Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 12.01.2022 |
Дата решения | 10.03.2022 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Магденко Ирина Юрьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | d26b629e-9e82-3762-ab92-d5234f9c2e2d |
Председательствующий: Вихман Е.В. № 33-643/2022
55RS0001-01-2021-007029-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Омск 10 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Сковрон Н.Л., Магденко И.Ю.,
при секретаре Лавровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4708/2021
по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] С. М.
на решение Кировского районного суда г. Омска от 9 сентября 2021 года
по иску [СКРЫТО] С. М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) о перерасчете размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) (далее – УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО])), в обоснование указав, что с 9 марта 2016 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях. 22 ноября 2019 года им по указанию сотрудника органа пенсионного обеспечения написано заявление, на основании которого осуществлен перерасчет установленного ему размера страховой пенсии по старости с 11 370 рублей 41 копейки до 10 508 рублей 13 копеек, ввиду исключения из продолжительности его страхового стажа периодов работы на территории Республики Беларусь: на «Республиканской базе Главсельстройкомплекта Бельстроя» города Дзержинск с 1 января 1991 года по 1 июня 1993 года, в фирме «Белсельстройсервис» с 2 по 29 июня 1993 года, в ОАО «Дзержинская райсельхозтехника» города Дзержинск с 15 ноября 1994 года по 28 июня 1996 года. Ссылался на то, что данное заявление написано им под влиянием заблуждения со стороны сотрудника органа пенсионного обеспечения, не объяснившего ему последствия его написания.
Просил признать незаконным и отменить с момента принятия решение УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 15 января 2020 года № 25, признать недействительным заявление в УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 22 ноября 2019 года, обязать УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) произвести перерасчет пенсии с 1 февраля 2020 года без учета решения УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 15 января 2020 года № 25, заявления в УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 22 ноября 2019 года, включив в расчет пенсии спорные периоды его работы на территории Республики Беларусь.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] С.М. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) по доверенности Курбатова Л.Г. в удовлетворении требований просила отказать, ссылаясь на то, что истцом самостоятельно выбран способ установления страховой пенсии по старости по пункту 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 24 января 2006 года, то есть без применения положений указанного Договора, что подтверждено написанным им собственноручно заявлением. Ссылалась на то, что возможность учета спорных периодов работы истца на территории Республики Беларусь в целях определения размера страховой пенсии по старости действующим законодательством не предусмотрена.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] С.М. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Вновь приводит доводы о том, что заявление о назначение ему страховой пенсии по пункту 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 24 января 2006 года, то есть без применения положений указанного Договора, было написано им 22 ноября 2019 года под влиянием заблуждения со стороны сотрудника ответчика, не объяснившего ему последствий таких действий. Указывает, что на момент обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии, имевший место еще в 2016 году, им уже был выбран способ определения ее размера в пропорциональном порядке, то с учетом периодов работы как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации. При этом именно таким образом рассчитывался размер его пенсии до 1 февраля 2020 года. Настаивает на том, что написать спорное заявление в ноябре 2019 года его фактически вынудили сотрудники органа пенсионного обеспечения, объяснив, что его написание является формальностью, необходимо для продолжения начисления и выплаты ему пенсии по старости и в полном объеме отвечает его интересам. Полагает, что бремя доказывания обратного должен нести ответчик, чего им сделано не было. Указывает, что никогда бы не подал такое заявление, если бы знал, что это повлечет уменьшение размера пенсии.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 года по настоящему гражданскому делу произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В возражениях на апелляционную жалобу ОПФР по [СКРЫТО] [СКРЫТО] полагает постановленное решение законным и обоснованным.
Истец [СКРЫТО] С.М. в судебных заседаниях апелляционной инстанции 2, 22 февраля 2022 года доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживал в полном объеме. В судебное заседание после объявленного перерыва не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика ОПФР по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебных заседаниях участия не принимал, о причинах неявки суд не уведомлял, выражал свою позицию по делу посредством направления письменных возражений на апелляционную жалобу.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм процессуального и материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
Согласно положениям части 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 1-3 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
С учетом переходных положений, закрепленных в статье 35 указанного закона и Приложений № 3 и № 4 к закону, для назначения в Российской Федерации страховой пенсии по старости в 2016 году мужчинам требовалось наличие страхового стажа 7 лет, значение величины индивидуального пенсионного коэффициента – 7,83.
В силу части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Закона о страховых пенсиях предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии.
Согласно части 2 статьи 13 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Вопросы государственного социального обеспечения, в том числе назначения и выплаты страховых (трудовых) пенсий по возрасту (старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий между Российской Федерацией и Республикой Беларусь урегулированы Договором от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения", вступившим в силу 29 марта 2007 года (далее – Договор о сотрудничестве).
Согласно статье 3 Договора о сотрудничестве он распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится и к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).
Пунктом 1 статьи 23 Договора о сотрудничестве (Раздел X Переходные и заключительные положения) предусмотрено, что назначение и выплата, в том числе трудовой пенсии по возрасту (по старости) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 той же статьи).
Как следует из материалов дела, гражданин Российской Федерации [СКРЫТО] С.М. 25 февраля 2016 года обратился в ГУ УПФР в Любинском [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 8 Закона о страховых пенсиях.
Оценивая пенсионные права заявителя и определяя продолжительность его страхового стажа, органом пенсионного обеспечения учтены периоды его работы:
на территории бывшего СССР с 14 июля 1972 года по 31 декабря 1991 года;
на территории Республики Беларусь, в том числе:
- на «Республиканской базе Главсельстройкомплекта Бельстроя» города Дзержинск с 1 января 1992 года по 1 июня 1993 года;
- в фирме «Белсельстройсервис» с 2 по 29 июня 1993 года;
- в ОАО «Дзержинская райсельхозтехника» города Дзержинск с 15 ноября 1994 года по 28 июня 1996 года.
3) на территории Российской Федерации с 10 июля 1998 года по 31 декабря 2015 года.
Указанные выше периоды работы в Республике Беларусь были включены также в расчет общего трудового стажа истца при конвертации (преобразовании) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.
При таком подсчете продолжительность страхового стажа истца составила 29 лет 3 месяца 6 дней, общий трудовой стаж (стаж, выработанный до 1 января 2002 года) - 22 года 5 месяцев 7 дней.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Соответственно, поскольку общий трудовой стаж истца составил менее требуемых для мужчин 25 лет, то с учетом положений пункта 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в расчете пенсионного капитала на 1 января 2002 года было использовано отношение имеющегося стажа к требуемому, которое составило 0,89755556.
Решением ГУ УПФР в Любинском [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 9 марта 2016 года № 102562/16 указанная пенсия была ему назначена с 9 марта 2016 года.
Страховая пенсия по старости органом пенсионного обеспечения установлена истцу в размере 9 104 рубля 25 копеек (суммарный размер страховой пенсии по старости – 4 545 рублей 32 копейки и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – 4 558 рублей 93 копейки).
По состоянию на 1 мая 2016 года суммарный размер страховой пенсии истца и фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенный к выплате, составил 9 496 рублей 33 копейки (распоряжение ГУ УПФР в Любинском [СКРЫТО] от 5 мая 2016 года № 225584/16 о перерасчете размера пенсии).
22 ноября 2019 года [СКРЫТО] С.М. в указанный территориальный орган пенсионного обеспечения было подано заявление следующего содержания: «Я, <...>, уведомлен о назначении пенсии по представленным мною документам и имеющимся в органах Пенсионного фонда сведениям. С условиями перерасчета пенсии по нормам действующего законодательства при предоставлении мною дополнительных документов ознакомлен. Прошу назначить трудовую пенсию по п. 2 ст. 23. Без применения положений Договора. Ознакомлен, что мой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит в соответствии с договором между Российской Федерацией с Республикой Беларусь о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения от 24 января 2006 года».
16 января 2020 года ГУ-УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) принято решение № 25, из которого следует, что выявлена ошибка, допущенная при назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях, установленной [СКРЫТО] С.М., в частности неправомерно учтены периоды его работы на «Республиканской базе Главсельстройкомплекта Бельстроя» города Дзержинск с 1 января 1991 года по 1 июня 1993 года, в фирме «Белсельстройсервис» с 2 по 29 июня 1993 года, в ОАО «Дзержинская райсельхозтехника» города Дзержинск с 15 ноября 1994 года по 28 июня 1996 года; периоды работы, имевшие место в Республике Беларусь после 1 января 1991 года рассматриваются как периоды работы за границей и могут быть включены в подсчет общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; руководствуясь частью 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, орган пенсионного обеспечения решил устранить данную ошибку, произвести перерасчет размера пенсии с 1 февраля 2020 года.
При этом ссылки на приведенное выше заявление истца от 22 ноября 2019 года в решении не имеется.
[СКРЫТО] С.М. указанное решение ГУ-УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) было выдано, датированное 15 января 2020 года, подпись начальника управления в котором отсутствует.
Распоряжением о перерасчете размера пенсии ГУ-УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 16 января 2020 года № 200000000138 с 1 февраля 2020 года [СКРЫТО] С.М. установлен суммарный размер страховой пенсии истца и фиксированной выплаты к страховой пенсии – 11 201 рубль 80 копеек.
10 ноября 2020 года УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) вынесено еще одно решение об устранении ошибки с 1 декабря 2019 года в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, выявленной при назначении страховой пенсии по старости [СКРЫТО] С.М., из которого следует, что в соответствии с заявлением последнего от 22 ноября 2019 года о выборе гражданином варианта пенсионного обеспечения по пункту 2 статьи 23 («принцип гражданства») Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года «О сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения» неправомерно учтены перечисленные выше периоды его работы на территории Республики Беларусь, начиная с 1 января 1991 года.
Распоряжением ГУ-УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 10 ноября 2020 года № 20000000022233 с 1 декабря 2019 года произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, назначенной [СКРЫТО] С.М., в результате которого суммарный размер страховой пенсии истца и фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 10 508 рублей 66 копеек (с учетом произведенных в дальнейшем перерасчетов и корректировок –11 229 рублей 89 копеек с 1 августа 2020 года).
Из подсчета страхового стажа и общего трудового стажа исключены вышеуказанные периоды работы на территории Республики Беларусь, продолжительность такого стажа соответственно составила 25 лет 1 месяц 25 дней и 18 лет 3 месяца 25 дней, а отношение имеющегося стажа к требуемому уменьшилось до 0,73277778.
Не согласившись с произведенным ответчиком перерасчетом размера страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что заявление о ее назначении и выплате с учетом норм пункта 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года «О сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения» было им написано под влиянием заблуждения со стороны сотрудников органа пенсионного обеспечения, не объяснивших ему последствия его написания, [СКРЫТО] С.М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что нарушений пенсионных прав [СКРЫТО] С.М. в данном случае не имеется, размер страховой пенсии по старости ему определен в соответствии с самостоятельно выбранным им вариантом пенсионного обеспечения без применения положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года «О сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения».
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как уже было указано выше, принимая решения, датированные 16 января и 10 ноября 2020 года, об исправлении ошибки, допущенной при назначении [СКРЫТО] С.М страховой пенсии по старости, в виде неправомерного учета перечисленных выше периодов его работы на территории Республики Беларусь, орган пенсионного обеспечения ссылался на часть 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях.
При этом указанной статьей Закона о страховых пенсиях в целях обеспечения добросовестного исполнения субъектами пенсионных отношений своих обязанностей и предупреждения злоупотребления правом на получение пенсии установлены:
- ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодателей, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях);
- возмещение ущерба, причиненного Пенсионному фонду Российской Федерации перерасходом средств на выплату страховых пенсий (выплатой излишних сумм страховой пенсии) виновными лицами, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 указанной статьи (части 2, 3 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Между тем, в данном случае каких-либо виновных действий, в том числе выразившихся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных или неполных сведений относительно спорных периодов его работы, приведших к неверному определению размера страховой пенсии по старости, [СКРЫТО] С.М. не допущено.
Указанная в приведенных выше решениях УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) ошибка допущена самим органом пенсионного обеспечения, который изначально еще в 2016 году при определении права истца на пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях не учел, что в данном случае подлежали применению положения международного договора, заключенного между РФ и Республикой Беларусь 24 января 2006 года «О сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения» в виду наличия у истца страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях бывшего СССР, Российской Федерации и Республики Беларусь.
В представленном письменном отзыве ответчиком не оспаривается, что при рассмотрении заявления [СКРЫТО] С.М. в 2016 году не проведен анализ представленных гражданином документов о стаже в части работы на территории иностранного государства с целью отнесения его к категории лиц, на которых может распространяться действие международного договора, соответственно не применены нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные Договором от 24 января 2006 года, при расчете стажа и ИПК.
Как уже было указано выше, Договором от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения", вступившим в силу 29 марта 2007 года, для граждан Договаривающихся сторон (Российской Федерации и Республики Беларусь) предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение:
- по пропорциональному принципу: назначение и выплата пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств страны проживания, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты на территориях Сторон, по законодательству и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен (пункт 1 статьи 23 Договора о сотрудничестве);
- по принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой является заявитель, без применения положений Договора; при этом такой выбор, который является окончательным и пересмотру не подлежит, должен быть зафиксирован органом пенсионного обеспечения на момент назначения гражданину страховой пенсии по старости (пункт 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве).
В пункте 1 статьи 1 Договора предусмотрено, что для целей настоящего Договора используемые понятия означают следующее: "страховой (трудовой) стаж" – это период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации (подпункт 11).
Согласно пункту 1 статьи 20 Договора, любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, также считается заявлением, поданным согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны.
В пункте 1 статьи 10 Договора о сотрудничестве указано, что каждая договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
Далее положения статьи 11 Договора регламентируют порядок подсчета и подтверждения страхового (трудового) стажа для определения права на пенсию граждан Договаривающихся сторон, а статья 12 определяет порядок подсчета и подтверждения страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Договора о сотрудничестве при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории обеих договаривающихся сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Пунктом 2 статьи 11 Договора о сотрудничестве предусмотрено, что в случае, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
В случае если общая продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то этот период засчитывается компетентным органом (организацией) другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории этой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию (пункт 3 статьи 11 Договора о сотрудничестве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего Договора подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь.
Согласно пункту 2 той же статьи положения статьи 10 и абзаца второго пункта 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 года путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации.
Статьей 17 Договора о сотрудничестве предусмотрено, что в целях его реализации уполномоченные органы заключают соглашение по его применению.
До утверждения и подписания соответствующего соглашения по применению Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения от 24 января 2006 года Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 27 июля 2007 года был утвержден Временный порядок реализации отдельных статей указанного международного договора.
15 марта 2011 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь утверждено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Соглашение).
Компетентным органом (организацией), непосредственно занимающейся вопросами применения настоящего Соглашения, в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование, назначения, выплаты пенсий и их финансового обеспечения (статья 2 Соглашения).
Назначение трудовых пенсий по возрасту (по старости) осуществляется на основании заявления застрахованного, представленного в компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает. К заявлению прилагаются документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию (статья 5 Соглашения).
Статьей 6 данного Соглашения также, как приведенным выше Временным порядком предусмотрено, что при рассмотрении вопросов о назначении и выплате пенсий в соответствии с Договором компетентные органы (организации) Договаривающихся Сторон обмениваются документами (формулярами), составленными по формам согласно Приложениям 1 - 10 к настоящему Соглашению.
В соответствии со статьями 10, 11 и пунктом 1 статьи 23 Договора при обращении застрахованного компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны его проживания назначает и выплачивает пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на ее территории, и (или) за страховой (трудовой) стаж, приобретенный до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР. При наличии у застрахованного страхового (трудового) стажа на территории другой Договаривающейся Стороны указанный компетентный орган (организация) заполняет формуляр о назначении пенсии согласно Приложению 3 к настоящему Соглашению в двух экземплярах, которые вместе с документами (в необходимых случаях копиями документов, заверенными компетентным органом (организацией), требуемыми для назначения пенсии, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении (отказе в назначении) пенсии направляет в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны (часть 1 статьи 9 Соглашения).
Компетентный орган (организация) другой Договаривающейся Стороны в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении (отказе в назначении) пенсии возвращает один экземпляр формуляра, в котором указывает соответствующие сведения о назначении (отказе в назначении) пенсии, непосредственно в компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, заполнивший и направивший формуляр. При необходимости для решения вопроса о назначении пенсии компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны запрашивает недостающие для назначения пенсии документы. Запрос документов с территории другой Договаривающейся Стороны осуществляется через компетентные органы (организации) этой Договаривающейся Стороны по последнему месту жительства или работы застрахованного (часть 2 той же статьи).
Статьей 10 Соглашения предусмотрено, что при обращении застрахованного за назначением пенсии с учетом пункта 2 статьи 23 Договора компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны государства его проживания принимает заявление о назначении пенсии и документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством государства другой Договаривающейся Стороны, гражданином которой является заявитель, и в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации направляет указанные заявление и документы (в необходимых случаях копии документов, заверенные компетентным органом (организацией) в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны (часть 1).
Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, гражданином государства которой является застрахованный, на основании его заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для назначения пенсии, рассматривает вопрос о назначении пенсии в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны. При необходимости для решения этого вопроса указанный орган (организация) запрашивает недостающие документы. Запрос документов с территории другой Договаривающейся Стороны осуществляется через компетентные органы (организации) этой Договаривающейся Стороны по последнему месту жительства или работы застрахованного. После принятия решения о назначении (отказе в назначении) пенсии компетентный орган (организация) одной Стороны в течение 10 рабочих дней информирует об этом застрахованного и компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны (часть 2).
В необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления застрахованного может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора. Для этого компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, на территории государства которой проживает застрахованный, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет соответствующий запрос вместе со справкой о страховом (трудовом) стаже согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению, необходимой для возможного суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации, документами (в необходимых случаях копиями документов, заверенными компетентным органом (организацией), требуемыми для назначения пенсии, в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны (часть 4).
По смыслу приведенных нормативных положений, в зависимости от того какой способ реализации права на пенсионное обеспечение выбрал гражданин – по пропорциональному принципу (пункт 1 статьи 23 Договора о сотрудничестве) либо по принципу гражданства (пункт 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве), указанным выше Соглашением о применении Договора предусмотрен конкретный порядок действий (для каждого способа свой), которые должны совершить компетентные органы (организации) Договаривающихся сторон.
Между тем, в данном случае такой порядок территориальным органом пенсионного обеспечения Российской Федерации, в который [СКРЫТО] С.М. обратился с соответствующим заявлением о назначении страховой пенсии по старости, соблюден не был.
Из материалов пенсионного дела не следует, что [СКРЫТО] С.М. при назначении страховой пенсии по старости в 2016 году разъяснялись приведенные выше положения международных правовых актов, предоставлялось право выбора способа реализации права на пенсионное обеспечение (по пунктам 1 либо 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве), в зависимости от которого орган пенсионного обеспечения должен быть совершить определенное взаимодействие с компетентным органом Республики Беларусь.
С учетом изложенного, поскольку именно органом пенсионного обеспечения допущена данная ошибка, не соблюден порядок назначения страховой пенсии по старости гражданину, имеющему стаж работы как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Беларусь, установленный Договором о сотрудничестве от 24 января 2006 года, то негативные правовые последствия, непосредственно влияющие на размер пенсионного обеспечения, не могут быть возложены на истца.
При этом указанная ошибка была выявлена УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) только в 2019 году, после чего [СКРЫТО] С.М. 22 ноября 2019 года было написано заявление о назначении ему страховой пенсии по старости по пункту 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве, то есть без учета его положений, что соответственно повлекло исключение из расчета его страхового стажа и общего трудового стажа периодов его работы на территории Республики Беларусь.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в [СКРЫТО] государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как предусмотрено в пункте 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н (действующих в спорный период), при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего:
- дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 указанных Правил).
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможных вариантах назначения и выплаты ему страховой пенсии по старости, с учетом наличия у него периодов работы не только на территории Российской Федерации, но и на территории иного государства – Республики Беларусь, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Между тем, оснований полагать, что [СКРЫТО] С.М. сотрудниками соответствующего территориального органа пенсионного обеспечения разъяснялись приведенные выше положения международного договора не имеется, иного из материалов настоящего гражданского дела, а также пенсионного дела истца не следует.
При этом указанное обстоятельство прежде всего подтверждается тем, что именно написание истцом заявления в ноябре 2019 года повлекло перерасчет размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения, что не соответствует его интересам, поскольку назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве, то есть без учета его положений, [СКРЫТО] С.М. не выгодно.
Так, при назначении и выплате страховой пенсии по старости с учетом положений данного Договора истец имеет право на ее получение не только в Российской Федерации, а также с учетом стажа, приобретенного на территории Республики Беларусь, возможно имеет право на получение соответствующей пенсии и в Республике Беларусь (пункт 1 статьи 23 Договора о сотрудничестве).
Указанное обстоятельство органом пенсионного обеспечения не проверено, соответствующий Формуляр о назначении пенсии по форме Приложения № 3 к Соглашению в компетентный орган Республики Беларусь не направлялся.
Кроме того, вопреки позиции ответчика при применении к истцу пропорционального принципа назначении пенсии (по пункту 1 статьи 23 Договора о сотрудничестве) продолжительность его общего трудового стажа, учитываемого при конвертации пенсионных прав, может быть исчислена с учетом периодов работы, имевших место на территории Республики Беларусь до 1 января 2002 года, независимо от обстоятельств уплаты/неуплаты страховых взносов в эти периоды.
Во-первых, понятие общего трудового стажа закреплено в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», положения которого применяются в настоящее время для оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Как предусмотрено в пункте 3 статьи 30 названного закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, про общим правилам производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Во-вторых, положения статьи 12 Договора о сотрудничестве, предусматривающие порядок подсчета и подтверждения стажа для исчисления размера пенсии, специально предусматривают, что при назначении пенсии в Российской Федерации в случае, если стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав составляет менее 25 лет у мужчин, то исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, но при этом в стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь, за исключением той части пенсии, которая формируется, начиная с 1 января 2002 года.
Таким образом, поскольку продолжительность общего трудового стажа истца, учитываемая при конвертации (преобразовании) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в порядке, установленном статьей 30 Закона о трудовых пенсиях, составляет менее 25 лет (18 лет), спорные периоды его работы, имевшие место на территории Республики Беларусь до 1 января 2002 года, могут быть учтены в общем трудовом стаже.
Данный вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, изложенными Пенсионным Фондом РФ в письме от 13 мая 2011 года № 25-25/5067.
Более того, необходимо отметить, что по смыслу приведенных выше положений Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о его применении (статья 10), по договору о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения, заключенному между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, граждане указанных стран могут обратиться за назначением пенсии в соответствующий орган пенсионного обеспечения той страны, на территории которой они проживают, при этом являясь гражданами другой страны – участника данного международного договора.
Так, гражданин Республики Беларусь, проживающий на территории Российской Федерации, может обратиться в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ за назначением страховой (трудовой) пенсии по старости, которая будет ему назначена (с учетом обмена государствами формулярами о назначении пенсии) и будет выплачиваться в Российской Федерации.
При этом указанный гражданин Республики Беларусь, обращаясь с таким заявлением может просить соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ назначить ему пенсию по законодательству Республики Беларусь, без применения положений Договора о сотрудничестве между указанными странами, и выплачивать ее на территории Российской Федерации.
Именно для данной ситуации в бoльшей степени предусмотрен пункт 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве, только в таком случае его применение является выгодным для пенсионера.
Вышеизложенное дает судебной коллегии возможность согласиться с доводами истца о том, что он, будучи лицом, не имеющим юридического образования, не обладающим необходимыми познания в [СКРЫТО] пенсионного законодательства, написал указанное заявление, доверившись сотруднику территориального отделения пенсионного органа, сославшемуся на формальность его написания с целью продолжения пенсионного обеспечения, оснований не доверять которому у последнего не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что данное заявление действительно было написано [СКРЫТО] С.М. под влиянием заблуждения со стороны органа пенсионного обеспечения, сотрудники которого последствия написания такого заявления в виде уменьшения продолжительности страхового и общего трудового стажа, в итоге – размера пенсии, ему очевидно не разъяснили.
Доводы ответчика о том, что [СКРЫТО] С.М. был уведомлен об уменьшении размера пенсии, материалами пенсионного дела не подтверждаются.
Истребование у [СКРЫТО] С.М. заявления такого содержания позволило органу пенсионного обеспечения оправдать неприменение к нему положений международного договора в части взаимодействия с компетентными органами Республики Беларусь и разрешения вопроса о наличии у него права на назначение пенсии и по законодательству иностранного государства с учетом стажа работы на его территории.
С учетом изложенного, решение УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 16 января 2020 года № 25 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии является незаконным, а заявление [СКРЫТО] С.М., поданное 22 ноября 2019 года в УПФР в Любинском [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения от 24 января 2006 года – недействительным, что влечет восстановление прежнего положения, существовавшего до нарушения прав истца.
Соответственно, решение суда в указанной части, содержащее противоположенные выводы, подлежит отмене.
Между тем, исковые требования [СКРЫТО] С.М. о возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности произвести перерасчет размера его пенсии с 1 февраля 2020 года, включив в продолжительность его стажа спорные периоды работы на территории Республики Беларусь, в настоящее время удовлетворены быть не могут, поскольку по смыслу приведенных выше положений международного договора и соглашения о его применении, изначально истец должен выбрать способ реализации права на пенсионное обеспечение – по пропорциональному принципу (пункт 1 статьи 23 Договора о сотрудничестве) либо по принципу гражданства (пункт 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве), после чего территориальным органом пенсионного фонда будет произведено исчисление размера пенсии в зависимости от выбора истца и осуществленного взаимодействия с компетентными органами Республики Беларусь.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Омска от 9 сентября 2021 года отменить в части, в отмененной принять новое решение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ([СКРЫТО]) от 16 января 2020 года № 25 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
Признать недействительным заявление [СКРЫТО] С. М., поданное 22 ноября 2019 года в УПФР в Любинском [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в [СКРЫТО] социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2022 года.