Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 26.09.2019 |
Дата решения | 16.10.2019 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Крицкая Ольга Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | eb33d648-8580-3c21-89c9-2cae1a32accd |
Председательствующий: Селиверстова Ю.А. Дело № 33-6753/2019
2-2272/2019
55RS0004-01-2019-002695-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 16 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Сафаралеева М.Р., Крицкой О.В.,
при секретаре Жуковой Т.В.,
при подготовке и организации судебного процесса
помощником судьи Васиной Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Омской области на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 06 августа 2019 года, которым постановлено:
«Установить границы принадлежащего [СКРЫТО] Л. В. земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по характерным точкам, установленным при проведении кадастровым инженером Астаховой А. В. кадастровых работ, - <...> со следующими координатами:
<...> <...> | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
Исключить из земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего Российской Федерации, фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> по характерным точкам, установленным при проведении кадастровым инженером Астаховой А. В. кадастровых работ, - <...>».
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Л.В. обратилась к Росимущества в Омской области, ФКУ ИК -12 УФСИН России по Омской области с иском об установлении местоположения границ земельного участка, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. расположенного по адресу: <...>, на основании свидетельства на право собственности на землю, выданного на ее имя Морозовским сельским поселением 13.11.1992. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано уполномоченным органом в установленном порядке. Участок огорожен по периметру в соответствии с его площадью согласно правоустанавливающим документам, на его территории расположены садовый дом и хозяйственные постройки. Она несёт бремя содержания данного участка. В 2019 году она обратилась к кадастровому инженеру Астаховой А.В. для проведения кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ земельного участка, в результате которых выяснилось, что весь её земельный участок включен в границы земельного участка с кадастровым номером <...>, собственницей которого является РФ в лице ТУ Росимущества в Омской области, и который предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФКУ "ИК -12" УФСИН России по Омской области. При этом она не уведомлялась о том, что площадь её участка в полном объеме будет включена в состав указанного земельного участка.
Ответчики никогда не владели и не пользовались принадлежащим ей земельным участком, не предъявляли к ней никаких требований, не несли бремени его содержания. Земельный участок с 1960х годов входит в состав СНТ «Осташково».
Просила установить границы принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> со следующими координатами:
<...> <...> | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
Истица [СКРЫТО] Л.В. в судебном заседании участия не принимала, ее представитель Панченко А.А. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представители ответчиков ТУ Росимущества в Омской области, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимали.
Представителем ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области направлены письменные возражения на иск, в которых он ссылается на то, что ФКУ ИК-12 является ненадлежащим ответчиком по делу, несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером <...> (в который входит земельный участок с кадастровым номером <...>) в спорной части действительно предоставлен в бессрочное пользование ФКУ ИК-12, причем ранее, чем собственнику земельного участка с кадастровым номером <...>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СНТСН «Осташково» Панченко А.А. в судебном заседании согласилась с заявленными исковыми требованиями, пояснив, что спорный участок с кадастровым номером <...>, собственницуй которого в настоящее время является истица, с 1960х годов входил в землеотвод СНТ, он был огорожен истицей, на его территории были возведены садовый дом и хозяйственные постройки, которые эксплуатируются по настоящее время. Исключительно семья истицы использовала участок, осуществляла бремя его содержания. Ответчики никогда владели и не пользовались данным участком, не заявляли каких-либо прав на него.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Омской области просит решение отменить, принять решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств дела. Апеллянт полагает, что судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> в спорной части действительно предоставлен в бессрочное пользование ФКУ ИК-12, причем ранее, чем первоначальному собственнику земельного участка с кадастровым номером <...>, следовательно, земельный участок истцу был предоставлен с нарушением действующего законодательства, в отсутствие согласия ответчиков.
Стороны надлежащим образом уведомленные о слушании дела в апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении не ходатайствовали. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Статьей 304 Гражданского кодекса РФ предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения,
В силу ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 1 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу п.п.3 п.1 ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, вносимых в государственный кадастр недвижимости, входит описание местоположения границ земельного участка.
Пунктом 9 статьи 38 Федерального закона предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Частью 7 ст. 38 этого же закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 39 согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Федерального закона).
До 1 января 2017 г. действовала ч.9 ст.38 "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с «Правилами установления на местности границ объектов землеустройства», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).
Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.
Согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 года), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.22 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1.01.2017), ст.21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ также установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года, предусмотрено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (пункт 1.2).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В п. 4 ст. 16 названного Закона регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Омская область, Октябрьский административный округ, мкр. Осташково, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № <...>, выданным на имя истицы 13.11.1992 Главой администрации Морозовского сельского совета на основании решения Морозовского сельского совета от 17.07.1992 № <...>.
Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный участок огорожен по периметру в соответствии с его площадью согласно правоустанавливающим документам, на его территории расположены садовый дом и хозяйственные постройки.
Границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:150605:70 существуют на местности более пятнадцати лет и закреплены с использованием природных объектов и объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В целях уточнения границ земельного участка, истица обратилась к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ, описания границ на местности, составления межевого плана земельного участка. В ходе кадастровых работ были проведены замеры и вычисления характерных узловых и поворотных точек фактического местоположения земельного участка, было выявлено, что фактически границы земельного участка с кадастровым номером <...> и расположенного на нем садового дома большей частью пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <...> (<...>) учтенного в ЕГРН.
Пересечение границ возникло в результате ошибочного включения в ЕГРН сведений о прохождении границы земельного участка с кадастровым номером <...> (<...>).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <...> является условным и входит в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, находящегося в собственности Российской Федерации (л.д. 60-62).
Земельный участок с кадастровым номером <...> относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственной деятельности, размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Местоположение данного земельного участка установлено в <...> м северо-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.05.2009, земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании Постановления Главы администрации Омского района «О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям» № 50-п от 21.02.1992 и государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.02.1992 (л.д. 100).
На основании распоряжения ТУ Росимущества по Омской области от 20.06.2008 № 518-р переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером <...>, а именно прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Управления исполнения наказания управления внутренних дел Омской области на земельный участок общей площадью 121 га для производственной деятельности. Земельный участок площадью 576 466 кв. метров кадастровый номер <...> предоставлен ФГУ ИК-12 УФСИН России по Омской области в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 102).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <...> был образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> га. В государственном кадастре недвижимости он учтен 06.02.2008.
Согласно выписке из ЕГРН, с 04.09.2008 за ФКУ «ИК-12 УФСИН по Омской области» уполномоченным органом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером <...>.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, работы по межеванию земельного участка с кадастровым <...>, в результате которого был образован земельный участок с кадастровым номером <...>, нельзя считать соответствующими требованиям действовавшего на период проведения межевых работ законодательства.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Факт нахождения земельного участка истицы в границах земельного участка с кадастровым номером <...> ответчиками в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривался.
Образование земельного участка путем выделения из земельного участка с кадастровым номером <...> материалами дела опровергается. Земельный участок ТУ Росимущества в Омской области изначально был предоставлен Управлению исполнения наказаний из земель совхоза «Красное Знамя», в то время, как истице земельный участок был выделен из земель Морозовского сельского Совета.
Спорные земельные участки истца и стороны ответчиков представляют собой самостоятельные земельные участки, границы которых являются смежными.
Судом учтено, что Распоряжением ТУ Росимущества в Омской области от 08.10.2007 № 750-р были утверждены проекты территориального землеустройства земельных участков, расположенных, по адресу: <...>, в том числе территориальный проект по формированию земельного участка из состава земель населённых пунктов, предназначенного для производственной деятельности, площадью <...> кв.м, местоположение которого установлено в 450 метрах северо-западнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <...>
Вместе с тем, из имеющихся в землеустроительном деле извещений следует, что для установления и согласования в натуре границ земельного участка приглашались только представители ФКУ «ИК-12 УФСИН России по Омской области», ФКУ «ИК-13 УФСИН России по Омской области», Положенцева А.С.
Доказательств согласования границ образуемого земельного участка с кадастровым номером <...> при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым <...> со всеми землепользователями смежных земельных участков, в том числе с истицей, материалы дела не содержат.
Ответчиками достаточных и допустимых доказательств, опровергающих изложенное, районному суду представлено не было. Таковые не представлены и судебной коллегии.
Заключение кадастрового инженера, принятое судом в качестве доказательства обоснованности иска, является полным, ясным, мотивированным и согласуется с иными представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, требования истицы об установлении границы принадлежащего [СКРЫТО] Л.В. земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, по характерным точкам, установленным при проведении кадастровым инженером Астаховой А.В. кадастровых работ, - <...>, удовлетворены правильно.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 06 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Омской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Председательствующий: Селиверстова Ю.А. Дело № 33-6753/2019
2-2272/2019
55RS0004-01-2019-002695-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Омск 16 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Сафаралеева М.Р., Крицкой О.В.,
при секретаре Жуковой Т.В.,
при подготовке и организации судебного процесса
помощником судьи Васиной Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Омской области на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 06 августа 2019 года, которым постановлено:
«Установить границы принадлежащего [СКРЫТО] Л. В. земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> по характерным точкам, установленным при проведении кадастровым инженером Астаховой А. В. кадастровых работ, - <...> со следующими координатами:
<...> <...> | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
Исключить из земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего Российской Федерации, фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> по характерным точкам, установленным при проведении кадастровым инженером Астаховой А. В. кадастровых работ, - <...>».
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 06 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Омской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: