Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 21.02.2017 |
Дата решения | 29.03.2017 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА по вопросам реализации избирательных... -> оспаривание НПА главы муниципального образования, местной администрации |
Судья | Шукенова Майра Амангельдиновна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | be09801e-fb23-3194-8440-93b9d81723e9 |
Председательствующий: Сафронов М.М. Дело № 33а-1596/2017
Строка по статотчету 008а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Старостиной Г.Г., Шукеновой М.А.
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 29 марта 2017 года дело по апелляционным жалобам индивидуальных предпринимателей [СКРЫТО] Владимира Викторовича, [СКРЫТО] Сергея Юрьевича, [СКРЫТО] Елены Викторовны, [СКРЫТО] Михаила Викторовича и ООО «Город» на решение Центрального районного суда г. Омска от 21 декабря 2016 года, которым в удовлетворении требований о признании недействующими отдельных положений Постановления Администрации г. Омска от 15.06.2016 года N 735-п, отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Постановлением Администрации города Омска от 15.06.2016 года N 735-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (далее – Документ планирования).
Подпунктом 2 пункта 6 Документа планирования установлено, что в рамках оптимизации городской маршрутной сети предусмотрена отмена и изменение муниципальных маршрутов с целью сокращения дублирования маршрутов и исключения экономически неэффективных и невостребованных муниципальных маршрутов.
Приложением №1 к Документу планирования установлен перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене.
Индивидуальные предприниматели [СКРЫТО] В.В., [СКРЫТО] С.Ю., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] М.В., ООО «Город», осуществляющие деятельность в сфере пассажирских перевозок на территории г. Омска, обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими отдельных положений указанного Постановления Администрации г. Омска.
В обоснование заявленных требований административные истцы указывали, что положения об отмене маршрутов регулярных перевозок не распространяются на тех перевозчиков, которые в порядке части 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным [СКРЫТО] и городским наземным электрическим [СКРЫТО] в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) получили в срок до конца июня 2016 года новые карты маршрута регулярных перевозок.
Полагали, что постановление в оспариваемой части нарушает их права и законные интересы, противоречит нормам действующего законодательства и основополагающим принципам права, отмена маршрутов носит произвольный характер и не имеет легальных оснований.
Также указано, что оценка регулирующего воздействия проекта Постановления не проводилась. Оно не соответствует Методическим рекомендациям по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
ИП [СКРЫТО] С.Ю. также ссылался на несвоевременное уведомление о принятии решения об отмене муниципального маршрута.
Административные истцы ООО «Город» и ИП [СКРЫТО] М.В. полагали, что отменяемые маршруты не отвечают всем трем указанным в документе планирования критериям – не является одновременно дублирующим, экономически неэффективным и невостребованным.
Определением суда от 01.12.2016 административные дела по административным исковым заявлениям ИП [СКРЫТО] С.Ю., [СКРЫТО] В.В., ООО «Город», ИП [СКРЫТО] М.В. и ИП [СКРЫТО] Е.В. были объединены в одно производство.
В отзывах на административные исковые заявления представители Администрации г. Омска, департамента [СКРЫТО] Администрации г. Омска просили признать требования истцов не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах ИП [СКРЫТО] В.В., ИП [СКРЫТО] С.Ю., ИП [СКРЫТО] Е.В., ИП [СКРЫТО] М.В., ООО «Город» ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду нарушения и неправильного применения судом норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении административных исков.
В обоснование указано, что суд не применил переходные положения ст. 39 Федерального закона № 220, предусматривающей сохранение правоотношений с перевозчиками, с которыми на момент вступления в силу указанного закона были заключены договоры перевозок. Отмена маршрутов и запрет на перевозки пассажиров по данным маршрутам не может распространять свое действие на перевозчиков с действующими картами маршрута.
Выражают несогласие с выводом суда о доказанности проведения всех этапов оценки регулирующего воздействия проекта Постановления № 753-П.
Также считают ошибочным и основанным на неправильном толковании норм права мнение суда о том, что оспариваемое постановление не содержит вступивших в силу положений.
Кроме того, указано, что в отсутствие доказательств суд установил факт того, что спорные маршруты являются дублирующими.
Полагают, что использование полномочий органа местного самоуправления вопреки законной цели, правам и законным интересам граждан является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Администрации г. Омска, департамента [СКРЫТО] Администрации г. Омска Бородина Т.А., прокурор г. Омска Полубояров А.А. просят решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, заслушав ИП [СКРЫТО] В.В., его представителя Пилипенко И., представителя [СКРЫТО] С.Ю. – Кропотина Ю.К., представителя ИП [СКРЫТО] Е.В. – Игнатенко О.А., представителя ИП [СКРЫТО] М.В. и ООО «Город» – Стригова Я.А., представителей Администрации г. Омска, департамента [СКРЫТО] Администрации г. Омска – Бородину Т.А., Шевченко Е.В., Демьяненко С.Ю., прокурора Пескову В.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу положений ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9).
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 212 КАС РФ предусмотрено право суда объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько административных дел об оспаривании одного и того же нормативного правового акта, а также об оспаривании разных положений этого акта в порядке, предусмотренном ст.136 КАС РФ.
Административными истцами оспаривается вынесенное в рамках обеспечения реализации Федерального закона N 220-ФЗ постановление Администрации г. Омска 15.06.2016 года № 735-п, которым утвержден Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска
Приложением №1 к Документу установлен перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене, в который были включены, маршруты, в том числе:
- № 2 «Микрорайон «Первокирпичный» - ул. Индустриальная» (перевозчик ИП [СКРЫТО] В.В.);
- № 47Н «ул. Я. Гашека – ул. 21-я Амурская» (перевозчик [СКРЫТО] В.В.);
- № 72Н «Пос. Чкаловский – Кирпичный завод» (перевозчик ИП [СКРЫТО] В.В.);
- № 322 «Красноярский тракт – МСЧ-9» (перевозчики ИП [СКРЫТО] С.Ю., ООО «Город»);
- № 363 «МСЧ-9 – СТЦ «МЕГА» (перевозчики ИП [СКРЫТО] Е.В., ИП [СКРЫТО] В.В.);
- № 69Н «ул. Стрельникова – ул. 1 Мая» (перевозчик ИП [СКРЫТО] С.Ю.);
- № 378 «Пос. Чкаловский – ООО «Бауцентр Рус» (ул. Волгоградская) (перевозчик [СКРЫТО] В.В.);
- № 73Н «пос. Чкаловский – ул. Стрельникова» (перевозчик ИП [СКРЫТО] М.В.).
Считая, что постановление органа местного самоуправления, выразившиеся в отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, противоречит положениям действующего законодательства, принят с несоблюдением установленной процедуры и нарушают их права и законные интересы, заявители обратились в суд с административными исками, объединенными судом в одно производство.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не усмотрел оснований для признания оспариваемых норм Постановления Администрации города Омска от 15.06.2016 года N 735-п недействующими, поскольку нормативный правовой акт отвечает требованиям закона, прав и законных интересов истцов не нарушает.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается в силу следующего.
В силу п. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 29.11.2007 N 48 даны следующие разъяснения: проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Оспариваемым Постановлением с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации города Омска от 05.09.2016 года № 1094-п, урегулированы общественные отношения в сфере [СКРЫТО] перевозок в границах г. Омска, его издание обусловлено приведением пассажирской [СКРЫТО] сети в границах города Омска в соответствие с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным [СКРЫТО] и городским наземным электрическим [СКРЫТО] в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон N 220).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон N 131) создание условий для предоставления [СКРЫТО] услуг населению и организация [СКРЫТО] обслуживания населения в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения отражены в пп. 7 п. 1 ст. 9 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92.
В соответствии с положениями пунктов 3, 7 части 1 статьи 3, части 1 статьи 11, части 1 статьи 12, части 1 статьи 14, части 1 статьи 25, части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ органы местного самоуправления в сфере организации регулярных перевозок наделены полномочиями по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок; определению порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок; ведению соответствующих реестров муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в которых отражаются сведения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов; организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам путем заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. ч. 1 ст. Федерального закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок – нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 6 Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 29.03.2016 года № 376-п, документ планирования утверждается правовым актом Администрации города Омска.
В соответствии со ст. 62 Устава города Омска Администрация г. Омска является исполнительным органом городского самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений Омского городского Совета, обеспечивая при этом законные права и интересы всего городского населения, органов городского самоуправления.
Руководство деятельностью Администрации города Омска осуществляет Мэр города Омска (п. 2 ст. 58 Устава города Омска). Мэр города Омска в пределах своих полномочий издает постановления Администрации города Омска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска в соответствии с действующим законодательством, а также распоряжения Администрации города Омска по вопросам организации работы Администрации города Омска (п. 3 ст. 20 Устава).
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 131 муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (п. 3).
Оспариваемый акт принят компетентным органом, подписан надлежащим должностным лицом, текст Постановления официально опубликован в издании «Третья столица» № 26, 23.06.2016, изменения в указанный документ, внесенные Постановлением от 05.09.2016 года, опубликованы в том же издании №38, 08.09.2016 года.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно не усмотрел несоответствия оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 220 в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 220 по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 220 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (ч. 4 ст. 12).
Из положений ч. 3 ст. 39 следует, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршрут
В целях реализации указанных положений закона Постановлением Администрации г. Омска от 29 марта 2016 года № 376-п утвержден Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска».
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка целями подготовки документа планирования являются:
1) повышение качества и эффективности [СКРЫТО] обслуживания населения города Омска по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (далее – муниципальные маршруты);
2) определение направления развития регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на среднесрочную перспективу;
3) повышение инвестиционной привлекательности регулярных перевозок по муниципальным маршрутам за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий организации [СКРЫТО] обслуживания населения на территории города Омска.
Документ планирования утверждается на период с 1 мая 2016 года по 31 декабря 2019 года (п. 3)
Последующие документы планирования утверждаются на период не более пяти лет.
Подготовка проекта документа планирования осуществляется до 1 мая 2016 года. Подготовка последующих проектов документов планирования осуществляется до 1 июля года, предшествующего году начала периода планирования (п. 4).
Документ планирования должен содержать:
1) цели и задачи развития регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;
2) перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе направленных на установление, изменение и отмену муниципальных маршрутов;
3) иную информацию в соответствии с законодательством.
Документ планирования утверждается правовым актом Администрации города Омска (п. 6).
Подготовка документа планирования, а также обеспечение внесения изменений в документ планирования осуществляется департаментом [СКРЫТО] Администрации города Омска с учетом положений Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным [СКРЫТО] и городским наземным электрическим [СКРЫТО] в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 7).
Представленными административными ответчиками доказательствами подтверждено проведение мероприятий, обосновывающих необходимость принятия Документа планирования. При подготовке Документа планирования учитывалась пассажировместимость [СКРЫТО] средств, так и перенасыщение парка подвижного состава городского пассажирского [СКРЫТО] [СКРЫТО] средствами малого класса, что приводит к несоответствию количества [СКРЫТО] средств и пропускной способности участков дорог и остановочных пунктов. В связи с указанным Документом планирования предусмотрены мероприятия городской сети путем сокращения части дублирующих друг друга маршрутов.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 131 проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов (ч. 5 ст. 46).
Порядок реализации указанных положений установлен в Постановлении Администрации города Омска от 30.01.2015 N 94-п "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
Так, в соответствии с п. 6 Постановления Администрации города Омска от 30.01.2015 N 94-п разработчик проекта должен разместить уведомление о подготовке проекта нормативного правового акта, подписанное руководителем разработчика проекта, в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска. Для этих целей разработчик проекта направляет в департамент информационной политики Администрации города Омска текст уведомления. Департамент информационной политики Администрации города Омска в течение 3 рабочих дней обязан разместить текст уведомления в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
В силу п. 10 разработчик проекта в течение 15 календарных дней со дня окончания срока, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, направляет в департамент информационной политики Администрации города Омска для размещения в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска подписанные руководителем разработчика проекта проект нормативного правового акта, отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, сведения о сроке проведения публичного обсуждения, а также опросный лист, используемый для проведения публичного обсуждения. Форма опросного листа устанавливается разработчиком проекта.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что подготовка проекта Документа включала размещение уведомления о подготовке документа на официальном сайте Администрации города Омска, также в сети Интернет был размещен опросный лист.
Отсутствие подписи на размещенном в сети «Интернет» уведомлении не свидетельствует о нарушении порядка оценки регулирующего воздействия документа, ввиду чего доводы апелляционной жалобы ИП [СКРЫТО] С.Ю. в данной части подлежат отклонению.
Кроме того, в материалы дела представлено подготовленное департаментом городской экономической политики Администрации г. Омска Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления, которое 14.06.2016 года утверждено распоряжением директора департамента. Проект постановления предварительно направлен директором департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Мэру г. Омска.
Таким образом, противоречат фактическим обстоятельствам дела доводы подателей жалобы относительно недоказанности проведения всех этапов процедуры оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого муниципального нормативного правового акта.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, иных, помимо приведенных и соблюденных Администрацией г. Омска требований к оспариваемому нормативному правовому акту ни федеральное ни местное законодательство не предъявляет.
Суд правомерно отклонил доводы о несоответствии оспариваемого правового акта Методическим рекомендациям по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных письмом Минэкономразвития России от 12.12.2014 N 31260-ОФ/Д26.
Во исполнение требований Федерального закона № 220 и Порядка подготовки документа планирования утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от 15 июня 2016 г. N 735-п Документ планирования включает как решение об отмене маршрутов, так и обоснование этого решения, которое изложено в пунктах 3 и 4:
«Целями развития регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска являются:
1) повышение качества [СКРЫТО] обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска;
2) эффективность и безопасность [СКРЫТО] обслуживания населения города Омска с учетом социальных, экономических и экологических факторов;
3) оптимизация городской маршрутной сети;
4) эффективное использование бюджетных средств при организации [СКРЫТО] обслуживания населения.
Пунктом 5 Документа планирования предусмотрено, что мероприятия по развитию регулярных перевозок в г. Омске по последовательности их реализации включают в себя четыре основных этапа.
1) первый этап (2016 год): организация регулярных перевозок в рамках реализации переходных положений Федерального закона, организация и проведение мероприятий с целью приведения количества [СКРЫТО] средств на муниципальных маршрутах в соответствие с утвержденным реестром муниципальных маршрутов, оптимизация городской маршрутной сети путем максимального исключения дублирования маршрутов и организации дополнительных [СКРЫТО] связей;
2) второй этап (2017 - 2018 годы): проведение комплекса мероприятий по формированию оптимальной для города Омска маршрутной сети с учетом сформировавшихся пассажиропотоков, определение необходимого количества подвижного состава по видам и классам [СКРЫТО] средств для обеспечения качественного [СКРЫТО] обслуживания населения города Омска;
3) третий этап (2019 год): проведение открытых конкурсов среди перевозчиков на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам обновленной городской маршрутной сети по нерегулируемым тарифам, выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и карт маршрутов, а также заключение муниципальных контрактов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
4) четвертый этап (2020 год): экономический анализ проведенных на первом, втором, третьем этапах мероприятий с изучением мнения населения о работе городского пассажирского [СКРЫТО], подготовка и утверждение документа планирования регулярных перевозок на последующий период.
На основании п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона № 220 в период с 14.09.2016 по 22.09.2016 департамент [СКРЫТО] Администрации города Омска направил перевозчикам уведомления об отмене маршрутов с 01.01.2017 года, в которых также сообщалось о досрочном расторжении договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров [СКРЫТО] общего пользования перевозок (л.д. <...>).
Довод апелляционной жалобы [СКРЫТО] С.Ю. о несвоевременном уведомлении об отмене маршрутов № 69Н и 322 с 01.01.2017 года не свидетельствует о недействительности оспариваемого Постановления.
Как следует из материалов дела (л.д. <...>), уведомления <...>, <...> датированы 21.06.2017 и 22.06.2017, соответственно вынесены не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления решения об отмене маршрута в силу (01.01.2017 года).
Таким образом, департаментом совершены действия, направленные на предупреждение перевозчика о решении отменить действующие муниципальные маршруты.
Проанализировав установленные обстоятельства судебная коллегия приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Администрацией г. Омска в соответствии с полномочиями, подписан уполномоченным лицом, его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены, он соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Указание в апелляционных жалобах о том, что положения об отмене маршрутов регулярных перевозок не распространяются на тех перевозчиков, которые в порядке части 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ получили в срок до конца июня 2016 года новые карты маршрута регулярных перевозок, подлежат отклонению.
Расторжение договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров [СКРЫТО] общего пользования не может являться предметом рассмотрения суда по делу об оспаривании нормативного правового акта.
Напротив, пунктом 6 Документа планирования регулярных перевозок в рамках реализации переходных положений Федерального закона № 220 предусмотрены мероприятия, в том числе:
- выдача свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам перевозчикам, которым выданы карты маршрутов в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона, срок действия которых истекает в июле 2016 года (1.установление отдельного муниципального маршрута в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества; 2.проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту в случае, если регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества)
- в случае если перевозчики, которым выданы карты маршрутов в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона, срок действия которых истекает после 2018 года, обратились в департамент [СКРЫТО] Администрации города Омска с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту: 1. выдача свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам в течение 2019 года с учетом мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети, запланированных на втором этапе; 2. проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту в случае, если регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Таким образом, Документ планирования регулярных перевозок, утвержденный Постановлением от 15.06.2016 года № 735-п положениям частей 3 и 4 статьи 39 Федерального закона № 220 не противоречит.
Анализируя положения оспариваемого нормативного правового акта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам подателей жалобы Документ планирования не содержит положений, нарушающих требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемый нормативно-правовой акт направлен, в том числе на повышение качества [СКРЫТО] обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в г. Омске, эффективность и безопасность [СКРЫТО] обслуживания населения г. Омска с учетом социальных, экономических и экологических факторов, оптимизацию городской маршрутной сети, на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении регулярных пассажирских перевозок, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе и антимонопольному законодательству, не нарушает права заявителей на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку не является препятствием для участия в отборе перевозчиков, с которыми может заключаться договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
Аналогичные выводы отражены в решении по результатам рассмотрения обращения в УФАС по Омской области.
В соответствии с требованиями Закона N 220 принятие решений об установлении, изменении и отмене муниципального маршрута являются исключительной компетенцией органа местного самоуправления, который самостоятельно определяет направления развития маршрутной сети соответствующего муниципального образования, в том числе способы его оптимизации (закрытие отдельных маршрутов, открытие новых, изменение существующих).
Доводы административных истцов, в части отмены конкретных маршрутов регулярных перевозок ввиду недоказанности того, является ли маршрут одновременно дублирующим, экономически неэффективным и невостребованным, отсутствия улучшений в планируемой сети, подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к нецелесообразности выбора Администрацией г. Омска предложенного способа оптимизации маршрутной сети и нецелесообразности принятия оспариваемого Постановления, что в соответствии с действующим законодательством об административном судопроизводстве не относится к компетенции суда.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что оспариваемое постановление администрации г. Омска принято уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону N 131-ФЗ, Федеральному закону N 220-ФЗ, Постановлением Администрации г. Омска от 29 марта 2016 года № 376-п и не нарушают права и законные интересы заявителей.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Выводы суда согласуются с нормами законодательства, регулирующего отношения в сфере пассажирских перевозок.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи