Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 26.10.2017 |
Дата решения | 15.11.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Астапчук Раиса Васильевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 35aa26a4-619b-3ae5-89c5-6a069fca910d |
Председательствующий: Табакова Е.А. Дело № 33-7586/2017
строка по статотчету№200г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Зубовой Е.А.,
при секретаре Яковлевой М.А.
рассмотрела в судебном заседании 15 ноября 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя АО «Омск РТС» Матус Е.А. на решение Центрального районного суда города Омска от 04 сентября 2017 года, которым постановлено: «Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области и Омской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор» удовлетворить в части.
Обязать Акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети» обеспечить потребителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Омск, <...> горячей водой, соответствующей требованиям санитарных правил СаНПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы».
В удовлетворении остальной части требований истцам отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» в доход бюджета города Омска 300 рублей государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с иском к ООО «Альянс», АО «Омск РТС» о возложении обязанности. В обоснование требований указало, что в связи с обращениями жильцов данных многоквартирных домов по поводу ненадлежащего качества горячего водоснабжения Управлением было возбуждено административное расследование, в рамках которого проведено обследование системы ГВС многоквартирных домов. Выявлено нарушение температурного режима подачи горячей воды в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Омск, <...>. По итогам расследования постановлением по делу об административном правонарушении № <...> от 24.08.2016 г. ресурсоснабжающая организация АО «Омск РТС» привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> руб. Не обеспечивается надлежащее качество горячей воды, предоставляемой жильцам вышеуказанных домов, по вине ответчиков. Просило обязать ООО «Альянс», АО «Омск РТС» обеспечить потребителей указанных многоквартирных домов горячей водой, соответствующей требованиям СаНПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы».
В ходе рассмотрения дела на основании заявления, 11.07.2017 г. судом в качестве третьего лица привлечена Омской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор», 25.07.2017 г. в качестве соответчика привлечена Администрация г. Омска, в качестве третьего лица - МП г. Омска «Тепловая компания»; 10.08.2017 г. в качестве третьего лица в дело вступила Государственная жилищная инспекция Омской области.
Омская региональная общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор» обратилась с самостоятельными требованиями к АО «Омск РТС», Администрации г. Омска. В обоснование требований указаны обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении Управления Роспотребнадзора по Омской области. Просила возложить на АО «Омск РТС» обязанность обеспечить потребителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Омск, <...> горячей водой, соответствующей требованиям СаНПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»; на Администрацию г. Омска – обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи потребителям многоквартирных жилых домов, расположенных по указанным адресам, горячей воды, соответствующей требованиям названных выше санитарных правил.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области Копцева Е.А. свои исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика ООО «Альянс» Цалко Н.С. исковые требования не признала. Пояснила, что групповые тепловые узлы не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, которое обслуживается управляющей компанией. Заниженный температурный режим зафиксирован уже на вводе в дома.
Представитель ответчика АО «Омск РТС» Матус Е.А. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Администрации г. Омска Руденко А.П. исковые требования не признал, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица Омской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор» Селезнев В.В., исковые требования обоих исков поддержал.
Третьи лица МП г. Омска «Тепловая компания», Государственная жилищная инспекция Омской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель АО «Омск РТС» Матус Е.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что АО «Омск РТС не является ответственным лицом за обеспечение потребителей указанных в иске многоквартирных домов горячей водой, соответствующей требованиям санитарных правил, поскольку отсутствует техническая возможность предоставления услуги надлежащего качества. Существующая схема горячего водоснабжения не может обеспечить выполнение требований, предъявляемых к качеству горячего водоснабжения, так как имеет большую протяженность от ГТП до многократных домов и выполнена без циркуляции. Необходимо создать циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на квартальных сетях, для чего необходимо внести изменения в существующую схему горячего водоснабжения. Вопреки мнению суда, указанные действия являются необходимостью, а не необоснованным мнением стороны. Создать циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на квартальных сетях не представляется возможным, ввиду того, что межквартальные сети находятся в хозяйственном ведении МП г. Омска «Тепловая компания». Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствуют доказательства соответствия подаваемой АО «Омск РТС» горячей воды по сетям от группового теплового узла требованиям СанПиН 2.1.4.496-09, указывая на копии актов обследования теплоснабжающих систем абонента, копии судебных актов, которыми на ГТП зафиксированы параметры соответствующие Правилам № 354, не принятие судом во внимание Постановления мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном судебном районе в г. Омске от 14.12.2016, от 02.03.2017 года которым прекращено производство по дела об административном правонарушении в отношении АО «Омск РТС» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях состава административного правонарушения. Считает, что судом необоснованно не усмотрено оснований для возложения обязанности на Администрацию г. Омска обеспечения условий, необходимых для организации подачи потребителям горячей воды соответствующей санитарным требованиям, поскольку Администрация г. Омска непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе тепловым имуществом коммунальной инфраструктуры. Передача тепловых сетей МП г. Омска не может означать, что Администрация г. Омска освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. 15-23), Управление Роспотребнадзора по Омской области просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика АО «Омск РТС» Матус Е.А., поддержавшую жалобу, представителя Администрации г. Омска Баланова О.Ю., представителя ООО «Альянс» Цалко Н.С., представителей МП г. Омска «Тепловая компания» Толкачёва А.В. и Давыдова В.А., Омской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор» Селезнева В.В., просивших решением суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены судебного решения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Омск, <...>, находятся на обслуживании управляющей организации – ООО «Альянс».
АО «Омск РТС» в качестве энергоснабжающей организации поставляет через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воды в указанные многоквартирные жилые дома на основании договора ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества в МКД) № <...> от 10.02.2017 г., заключенного с ООО «Альянс».
Данные дома подключены в системе централизованной системе горячего водоснабжения которая является открытой.
В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Омской области в 2016 году проверки было установлено, что температура горячей воды: на вводе в <...> в г. Омске составляет 48° С, в <...> указанного дома – 45° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 42° С, в <...> указанного дома – 38° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 56° С, в <...> указанного дома – 54° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 38° С, в <...> указанного дома – 45° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 39° С, в <...> указанного дома – 42° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 53° С, в <...> указанного дома – 52° С (сброс 3 минуты).
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области № 1586/16 от 24.08.2016 г. АО «Омск РТС» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 9-12).
Согласно акту № ГИ-180 от <...> температура горячей воды: на вводе в <...> в г. Омске составляет 48° С, в <...> указанного дома – 45° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 42° С, в <...> указанного дома – 38° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 56° С, в <...> указанного дома – 54° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 38° С, в <...> указанного дома – 45° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 39° С, в <...> указанного дома – 42° С (сброс 3 минуты); на вводе в <...> в г. Омске - 53° С, в <...> указанного дома – 52° С (сброс 3 минуты) (л.д. 17).
В соответствии с экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований от 14.07.2016 г. № <...>, протокола измерения температуры горячей воды № <...> от 08.07.2016 г. температура горячей воды у потребителей составляет по адресу: г. Омск, <...> - 33° С; по адресу: г. Омск, <...> - 50° С; по адресу: г. Омск, <...> - 51° С; по адресу: г. Омск, <...> - 37° С; по адресу: г. Омск, <...> - 45° С; по адресу: г. Омск, <...> - 48° С. Температура горячей воды в указанных домах не соответствует п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 (л.д. 18-19).
Государственной жилищной инспекцией Омской области выдано предписание АО «ОмскРТС» № <...> от 11.11.2016 г., обязывающее его обеспечить температуру горячего водоснабжения на границе балансовой принадлежности указанных домов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.03.2017 г. оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 г., в удовлетворении требования АО «Омск РТС» о признании недействительным данного предписания было отказано.
Арбитражные суды пришли к выводу о том, что именно на АО «Омск РТС» лежит обязанность по обеспечению соблюдения температурного режима и качества горячего водоснабжения до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения рассматриваемых многоквартирных жилых домов.
Согласно акту ООО «Альянс» от <...> температура горячего водоснабжения на вводе в жилом <...> – 43° С, в <...> – 41° С, в <...> – 41° С, в <...> – 39° С, в <...> - 40° С.
Из актов обследования ООО «Альянс» от <...>, <...> также следует, что температура горячей воды на вводе в вышеуказанные дома менее 50 ° С и в квартирах – менее 42 ° С.
Пунктом 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Не обеспечение надлежащего качества горячего водоснабжения указанных выше домов послужило основанием для обращения с настоящими исками в суд.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истцов и возлагая обязанность по обеспечению потребителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Омск, <...> горячей водой, соответствующей требованиям санитарных правил СаНПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» на АО «Омск РТС», установив факт предоставления потребителям услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, исходил из того, что обязанность отвечать за качество предоставляемой услуги лежит на организации, осуществляющей поставки ресурсов, которая является ОАО «Омск РТС» до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, в соответствии с ч. 15 ст. 161 ЖК РФ, поскольку договором ресурсоснабжения не предусмотрено иного. При этом отклонил доводы ответчика о наличии вины МП г. Омска «Тепловая компания» в высоком уровне тепловых потерь, ввиду отсутствия доказательств соответствия подаваемой АО «Омск РТС горячей воды по сетям МП г. Омска «Тепловая компания» от группового теплового узла требованиям санитарных норм и правил. Не усмотрел оснований для возложения указанной обязанности на управляющую компанию, поскольку уже на вводах в дома температура воды не соответствует требуемому температурному режиму. Для возложения обязанности на Администрацию г. Омска также оснований не усмотрел, учитывая, что в настоящее время тепловые сети находятся на балансе МП г. Омска «Тепловая компания» и ответственность за качество оказываемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению в данном случае несет не орган местного самоуправления, а ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
В соответствии с подпунктами «в», «г» и «д» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к названным Правилам.
Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Такими образом, из вышеприведённых норм права следует, что АО «Омск РТС» как поставщик коммунальной услуги по подаче горячего водоснабжения для собственников помещений в рассматриваемых многоквартирных домах, обязан обеспечить предоставление потребителям горячей воды надлежащего качества до границ общего имущества в многократном дома и границ внешних сетей инженере-технического обеспечения домов, если иное не предусмотрено договором с обществом.
Согласно п. 1.2. договору ресурсоснабжения № <...> от 10.02.2017 года между АО «Омск РТС» и ООО «Альянс» граница ответственности между ОАО «Альянс» и АО «Омск РТС» за состояние и обслуживание тепловых сетей, а также за режим поставки и качество коммунального ресурса определяется балансовой принадлежностью тепловых сетей и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, который является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение № <...>).
Согласно Акту балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение № <...> указанного договора) границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между АО «Омск РТС» и ООО «Альянс» является внешняя стена многоквартирного дома, однако, с учетом протокола согласования разногласий от <...> указанное приложение не распространяет свое действие на спорные жилые дома.
Согласно п. 1. 4 указанного договора (с учетом протокола согласования разногласий) отпуск коммунального ресурса на содержание общедомового имущества (список объектов – Приложение № <...>) производится через присоединённую сеть на границе балансовой принадлежности сетей АО «Омск РТС» или тепловых организаций и сетей ООО «Альянс». Местом исполнения обязательств ОАО «Омск РТС» является точка поставки, которая располагается на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей ООО «Альянс» и тепловой сети АО «Омск РТС», определенной в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно п. 2.1.2, п. 2.1.3 АО «Омск РТС» обязалось осуществлять до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон поставку коммунального ресурса в соответствии с требованиям санитарных норм, технических регламентов и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многократных домах и жилых домов, утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 о объеме, позволяющем ООО «Альянс» обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многократном доме, а также обязалось обеспечить надёжность, качество горячего водоснабжения и безопасность эксплуатации системы централизованного горячего водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласно п. 5.2. стороны несут ответственность за нарушение показателей качества коммунального ресурса на границе раздела, которая определяется в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Исходя из ст. 8.1, 8.2. указанный договор распространяется на правоотношения сторон с 01.01.2017 года и действует до 10.02.2018 года.
Таким образом, поскольку фактически между теплоснабжающей организацией АО «Омск РТС» и собственниками многократных домов в лица управляющей компании ООО «Альянс» отсутствует согласованность условия о разграничении ответственности, суд верно пришел к выводу, что в данном случае применяются общие правила разграничения ответственности за поставку ресурсов надлежащего качества, предусмотренные ч. 15 ст. 161 ЖК РФ.
Не соглашаясь с решением суда, апеллянт указывает на отсутствие техническая возможность предоставления услуги надлежащего качества, полагая, что существующая схема горячего водоснабжения не может обеспечить выполнение требований, предъявляемых к качеству горячего водоснабжения, так как имеет большую протяженность от ГТП до многократных домов и выполнена без циркуляции. Необходимо создать циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на квартальных сетях, для чего необходимо внести изменения в существующую схему горячего водоснабжения: тепловой узел ГПТ; линию трубопроводов ГВС от ГТП до многоквартирных домов, путем подготовки проектной документации и последующем выполнением необходимых работ. Указанные мероприятия не возможны для исполнения АО «Омск РТС», поскольку квартальные сети находятся в хозяйственном ведении МП г. Омска «Тепловая компания».
Из письма МП г. Омска «Тепловая компания» в адрес уполномоченных собственников от <...> следует, что предприятию переданы в хозяйственное ведение из муниципальной казны г. Омска тепловые сети от <...> до наружной стены жилых домов по <...>
Из акта границ балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) тепловых сетей между МП г. Омска «Тепловая компания» и абонентом ООО «Альянс» от 06.09.2016 года усматривается, что тепловые сети от теплового узла <...> до всех спорных жилых домов также находятся на балансе МП г. Омска «Тепловая компания», таким образом, также находятся в хозяйственном ведении предприятия.
Как следует из материалов дела 25.01.2013 года между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11», которое в соответствии с уставом является правопредшественником АО «Омск РТС», и МП г. Омска «Тепловая компания» был заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя к куплю-продажу тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь» по которому МП г. Омска «Тепловая компания» обязалась осуществлять для Омского филиала ОАО «ТГК 011» организацию и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в составлении, соответствующем установленным техническими регламентами и требованиями, и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии и теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя юридическим и физическим лицам на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и в переделах его действия.
Согласно п. 3.2.1 указанного договора МП г. Омска «Тепловая компания» обязалась обеспечить передачу тепловой энергии от точки приема в точку передачи Абонентам в количестве, полученном от ОАО «ТГК -11» за вычетом нормативных потерь тепловой энергии на тепловых сетях ОАО «ТГК-11». Качество и параметры тепловой энергии должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством.
В соответствии с п. 6.1 договора в случае недоотпуска тепловой энергии, поставки абонентам тепловой энергии ненадлежащего качества по вине МП г. Омска «Тепловая энергия», причинённые МП г. Омска «Тепловая компания» убытки возмещаются в порядке, установленном действующим законодательством.
Из заключения строительно-технической экспертизы № <...> от 25.08.2017 г., выполненной ООО «Абсолют-Эксперт» по заказу ООО «Альянс», следует, что теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирных домов по адресам: г. Омск, <...>, изначально на момент постройки не было запроектировано, позже было выполнено от групповых тепловых пунктов/узлов (за пределами МКД), оборудованных необходимой запорно-регулирующей арматурой и приборами КИП, что не предполагает регулировку тепловых режимов и параметров ГВС из других источников.
На подающим водопроводе в тепловой узел ТК-V-В-53 температура горячего водоснабжения составляет +73° С, на вводе в жилом <...> + 49.5° С, в <...> + 54,9° С, в <...> + 55,9° С, в <...>, + 61.5° С, в домах <...> зафиксирована только температура воды в квартирах при трехминутном спуске воды не выше + 36 ° С.
В соответствии со п. 2.1 ст. 13 Федерального закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители, которым поставка горячей воды осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из вышеприведенного следует, что теплоснабжающей организацией АО «Омск РТС» при подаче горячей воды потребителям в соответствии с договором с управляющей компанией многоквартирных домов до границы сетей МП г. Омска «Тепловая компания» в температурном режиме + 73° С не учитывает фактические теплопотери сетей состоящих на балансе МП г. Омска «Тепловая компания», то есть не компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии. При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии доказательств соответствия подаваемой АО «Омск РТС» горячей воды по таким сетям от группового теплового узла требованиям СаНПиН 2.1.4.2496-09 суду является правильным.
Ссылки апеллянта на отсутствие технической возможности в предоставлении абоненту услуги надлежащего качества как основание для освобождения его об обязанности по предоставлению абоненту горячей воды, соответствующей нормативно установленному температурному режиму судебной коллегией, отклоняются, поскольку такие доводы ответчика проверялись судом и мотивированно признаны несостоятельными.
Согласно п. 1 ст. 6 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ.
Согласно п.п. 4,5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа и субъекта Российской Федерации, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782.
Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" определяют порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения) (далее соответственно - инвестиционная программа, регулируемые организации), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.
В соответствии с п. 2, 4 указанных правил проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа). Утверждение инвестиционной программы в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
Таким образом, у ОА «ОмскРТС» как у регулируемой организации, в случае невозможности исполнения обязанности предоставить абонентам горячую воду надлежащего качества абонентам в связи с недостатками утвержденной схемы водоснабжения, имеется возможность реализации проекта иной схемы водоснабжения с использованием инвестиционной программы, на что в суде апелляционной инстанции указывалось представителем администрации г.Омска и не было опровергнуто представителем ОА «ОмскРТС».
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не было учтено постановление мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном судебном районе в г. Омске от 14.12.2016 года по делу № 5-6293/2016, вместе с тем, причиной отказа в привлечении общества к административной ответственность явилось отсутствие состава административного правонарушения, между тем рассматриваемые правовые отношения вытекают из договора, поэтому в рамках настоящего дела судом выяснялись основания гражданско-правовой ответственности ответчика за ненадлежащее исполнение обязательств, в силу чего указанные постановления по делу об административном правонарушении обоснованно не было принято судом первой инстанции и во внимание.
Кроме того, согласно абзацу четвертому п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в том числе постановлением мирового судьи, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако, как следует из материалов дела, ни истец, ни иные ответчики, участниками административного производства не являлись.
Довод об отсутствии в решении суда пояснений Государственной жилищной инспекции Омской области не может являться основанием для отмены решения, поскольку на существо спора не влияют.
При таком положении, судом первой инстанции правильно определены все юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы на основании совокупности представленных по делу доказательств и оцененных по правилам ст.67 ГПК РФ, при четком соблюдении норм материального и процессуального права, в силу чего решение суда соответствует задачам гражданского судопроизводства, предусмотренным ст.2 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции ответчика, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в судебном решении, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 04 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи