Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 19.11.2019 |
Дата решения | 11.12.2019 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Крицкая Ольга Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 157ffce8-8372-3394-aeec-9d68adcc1e19 |
Председательствующий: Бейфус Д.А. Дело № 33-7913/2019
2-184/2019
55RS0029-01-2019-000373-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 11 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Крицкой О.В., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Ким М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.В. на решение Полтавского районного суда Омской области от 26 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления [СКРЫТО] А. В. к администрации Полтавского муниципального района Омской области о возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет отказать».
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] А.В. обратился к Администрации Полтавского муниципального района Омской области с иском о возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет.
В обоснование указал, что до <...> он занимал должность председателя комитета культуры и искусства Администрации Полтавского муниципального района Омской области, был уволен в связи с ликвидацией организации.
Полагая, что имеет право пенсию за выслугу лет, истец обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако ему было отказано с указанием на то, что не соблюдены условия для назначения пенсии, установленные Советом депутатов Полтавского муниципального района.
Просил обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет с <...>.
В судебном заседании [СКРЫТО] А.В. и его представитель Стуколова Т.В. иск поддержали.
Представитель ответчика Кучава Н.И. иск не признала, указав, что в соответствии с действующей редакцией Положения о порядке установления пенсии за выслугу лет, среди перечня оснований, дающих право на установление данной пенсии, отсутствует увольнение в связи с ликвидацией организации.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое об удовлетворении иска. Полагает, что отказ в назначении пенсии за выслугу лет по мотиву несоответствия основания увольнения, предусмотренному Положением о порядке установления пенсии за выслугу лет, ущемляет его права. Указывает, что правовые последствия увольнения в связи с ликвидацией организации и по сокращению штата являются идентичными. Также отмечает, что государственным служащим Омской области, освобожденным от замещаемой должности в связи с ликвидацией государственного органа, пенсия за выслугу лет назначается.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Кучава Н.И. просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав [СКРЫТО] А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Кучава Н.И, указавшую на правильность оспариваемого решения, судебная коллегия полагает, что жалоба подлежит отклонению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 1 статьи 7, части 1, 2 статьи 39).
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] А.В. проходил муниципальную службу в Полтавском муниципальном районе Омской области, занимая должность председателя Комитета культуры и искусства администрации Полтавского муниципального района.
На основании распоряжения администрации Полтавского муниципального района Омской области от <...> № <...> была создана ликвидационная комиссия в связи с ликвидацией МУК «Полтавский районный историко-краеведческий музей», МУК «Центральная районная библиотека», БУ Полтавского муниципального района «Центральная бухгалтерия учреждения культуры», Комитета культуры и искусства администрации района.
[СКРЫТО] А.В. уведомлением от <...> № <...> был предупрежден о том, что возглавляемый им комитет ликвидируется, трудовой договор будет расторгнут с ним в связи с ликвидацией организации.
На основании распоряжения Администрации Полтавского муниципального района от <...> № <...>-л [СКРЫТО] А.В. был уволен <...> с должности председателя Комитета культуры и искусства администрации Полтавского муниципального района в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
По сведениям ЕГРН деятельность Комитета культуры и искусства администрации Полтавского муниципального района Омской области прекращена <...> в связи с ликвидацией организации.
<...> [СКРЫТО] А.В. обратился в Администрацию Полтавского муниципального района Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему.
Письмом от <...> № <...> [СКРЫТО] А.В. отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием одновременно необходимых условий для этого, а именно, несоответствии основания увольнения (ликвидация организации) указанному в Положении о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Полтавском муниципальном районе, утвержденном Решением Совета депутатов муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» от <...> № <...> (сокращение численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления).
Не согласившись с отказом в назначении пенсии по выслуге лет, [СКРЫТО] А.В. обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим; основание, по которому был уволен истец, в соответствии с установленными в муниципальном образовании условиями назначении пенсии по выслуге лет не дает право на назначение данной пенсии.
Выводы суда, положенные в основу решения, мотивированы по правилу ч. 4 ст.198 ГПК РФ, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16.07.2007 N 12-П; Определения от 08.02.2001 N 45-О, от 10.10.2013 N 1591-О).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Совет депутатов муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» установил условия назначения пенсии по выслуге лет, в том числе, основание увольнения, при котором муниципальный служащий (при соблюдении иных сопутствующих условий) имеет право на назначение пенсии по выслуге лет.
Данное условие Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Полтавском муниципальном районе является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающее права истца.
Разрешение же вопроса об изменении условий назначения пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, не относится к компетенции судебных органов.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Полтавского районного суда Омской области от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: