Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 10.09.2019 |
Дата решения | 02.10.2019 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Осадчая Евгения Анатольевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | cc982072-ee4d-3ac3-b4e6-f4d419aaf94e |
Председательствующий: Гончаренко О.А. № 33-6367/2019
№ 2-2545/2019
55RS0002-01-2019-003410-76
b
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 02 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Климовой В.В., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Речута Я.С.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Куяновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] Е. Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить [СКРЫТО] Е. Н. в специальный стаж следующие периоды работы:
- с 01.09.1980 г. по 18.10.1980 г. в должности каменщика 3 разряда в Тресте Киргизсельстрой № 1 Калининской ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики;
- с 25.10.1980 г. по 19.11.1982 г. служба в рядах Советской Армии;
- с 04.09.1991 г. по 31.12.1991 г. в качестве мастера в Калиненском ПМК-1 Кирсельстрой Калиниского района Кыргызской Республики.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Е.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее ГУ УПФР в Центральном АО г. Омска) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Указал, что решением ответчика от 16.01.2018 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж ему не были зачтены: период работы с 01.09.1984 г. по 03.09.1991 г. в должности плотника-каменщика в Калининском ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики, со ссылкой на отсутствие подтверждения работы в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексных бригад; периоды работы с 04.09.1991 г. по 31.01.1993 г. в качестве мастера, с 01.02.1993 г. по 16.04.1996 г. в качестве прораба в Калининском ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики, так как не подтверждена занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, Списком № 2 должность мастера не предусмотрена; период работы с 23.07.2004 г. по 08.07.2011 г. в качестве прораба строительных работ в ООО «Отделстрой» в г. Омске, поскольку не подтверждена занятость на строительстве, не проставлен код льготы; период с 01.01.2017 г. по 25.09.2017 г. в качестве производителя работ (прораба) в строительстве в ООО «ГАС» в г. Санкт-Петербург, так как не проставлен код льготы.
С данным решением пенсионного органа истец не согласен, считает его необоснованным. Полагает, что у него имеется требуемый стаж работы на работах с тяжелыми условиях труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного с учётом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж период работы с 01.09.1980 г. по 18.10.1980 г. в должности мастера сельского строительства, каменщика 3 разряда в Трест Киргизсельстрой № 1 Калининской ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики, период с 25.10.1980 г. по 19.11.1982 г. службы в рядах Советской Армии, период с 01.09.1984 г. по 03.09.1991 г. в должности плотника-каменщика в Калининском ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики, период с 04.09.1991 г. по 31.01.1993 г. в качестве мастера и с 01.02.1993 г. по 16.04.1996 г. в качестве прораба в Калининском ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики, период с 23.07.2004 г. по 08.07.2011 г. в качестве прораба строительных работ в ООО «Отделстрой» в г. Омске, период с 01.01.2017 г. по 26.09.2017 г. в качестве производителя работ (прораба) в строительстве в ООО «ГАС» г. Санкт-Петербург.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Е.Н. участия не принимал, о времени и месте его проведения был извещен.
Представитель истца Егорова А.В. в судебном заседании требование о включении в специальный стаж период работы с 13.04.2016 по 26.09.2017 в качестве производителя работ (прораба) в строительстве в ООО «ГАС» г. Санкт-Петербург не поддержала, в остальной части просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что факт работы истца в должности каменщика в бригаде каменщиков в 1980 г. документально подтвержден, истец был принят на работу в бригаду Балиет. Период службы истца а рядах Советской Армии также подлежит зачету в специальный стаж. Период работы в ООО «Отделстрой» в качестве прораба строительных работ с 23.07.2004 по 08.07.2011 г. подтверждается представленными по запросу суда из архива г. Омска сведениями с указанием должности, которая соответствует Списку №2.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска участие в судебном заседании не принимал, о месте и времени его проведения был извещен судом надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФР в Центральном АО г. Омска выражает несогласие с решением суда, просит его отменить. Указывает, что период работы истца с 01.09.1980 по 18.10.1980 в должности каменщика 3 разряда в Тресте Киргизсельстрой № 1 Калининской ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики обоснованно не был зачтён в специальный стаж работы истца, поскольку документальных подтверждений его постоянной работы в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексных бригад. Полагает, что период службы в армии зачтён в специальный стаж быть не может, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено. Оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 04.09.1991 г. по 31.12.1991 г. в качестве мастера в Калининском ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики у суда также не имелось, так как должность мастера Списком № 2 не предусмотрена.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца адвоката Егорову А.В., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
Как следует из материалов дела, решением ГУ УПФР в Центральном АО г. Омска от 16.01.2018 г. № 514628/17 [СКРЫТО] Е.Н. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, работавшему на работах с тяжелыми условиями труда (пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В стаж истца на соответствующих видах работ был учтён только период работы с 01.09.2011 по 31.12.2016 в качестве прораба в ООО «Заполярпромгражданстрой».
По результатам разрешения требований истца о включении незачтённых пенсионным органом периодов в специальный стаж его работы, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им правильную оценку с учётом требований законодательства о пенсионном обеспечении, пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска путём частичного включения спорных периодов в специальный стаж работы [СКРЫТО] Е.Н.
При этом в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Е.Н. о включении в специальный стаж части заявленных истцом периодов (с 01.09.1984 г. по 03.09.1991 г., с 01.01.1991 г. по 31.01.1993 г. и с 01.02.1993 г. по 16.04.1996 г. в Калининском ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики и с 23.07.2004 г. по 08.07.2011 г. в ООО «Отделстрой») судом было отказано. Данные выводы истцом [СКРЫТО] Е.Н. не оспаривается, в связи с чем решение суда в данной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверяя выводы суда в части удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] Е.Н. о включении в его специальный стаж указанных в решении суда периодов в пределах доводов апелляционной жалобы ГУ УПФР в Центральном АО г. Омска, судебная коллегия оснований не согласиться с данными выводами не усматривает.
Так, при включении в специальный стаж работы истца периода работы с 01.09.1980 г. по 18.10.1980 г. в должности каменщика 3 разряда в Тресте Киргизсельстрой № 1 Калининской ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики суд обоснованно исходил из того, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (к числу которых относится и Республика Кыргызстан) учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Судом было учтено, что данный вид работ предусмотрен Списком № 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), а именно разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» шифром 2290000а-12680 раздела, где указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, занятые в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Возможность применения данной нормы пенсионным органом не оспаривается, однако ответчик полагает, что указанный период включению в специальный стаж не подлежал, поскольку документальных подтверждений постоянной работы истца в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексных бригад не имеется.
Данные доводы автора апелляционной жалобы обоснованными признать нельзя, поскольку факт работы истца в бригаде каменщиков подтвержден представленной в материалы дела архивной справкой, поступившей по запросу самого пенсионного органа из Жайылского районного государственного архива Чуйского областного государственного архива.
В данной справке указано, что по документам архивного фонда Калининский ПМК треста «Кирсельстрой № 1» Калининского (ныне Жайылского) района Кыргызской Республики на основании приказа № 91 от 09.09.1980 г. Меньшков Е.Н. был принят на работу каменщиком 3 разряда в бригаду Балиет с 01.09.1980 г., приказом № 103 от 18.10.1980 г. [СКРЫТО] Е.Н. был уволен в связи с вызовом в ряды Советской Армии с 18.10.1980 г.
Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н) в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящем случае работа истца в бригаде каменщиков достоверно подтверждена представленной архивной справкой, в связи с чем оснований для отмены решения суда в части включения данного периода в специальный стаж истца судебная коллегия не усматривает.
Кроме того, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы истца период прохождения службы по призыву в рядах Советской Армии с 25.10.1980 г. по 19.11.1982 г.
Факт прохождения истцом военной службы непосредственно после периода засчитанной в его специальный стаж работы в бригаде каменщиков подтверждается представленными в материалами дела доказательствами. Продолжительность периода прохождения военной службы подтверждается представленной истцом копией военного билета.
Доводы ответчика о том, что период прохождения военной службы в специальный стаж работы засчитан быть не мог, не соответствуют нормам подлежащего применению законодательства.
Согласно части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В период прохождения истцом военной службы действовал пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которым было определено, что в общий стаж работы засчитывалась кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах (подпункт "к").
В данном пункте также указано, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, действовавшее ранее законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящем случае основания для включения данного периода в специальный стаж работы истца у суда имелись. Данный период службы был приравнен судом к работе в тяжелых условиях труда, которая предшествовала данному периоду. При этом судом было правильно учтено, что продолжительность периода службы истца в Советской Армии не превышает продолжительность имеющегося у него стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж работы истца периода работы с 04.09.1991 г. по 31.12.1991 г. в качестве мастера в Калиненском ПМК-1 Кирсельстрой Калиниского района Кыргызской Республики.
Доводы автора жалобы о том, что должность мастера Списком № 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10) не предусмотрена, коллегией отклоняются.
Коллегия обращает внимание автора жалобы на то, что данный период работы истца имел место до 01.01.1992, в связи с чем судом обоснованно были применены положения Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173).
Согласно разделу XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" данного Списка, действовавшего в указанный период работы истца, правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются мастера (десятники) и прорабы.
То обстоятельство, что истец в период с 04.09.1991 г. по 31.12.1991 г. работал в должности мастера и, работая в передвижной механизированной колонне, был занят на работах по строительству зданий и сооружений, ответчиком не оспаривалось.
При этом, как было указано, работа в качестве мастера на указанных видах работ относится к числу работ с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 2 (утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173) без какой-либо дальнейшей конкретизации вида выполняемых работ.
Коллегия отмечает, что последующий период работы истца в качестве мастера и прораба на данном предприятии судом в специальный стаж включен не был, поскольку с 01.01.1992 применению подлежит Список № 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), согласно которому правом на льготную пенсию обладают мастера строительных и монтажных работ (позиция 2290000б-23419), производители работ (позиция 2290100б-24441), занятые на работах по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации, ремонту зданий, сооружений и других объектов. Суд посчитал, что занятость на данных видах работ истцом не подтверждена, что им не оспаривается.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Коллегия пришла к выводу о том, что решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Председательствующий: Гончаренко О.А. № 33-6367/2019
b
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Омск 02 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Климовой В.В., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Речута Я.С.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Куяновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] Е. Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить [СКРЫТО] Е. Н. в специальный стаж следующие периоды работы:
- с 01.09.1980 г. по 18.10.1980 г. в должности каменщика 3 разряда в Тресте Киргизсельстрой № 1 Калининской ПМК-1 Кирсельстрой Калининского района Кыргызской Республики;
- с 25.10.1980 г. по 19.11.1982 г. служба в рядах Советской Армии;
- с 04.09.1991 г. по 31.12.1991 г. в качестве мастера в Калиненском ПМК-1 Кирсельстрой Калиниского района Кыргызской Республики.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
О п р е д е л и л а:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи