Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 11.08.2015 |
Дата решения | 02.09.2015 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 720d8a31-d7fc-3392-9de5-d4628a7acb8f |
Председательствующий: Брижатюк И.А. | Дело № 33-6083/2015 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Утенко Р.В.
судей Крицкой О.В., Кутыревой О.М.
при секретаре Куликаевой К.А.
рассмотрела в судебном заседании 02 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.А. на решение Первомайского районного суда города Омска от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
«В иске [СКРЫТО] Д. А. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Омской области» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении на учете отказать».
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Д.А. обратился с иском к [СКРЫТО] «Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении на учете. Истец указал, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКГУ УВО УМВД России по Омской области от <...> он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3-х человек (он, жена, дочь), в связи с тем, что он служил в органах внутренних дел РФ с 19.09.1991г. по <...> Решением жилищно-бытовой комиссии от <...> он был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты ввиду обеспеченности жильем более установленных норм, при этом при подсчете комиссией были учтены жилые помещения, принадлежащие сожителю его матери, в отношении которых он право пользования не приобрел. Данные жилые помещения не подлежат учету при определении его права на получение социальной выплаты.
Истец зарегистрирован и проживает совместно со своей семьей в доме, принадлежащем на праве собственности сожителю его матери, общей площадью 53,4 кв.м, и подпадает под категорию лиц, перечисленных в п. 7 ч. 2 ст. 4 ФЗ №247 от 19.07.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», имеющих право на получение социальной выплаты.
Истец просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма; признать незаконным протокол № <...> заседания жилищно-бытовой комиссии от <...> в части снятия его с учета сотрудников, имеющих право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Д.А. заявленные требования поддержал, пояснив, что не имеет жилых помещений на праве собственности, на момент обращения с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий снимал жилье в аренду. Жилищная комиссия обследовала условия проживания в доме по месту его регистрации, а не по месту фактического проживания, и на каждого проживающего гражданина приходилось около <...> кв.м.
Представитель истца Хмельницкая Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что жилищно-бытовая комиссия сняла истца с учета в связи с предоставлением истцом неверных сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, однако, истец не скрывал сведений о составе его семьи и месте проживания, каждый год предоставлял необходимые документы. В настоящее время истец проживает в <...> в г.Омске, в котором проживают две семьи.
Представитель [СКРЫТО] «Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области» Ионина Е.Е. предъявленные требования не признала, указав, что в ходе проведения инвентаризации учетных дел очередников в <...> г. было установлено, что истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованно, поскольку на каждого проживающего в жилом доме по состоянию на <...> г. приходилось <...> кв.м., в то время как нуждающимися признавались граждане, с обеспеченностью жилой площадью менее <...> кв.м. Истец право для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имел и обратившись с заявлением, документов, подтверждающих данную нуждаемость не представил. В связи с выявлением в представленных документах недостоверных сведений, решением комиссии от <...> истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем и с учета лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.А. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Апеллянт указывает, что он подпадает под категорию лиц, перечисленных в п.7 ст. 4 ФЗ №247 от 19.07.2012г., которые обладают правом на получение единовременной социальной выплаты, поскольку зарегистрирован в доме в составе двух семей, иного жилья в пользовании или собственности не имеет. Комиссией с учета он снят необоснованно в отсутствие законных на то оснований.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель [СКРЫТО] «УВО УМВД РФ по Омской области» Сафонов А.Ю. находит решение суда законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель [СКРЫТО] «Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области» Ионина Е.Е. выразила согласие с постановленным решением суда.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» за сотрудником, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, закреплено право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он отвечает требованиям, перечисленным в п.2 статьи 4 Закона, а именно:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее <...> квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке
Частью 6 статьи 4 Закона предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях( ч.2 ст. 6).
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Д.А., прапорщик милиции в отставке, помощник дежурного пункта централизованной охраны № <...> Управления вневедомственной охраны при УВД по г. Омску, проходил службу в органах внутренних дел РФ с <...> по <...> г., выслуга лет составляет 21 год 00 месяцев 21 день в календарном исчислении.
Решением жилищно-бытовой комиссии ОВО при УВД Октябрьского АО г. Омска от <...> [СКРЫТО] Д.А. с семьей в составе 3-х человек (он, жена, дочь) был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
На основании заявления [СКРЫТО] Д.А. решением жилищно-бытовой комиссии [СКРЫТО] УВО УМВД России, утвержденным распоряжением начальника [СКРЫТО] УВО УМВД России по Омской области от <...> № <...>, [СКРЫТО] Д.А. (с семьей) был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Решением жилищно-бытовой комиссии [СКРЫТО] УВО УМВД России по Омской области от <...> [СКРЫТО] Д.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, и послуживших основанием для принятия на учет.
В связи с указанными обстоятельствами, решением жилищно-бытовой комиссии [СКРЫТО] УВО УМВД России по Омской области от <...> [СКРЫТО] Д.А. снят с учета очередников [СКРЫТО] УВО УМВД России по Омской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол заседания ЖБК [СКРЫТО] УВО УМВД России по Омской области №47).
Отказывая в удовлетворении заявленных [СКРЫТО] Д.А. требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии его с учета для получения единовременно социальной выплаты, районный суд исходил из того, что истцом были предоставлены в комиссию недостоверные сведения об обеспеченности его жилой площадью, которые не подтверждали его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, вследствие чего [СКРЫТО] Д.А. был снят с данной очереди, и как следствие, снят с очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и отвечают требованиям материального законодательства, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 №189-ФЗ, с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
По требованиям п.1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. N 335 были установлены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, введенные в действие с 1 января 1986 года.
Согласно подп. «а» п.7 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров.
Судом установлено, что в рапорте о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от <...> [СКРЫТО] Д.А. указал, что его семья в количестве 3 человек (он, жена [СКРЫТО] Т.П., дочь [СКРЫТО] А.Д.) проживает по адресу: <...> в частном доме общей площадью <...> кв.м., жилой площадью <...> кв.м., которую снимают, а зарегистрированы по адресу: <...>, где кроме них, проживают три человека.
Поскольку [СКРЫТО] Д.А. документов, подтверждающих факт проживания по фактическому месту жительства по адресу: <...> (регистрация по месту пребывания, договор найма, аренды), не представлено, комиссия провела обследование жилищных условий по месту регистрации истца по адресу: <...>, и установила, что данный жилой дом состоит из четырех комнат жилой площадью <...> кв.м., на данной площади проживают: [СКРЫТО] Д.А., его жена [СКРЫТО] Т.П., его дочь [СКРЫТО] А.Д., мать [СКРЫТО] Р.Я., сестра [СКРЫТО] Н.Л. Собственником дома является Голованов Л.Б.
Таким образом, на момент постановки на учет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи [СКРЫТО] Д.А. составляла 9,86 кв.м. (49,3 кв.м.:5 человек), что превышает норму обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв.м., позволяющую отнести граждан к нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, [СКРЫТО] Д.А. не имел права на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не представил достоверных документов, подтверждающих данную нуждаемость.
Согласно ч.2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а именно – выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пп.6).
Поскольку жилищно-бытовой комиссией в <...> г. при проведении проверки были выявлены в предоставленных [СКРЫТО] Д.А. документах сведения о превышении нормы обеспеченности истца жилой площадью, которые не позволяли [СКРЫТО] Д.А. встать на учет в качестве нуждающегося, то комиссией было принято обоснованное решение от <...> о снятии [СКРЫТО] Д.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение комиссии от <...> о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по существу истцом обжаловано в установленном порядке не было.
В соответствии с п. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Снятие [СКРЫТО] Д.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявленными несоответствиями в представленных документах явилось основанием для принятия комиссией решения от <...> о снятии [СКРЫТО] Д.А. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пп. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. При этом неправомерность постановки [СКРЫТО] Д.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не исключает того обстоятельства, что заявителем во всяком случае не были представлены документы, подтверждающие указанную нуждаемость.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для снятия истца с учета для получения единовременной выплаты противоречит указанному выше, и потому подлежит отклонению.
Доводы апеллянта о наличии у истца права на получение единовременной выплаты в соответствии с п.7 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подлежат отклонению, поскольку указанной статьей закона регламентированы права сотрудников органов внутренних дел на получение выплаты, которые приняты на учет в период прохождения службы в органах внутренних дел, тогда как истец был уволен до вступления в силу закона.
Как указано выше, на учет лиц, имеющих право на получение выплаты, истец поставлен в соответствии с ч.2 ст. 6 Закона, предполагающей наличие у истца права на улучшение жилищных условий при его постановке на учет до 01 марта 2005 г. в установленном порядке.
При этом в апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.А. не указаны обстоятельства, по которым он не согласен со снятием его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, само решение комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий от <...> апеллянтом не оспаривалось. Нуждаемость в улучшении жилищных условий в настоящее время, на которую ссылается истец, не отменяет того обстоятельства, что в период постановки его на учет жилищно-бытовой комиссией доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий им представлены не были а представленные документы о такой нуждаемости не свидетельствовали.
Все выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При разрешении спора суд правильно применил нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, не допустил нарушений требований процессуального законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Первомайского районного суда города Омска от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи