Дело № 33-6390/2019, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Омский областной суд (Омская область)
Дата поступления 10.09.2019
Дата решения 17.10.2019
Категория дела по искам застрахованных
Судья Астапчук Раиса Васильевна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 3f522a25-40f1-31ba-9207-95641d03da21
Стороны по делу
Истец
********* ****** **********
Ответчик
**-********** *********** ***** ** ** *** *. *****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Председательствующий: Фарафонова Е.Н. Дело № 33-6390/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Цериградских И.В.

судей областного суда Астапчук Р.В., Башкатовой Е.Ю.,

при секретаре Т.,

рассмотрела в судебном заседании 02 октября 2019 года

дело по апелляционной жалобе УПФР в Советском АО г. Омска на решение Советского районного суда города Омска от 18 июля 2019 года, которым постановлено:

«Требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска включить в специальный стаж Е.М.В., дающий ей право на получение пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период осуществления педагогической деятельности с <...> по <...>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, обязать назначить пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с <...>».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Е.М.В. обратилась в суд с иском к УПФР в Советском АО г. Омска о включении периода работы в специальный стаж. В обоснование требований указала, что <...> решением комиссии УПФР в Советском АО г. Омска ей было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, поскольку в специальный стаж не включены периоды работы, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит включить периоды прохождения курсов с отрывом от производства, и периоды без кода льготы на ИЛС <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, период работы в должности старшей пионер вожатой с <...> по <...>, обязать назначить пенсию с даты возникновения права.

В судебном заседании истец Е.М.В., требования поддержала.

Представитель ответчика УПФР в Советском АО г. Омска – В.Н.В. заявленные требования не признала.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник УПФР в Советском АО г. Омска Д.В.И. просит решение отменить в части включения в специальный стаж истца периода осуществления педагогической деятельности с <...> по <...> и назначения пенсии с <...>, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что при рассмотрении дела суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт работы истца в условиях, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в спорный период. В указанный период истец работала в качестве старшей пионерской вожатой, однако данная должность не поименована в Списках профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а также в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, однако, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, на основании ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца Е.М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит таких оснований для отмены или изменения судебного решения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке Е.М.В., <...> года рождения, работала с <...> в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» в должности старшей пионерской вожатой, <...> - переведена на должность учителя географии, <...> ей присвоена II квалификационная категория как учителю географии, <...> - назначена заместителем директора по учено-воспитательной работе, <...> – присвоена I квалификационная категория по должности «руководитель», <...> – освобождена от должности заместителя директора по воспитательной работе, оставлена учителем географии и биологии, <...> – назначена на должность директора МОУ «СОШ № 11» по срочному трудовому договору, <...> – уволена в связи с истечением срока трудового договора, <...> – назначена директором МОУ «СОШ № 111», <...> – уволена в связи с истечением срока трудового договора, <...> – назначена директором БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 111», где осуществляет деятельность по настоящее время (л.д. 6-7).

Согласно справке уточняющей условия труда от <...> № <...> БОУ г. Омска «СОШ№11» истец Е.М.В. с <...> по <...> находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет (л.д. 11).

<...> МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» переименовано в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 111».

<...> Е.М.В. обратилась в ГУ - УПФР в Советском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением УПФР в Советском АО г. Омска от <...> № <...> истцу отказано в назначении пенсии, так как на момент обращения, с учетом принятого решения во изменении указанного выше решения об отказе у Е.М.В. имеется стажа на соответствующих видах работ 19 лет 06 месяцев 29 дней, из специального стажа исключены в том числе и спорные периоды (л.д. 9-10).

Не согласившись с решением пенсионного органа Е.М.В. обратился в суд с иском, полагая, что имеется право на включение периода ее работы в должности старшей пионерской вожатой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» с <...> по <...>, периодов прохождения курсов с отрывом от производства, и периодов без кода льготы на ИЛС <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>.

На основании ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из существа поданной апелляционной жалобы следует, что ответчик не согласен с решением суда в части включения истцу в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периода работы с <...> до <...>.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для включения истцу в специальный стаж всего указанного периода, с чем судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)

Право на страховую пенсию по старости, как установлено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 2 ст. 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. Таким образом, принятое целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации постановление от 16 июля 2014 г. N 665 четко разграничило порядок исчисления педагогической деятельности на основании ранее действующего законодательства, поэтому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397). Абз. 4 п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что должность «пионервожатая» и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397сама по себе не давала право назначения пенсии за выслугу лет, а работа в такой должности лишь засчитывалась в педагогический стаж при определенном условии. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953)Однако, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" действовало до 1 октября 1993 г., соответственно, до указанной даты сохранялись его положения о включении в педагогический стаж работы в должности пионервожатой. Не содержат возможности зачета работы в должности пионервожатой в льготный стаж и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Соответственно, по желанию и в интересах лица, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01 октября 1993 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.Суд первой инстанции, в обоснование вывода об обязании ответчика включить в стаж работы Е.М.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период ее работы с <...> до <...> в должности старшей пионервожатой в БОУ г. Омска «СОШ № 11», правильно сослался на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, и принял во внимание наличие у истца на день обращения за назначением пенсии 2/3 стажа педагогической деятельности в учтенном ответчиком размере 19 лет 06 месяцев 29 день. Кроме того, из представленных в дело доказательств следует, что истица в указанный период совмещала работу в должности пионервожатой с работой учителя, что подтверждается персональными карточками-справками на нее (л.д.59-62), а также актом пенсионного органа от <...>, находящимся в пенсионном деле Е.М.В., из которого следует, что в результате проверки были обнаружены следующие приказы: согласно приказу № <...> от <...> истица вела 8 часов музыки в неделю во 2-А и 2-Б классах до <...>, В указанный период истица направлялась на обучение с <...> по <...> и с <...> по <...> с сохранением заработной платы.В случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что было предусмотрено ст. 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.На основании приказа от <...> № <...> ей передано ведение уроков труда в 9 классе в количестве 3 часов в неделю с <...>, с <...>. как установлено судом, находилась в отпуске по уходу за ребенком. Согласно справке уточняющей условия труда от <...> № <...> БОУ г. Омска «СОШ№11» истец Е.М.В. с <...> по <...> находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет.Таким образом, период работы истицы в должности пионервожатой с <...> по <...> не подлежал зачету в специальный стаж. Вместе с тем, как установлено пенсионным органом, на основании приказа от <...> № <...> учителю географии Е.М.В. предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком с <...> по <...>.Согласно карточке-справке за 1993 год истица работала учителем и старшей пионервожатой (л.д.60), заработная плата начислялась ей как по основной работе, так и по совместительству, начиная с января по декабрь 1993 года. Таким образом, в материалах дела имеются данные о том, что в течение 1993 года истица работала в должности учителя до <...>., соответственно, у суда имелись основания для зачета в педагогический стаж истицы периода ее работы в должности пионервожатой и учителя с <...> по <...>, ее стаж в указанный период составляет 5 лет 1 месяц 12 дней. Кроме того, в неоспариваемой части, судом в мотивировочной части решения указано, что с учётом приведённых норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, всего 03 месяца 17 дней, подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.Также судом включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, 03<...>-<...>, с <...>-<...>, с <...>-<...>, что отражено в резолютивной части решения, что составляет 3 месяца 16 дней, итого по курсам повышения квалификации 7 месяцев 3 дня, в связи с чем общий период, не включенный пенсионным органом в специальный стаж истицы составляет 5 лет 8 месяцев 15 дней.

Таким образом, общий специальный педагогический стаж истицы по состоянию на <...> составит 25 лет 3 мес.19 дней (19 лет 06 месяцев 29 день + составляет 5 лет 8 месяцев 15 дней +5 дней (с <...>.по <...>).

Таким образом, даже если исключить курсы повышения квалификации 03 месяца 17 дней, которые не отражены в резолютивной части решения, специальный стаж истицы по состоянию на <...> составит 25 лет 2 дня.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (19 лет 06 месяцев 29 день), поэтому независимо от того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж указанного периода и назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за назначением данной пенсии.

Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с решением суда о включении периода работы истца с <...> по <...> в специальный стаж основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.

Соответственно, до 1 сентября 2000 г. выполнение педагогической нагрузки за ставку заработной платы не требовалось. В связи с чем, суд правильно произвел зачет спорных периодов в специальный стаж истицы в календарном порядке.

Иных доводов, влияющих на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для апелляционного вмешательства в оспариваемое судебное решение по доводам жалобы ответчика и материалам дела не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Омска от 18 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Омский областной суд (Омская область) на 10.09.2019:
Дело № 4Г-1518/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1521/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-6302/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Астапчук Раиса Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4Г-1520/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-6327/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Павлова Екатерина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6368/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Климова Валентина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6351/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осадчая Евгения Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6372/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ленёва Юлия Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6353/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Павлова Екатерина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6369/2019, апелляция
  • Дата решения: 02.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гапоненко Лариса Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-450/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Круглов Владимир Витальевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-452/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Круглов Владимир Витальевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-445/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-446/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-448/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-455/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-451/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Круглов Владимир Витальевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-447/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Круглов Владимир Витальевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-449/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Круглов Владимир Витальевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-454/2019, апелляция
  • Дата решения: 17.09.2019
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Круглов Владимир Витальевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-3063/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курнышова Евгения Геннадиевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3062/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лопарев Александр Геннадиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3061/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чернышёв Андрей Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3076/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Березин Юрий Геннадьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-977/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-976/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ