по <...> в <...> не значился в числе аварийных жилых домов, подлежащих расселению.
Относительно исполнения решения от 30.03.2012 года в судебном заседании от 25.05.2016 года, проведенном по настоящему делу, представитель [СКРЫТО] городского суда Омской области пояснил, что жильцы в собственность Администрации квартиры не передали; решение 30.03.2012 года касалось передачи всего дома, а не его части.
На основании решения суда от 30.03.2012 года Управлением Росреестра по Омской области <...> на квартиры №№ <...> и № <...> было зарегистрировано право собственности Администрации [СКРЫТО] городского поселения (л.д. № <...>).
Из пояснений ФИО1, данных в судебном заседании от 25.05.2016 года, квартира №№ <...> была брошена ФИО3
08.05.2014 года по инициативе ФИО1 ООО «<...>» было проведено независимое обследование технического состояния дома. По результатам вынесено заключение (л.д. № <...>23), согласно которому техническое состояние несущих конструкций (фундаментов, перекрытий) – аварийное, не обеспечивает безопасность проживания в доме, техническое состояния конструкций полов - недопустимое, окна, двери, кровля, инженерные коммуникации здания имеют ограниченно работоспособное состояние; срок эффективной эксплуатации основных конструкций здания (стены, перекрытия) – 30 лет, при этом указанные конструкции замене не подлежат.
Заключениями от № <...> от 23.06.2014 года, 30.04.2015 года № <...>, вынесенными межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы [СКРЫТО] городского поселения, по результатам обследований было признано необходимым и возможным проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки квартир № <...> и № <...> в <...> (л.д. № <...>).
Решением [СКРЫТО] городского суда Омской области от <...> по иску ФИО1 и ФИО4 было признано незаконным заключение межведомственной комиссии № <...> от <...>. Суд обязал межведомственную комиссию провести обследование и вынести заключение (л.д. № <...>).
В судебном заседании по настоящему делу от <...> ФИО1 пояснила, что в 2015 году ФИО4 бросила принадлежащую ей на праве собственности квартиру №№ <...>.
18.11.2015 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Администрации [СКРЫТО] городского поселения от <...> № <...>, произведено обследование жилого дома №№ <...>, по результатам которого составлен акт № <...>. Из данного акта усматривается, что члены межведомственной комиссии, осмотрев квартиру, пришли к выводу о том, что жилое помещение, пригодно к проживанию, требует капитального ремонта.
18.11.2015 года принято заключение № <...>, в соответствии с которым спорное жилое помещение признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению (л.д. № <...>).
30.11.2015 года Постановлением Администрации [СКРЫТО] городского поселения собственникам жилых помещений в <...> рекомендовано выполнить работы по капитальному ремонту и реконструкции до 18.11.2016 года (л.д. № <...>).
Не согласившись с выводами заключения межведомственной комиссии № <...> от 18.11.2016 года, ФИО1 в пределах установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока, обратилась в суд.
Проверяя соблюдение порядка принятия заключения и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, с учетом установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, суд обосновано пришел к выводу о несоответствии заключения требованиям действующего законодательства, поскольку нарушена процедура оценки жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 43 комиссией проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п. 47 Положения комиссия по результатам работы может принять решение, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Довод подателя жалобы о том, что принимая решение, суд вышел за пределы заявленных требований является необоснованным. Как видно из материалов дела, административный истец уточнила требования (л.д.№ <...>).
Таким образом, суд правомерно обязал межведомственную комиссию провести обследование жилого дома и принять одно из решений согласно п. 47 Положения.
В жалобе представитель ответчика не согласен с выводом суда о формальности проведенного межведомственной комиссией обследования.
Данный довод отклоняется по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком, заключение межведомственной комиссии составлено на основании указанных выше документов, комиссия располагала на момент заседания актом экспертизы ООО «<...>» от 08.05.2014 года, но не дала ему должную оценку, выводы эксперта опровергнуты не были.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствует приведенным выше требованиям Положения, поскольку комиссией нарушена процедура проведения оценки соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям.
Анализ акта обследования и заключения межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о нарушениях процедуры оценки состояния дома и принятия решения, которые являются основанием для признания оспариваемого решения межведомственной комиссии незаконным.
Как видно из материалов дела, многоквартирный дом частично разрушен, а именно в акте обследования № <...> от 18.11.2015 года зафиксировано, что на момент проведения проверки в квартирах № <...> и № <...>, находящихся в муниципальной собственности, разрушены стены и внутренние перегородки, отсутствуют все оконные и дверные блоки, полы и отопление. Истец неоднократно поясняла, что в доме кроме нее никто не проживает, отапливается только принадлежащая ей квартира. Собственник жилого помещения №№ <...> ФИО4. с 2015 года в своей квартире не проживает. В заключении ООО «<...>» представлены фотографии данного дома по состоянию на 08.05.2014 года. Из материалов дела не усматривается, что ответчиком либо иными собственниками производился капитальный ремонт данного жилого дома. В судебном заседании от 25.05.2016 года представитель ответчика поясняла, что принято решение отсечь квартиры №№ <...> и № <...> и закрепить стену, сделать капитальный ремонт для того, чтобы квартиры №№ <...> и 4 остались самостоятельно существовать.
Судебная коллегия полагает, что заключение межведомственной комиссии противоречит фактическим обстоятельствам дела. Признавая аварийное состояние части дома, ответчик принимает решение, которым рекомендует провести капитальный ремонт остальной части.
В заключении не приводится оценка экономической целесообразности капитального ремонта дома, оно не содержит обстоятельств, на основании которых межведомственная комиссия пришла к выводу о возможности и необходимости проведения капитального ремонта.
Таких требований при вынесении заключения от 18.11.2015 года соблюдено не было.
Доводы апеллянта относительно заключения ООО «<...>» судебной коллегией отклоняются, поскольку заключение имеет рекомендательный характер и оценивается в совокупности с иными доказательствами, имеющими значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции верно определил все обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение [СКРЫТО] городского суда Омской области от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи