Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 19.11.2019 |
Дата решения | 11.12.2019 |
Категория дела | отказа в принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения |
Судья | Панкратова Елена Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 021d402d-46ec-3c89-b566-3b071ba6aae3 |
Председательствующий: Задорожний С.А. Дело № 33-7914/2019
(2-258/2019)
55RS0035-01-2019-000360-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.
судей Крицкой О.В., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в судебном заседании <...>
дело по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] А. П. и его представителя Шаламовой Л. И. на решение Тевризского районного суда Омской области от 17 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А. П. к Администрации Тевризского муниципального района Омской области о восстановлении нарушенных прав при постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, отказать».
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] А.П. обратился с иском к Администрации Тевризского муниципального района Омской области о восстановлении нарушенных прав при постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет статус ветерана - участника Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет права на меры социальной поддержки ветеранов, в том числе на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья.
<...> он обратился в Администрацию Тевризского района Омской области с заявлением о предоставлении жилого помещения и получил отказ, в виду отсутствия у него статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Полагает, что в соответствии с действующим законодательством, жилищная программа для ветеранов Великой Отечественной войны не требует признания человека нуждающимся в жилье, поскольку государство взяло на себя ответственность предоставлять средства на покупку жилой недвижимости и обеспечению жильём всех, у кого есть статус ветерана Великой Отечественной войны.
Кроме того, считает, что своими действиями ответчик причинил ему моральный вред, который выражается в переживаниях, бессоннице, чувстве унижения человеческого достоинства, ощущении несправедливости и своей беспомощности в сложившихся обстоятельствах.
Просил восстановить его нарушенное право на постановку на учёт для предоставления единовременной субсидии для приобретения жилого помещения, обязать Администрацию Тевризского муниципального района Омской области принять к рассмотрению документы и поставить его на учёт для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскать с ответчика в его пользу в счёт возмещение морального вреда денежные средства в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] А.П. и его представитель Шаламова Л.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Ешуков С.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что рассматриваемое дело не затрагивает интересы Министерства имущественных отношений Омской области, в связи с чем просил рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] А.П. и его представителя Шаламова Л.И. выражают несогласие с постановленным по делу решением, просят его отменить. Полагают, что в соответствии с действующим законодательством, обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жильем осуществляется независимо от их имущественного положения и нуждаемости в улучшении жилищных условий. Кроме того, ссылается на не привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам такого рода выплат.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Тевризского муниципального района Омской области просит решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, пояснения [СКРЫТО] А.П., его представителя Шаламовой Л.И., поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Несторов А.П., <...> года рождения, принимал участие в боевых действиях по пресечению военных провокаций китайских войск в районе острова Даманский в период с <...> по <...> и в соответствии с подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" относится к категории участник Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой отдела по Усть-Ишимскому и Тевризскому районам Военного комиссариата Омской области № 107 от 26 мая 2014 года.
<...> [СКРЫТО] А.П. обратился в Администрацию Тевризского городского поселения Тевризского района Омской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Главы Тевризского городского поселения от <...> № <...>-п [СКРЫТО] А.П. отказано в постановке на соответствующий учет в Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ.
<...> Администрацией Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области в ответ на заявление [СКРЫТО] А.П. о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения указано на отсутствие у истца статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку [СКРЫТО] А.П. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ответчиком правомерно было отказано в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем, не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах»).
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Исходя из смысла вышеприведенных норм, предоставление жилья указанной категории граждан производится при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Условие о нуждаемости в предоставлении жилого помещения является необходимым для постановки на учет и последующего предоставления мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п.
При этом категории лиц, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, исчерпывающим образом определены Жилищным Кодексом РФ.
Так, в силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Главы Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области от 23 апреля 2013 года № 193-р "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" утверждена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) – 16 кв.м. на одного члена семьи.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.П. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <...>, р.<...>, площадью 50,2 кв.м., совместно с супругой [СКРЫТО] Т.И., которая является собственником указанной квартиры совместно с детьми [СКРЫТО] И.А., [СКРЫТО] А.А. по 1/3 доли.
При это судом установлено, что в указанное жилое помещение истец был вселен в качестве члена семьи собственника, поскольку иных доказательств, как-то: договора о вселении истца в жилое помещение на иных основаниях, условиях либо в соответствии с каким-либо соглашением, исключающим признание истца членом семьи, суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции представлено не было.
Более того, [СКРЫТО] А.П. на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, р.<...>, площадью 43,2 кв.м.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец обеспечен жилой площадью выше учетной нормы, что исключает нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.
Поскольку приведенное обстоятельство, в свою очередь, является необходимым условием для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем, вывод суда первой инстанции о законности отказа в постановке истца на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он как Ветеран Великой Отечественной войны имеет абсолютное и безусловное право на обеспечение жильем основаны на неверном толковании указанных выше положений закона.
По смыслу Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" они направлены на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылка заявителя на не привлечение к участию в деле Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению граждан жилыми помещениями, не принимается, поскольку данное обстоятельство не повлияло на принятие по существу правильного судебного акта, о нарушении прав и законных интересов [СКРЫТО] А.П. не свидетельствует.
Остальные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда принято в соответствии с требованиями закона, оснований для отмены или изменения принятого решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тевризского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истца и его представителя – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: