Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 11.08.2015 |
Дата решения | 26.08.2015 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | e4d0fef0-4f0f-39cd-a155-2fca3efd600f |
Председательствующий: Зеновьев В.А. Дело №33-6042/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Ивановой Л.В., Ланцовой М.Н.,
при секретаре С.В.В,,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года
дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 28 апреля 2015 года, которым постановлено:
«Исковое требование Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения к [СКРЫТО] <...> и [СКРЫТО] <...>, действующего в собственных интересах и интересах несовершеннолетней [СКРЫТО] <...> о возмещении убытков оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] С.А., [СКРЫТО] А.М. о взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указало, что <...> между ФГКУ «Востокрегионжилье» и [СКРЫТО] М.М. был заключен договор социального найма жилого помещения № 55/02/020-022, в соответствии с которым ответчикам было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <...>. При постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения [СКРЫТО] М.М. не указал, что до <...> являлся собственником 1/4 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, впоследствии доля в указанном жилом помещении была им отчуждена в пользу третьих лиц. В силу ст. 15, 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих» и с учетом того, что на момент предоставления жилого помещения [СКРЫТО] М.М. не истекло 5 лет с момента отчуждения принадлежащей ему доли в <...> в г. Омске, площадь ранее принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение 15,8 кв.м. подлежала учету при предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. Так как указанными сведениями ФГКУ «Востокрегионжилье» не располагало, то ответчикам фактически было предоставлено жилое помещение общей площадью 58,2 кв.м., превышающее норму предоставления жилого помещения на 11, 00 кв.м. Заочным решением Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> за ответчиками было признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Омск, <...>, в равных долях за каждым. С учетом того, что затраты федерального бюджета на приобретение предоставленного ответчикам по договору социального найма составили <...> за 1 кв.м., а предоставленное [СКРЫТО] жилое помещение не соответствовало по площади нормам предоставления, полагают, что государству причинены убытки в размере <...>, а на стороне ответчиков возникло неосновательное обогащение.
Просили взыскать с [СКРЫТО] М.М., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] С.А. в доход федерального бюджета Российской Федерации убытки в сумме <...>.
Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
В судебное заседание ответчики [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] С.А. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков Ш.А.А,, действующий на основании доверенности, требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что [СКРЫТО] М.М. проходил военную службы, за выслугу лет ему предоставили жилое помещение. При подготовке документов, свидетельствующих об отсутствии у [СКРЫТО] жилого помещения, [СКРЫТО] М.М. не указал, что ранее ему принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру на основании приватизации, когда [СКРЫТО] М.М. был несовершеннолетним. О принадлежащей ему доли [СКРЫТО] М.М. узнал в сентябре 2010 года при продаже родителями квартиры, свою долю [СКРЫТО] М.М. им подарил. При заполнении справки [СКРЫТО] М.М. не указал долю в жилом помещении, так как там не проживал. Обязанность по проверке представляемых документов лежит, в том числе и на истце.
Третье лицо ФГКУ «Востокрегионжилье» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права и неправильной оценкой доказательств по делу. Полагает, что суд необоснованно оставил без внимания тот факт, что на основании директивы ГШ ВС РФ от <...> № <...> [СКРЫТО] М.М. подлежал увольнению из рядов вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями, что свидетельствует о том, что сделка по отчуждению [СКРЫТО] М.М. принадлежащей ему доли в <...> в г. Омске, является его намеренными действиями. Суд не дал надлежащей оценки тому, что у истца отсутствовала реальная возможность проверить сведения, представленные ответчиком, поэтому при заключении договора, истец полагался на добросовестность ответчика. Выводы суда противоречат положениям п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 15, 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель [СКРЫТО] М.М. и [СКРЫТО] С.А., Ш.А.А, указал, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] С.А., Ш.А.А,, действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом при разрешении настоящего спора были допущены.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с приватизацией [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] С.А. и [СКРЫТО] А.М. предоставленного на условиях договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, и отсутствием доказательств намеренного ухудшения [СКРЫТО] М.М. жилищных условий в связи отчуждением принадлежащей ему доли в праве собственности на <...> в г. Омске, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, так как данные выводы суда не основаны на нормах материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ) установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (ред. от 15.04.2011) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2010 № 18841).
В соответствии с п. 1 Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются в том числе сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции.
Пунктом 9 названной Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее предоставленных им документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] М.М. проходил военную службу в Министерстве обороны РФ. Согласно справке № <...> от <...>, выданной ФБУ войсковая часть 16871, майор [СКРЫТО] М.М., военнослужащий войсковой части 16871 в 2011 году подлежал увольнению из рядов Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям (пп. 4пп.2 ст. 51 Федерального закона) на основании директивы ГШ ВС РФ от <...> № <...> и директивы штаба ДВО от <...> № <...> /10/1434.
На основании заявления [СКРЫТО] М.М., поданного в марте 2011 года, и в с соответствии п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от <...> № <...> (ред. от 14.11.2007, с изм. от 14.04.2009) «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» [СКРЫТО] М.М. был признан нуждающимся в получении жилого помещения.
При постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, [СКРЫТО] М.М. указал сведения о том, что у него и членов его семьи жилые помещения в собственности отсутствуют (л.д. 12). Аналогичные данные были указаны [СКРЫТО] М.М. и в сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи от <...> (л.д. 18). При этом в предоставленных сведениях [СКРЫТО] М.М., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] С.А. указали, что достоверность и полноту сведений подтверждают, о чем свидетельствуют их личные подписи.
<...> ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства Обороны РФ было принято решение № <...> о предоставлении по договору социального найма [СКРЫТО] М.М. и членам его семьи [СКРЫТО] С.А. и [СКРЫТО] А.М. жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, общей площадью 58,2 кв.м.
В этот же день, <...> между Министерством Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации (наймодатель) и [СКРЫТО] М.М. (нанимателем) был заключен договор социального найма, в соответствии с которым [СКРЫТО] М.М. и членам его семьи было передано в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 52,8 кв.м., по адресу: г. Омск, <...>. Совместно с нанимателем в квартиру вселяются супруга [СКРЫТО] С.А. и дочь [СКРЫТО] А.М. (л.д. 11)
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> за [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] С.А. и их несовершеннолетней дочерью [СКРЫТО] А.М. было признано право собственности на жилое помещение <...> в г. Омске в равных долях. Указанное решение вступило в законную силу.
Пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно п. 14 Инструкции жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Пунктом 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРП [СКРЫТО] М.М. на праве собственности принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное в г. Омске по <...>, общей площадью 63, 2 кв.м., отчуждение которой им произведено <...>.
При таких обстоятельства, исходя из положений приведенных правовых норм, при предоставлении [СКРЫТО] М.М. жилого помещения по договору социального найма подлежала учету принадлежащая ему 1/4 доля в праве общей долевой собственности на <...> в г. Омске, площадь которой составляла 15, 8 кв.м.
Вместе с тем, [СКРЫТО] М.М., зная о том, что до <...> ему на праве собственности принадлежала 1/4 доля в жилом помещении, ни при постановке на учет нуждающегося в жилом помещении в марте 2011 года, ни при заключении договора социального найма на спорное жилое помещение в апреле 2012 года не сообщил об этом уполномоченному органу, что свидетельствует о не соблюдении им требований правовых актов, регулирующих основания и порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах возражения ответчиков о том, что имеется вина истца, так как уполномоченный орган истца не проверил достоверность представленных сведений, не могут быть признаны состоятельными и повлечь освобождение [СКРЫТО] М.М. от гражданско-правовой ответственности.
Принимая во внимание, что [СКРЫТО] М.М. допустил нарушения требований приведенных выше норм материального права, виновных действий (бездействия) [СКРЫТО] С.А. в ходе судебного разбирательства не установлено, судебная коллегия полагает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к [СКРЫТО] С.А. о возмещении убытков не имеется.
В результате неправомерных действий [СКРЫТО] М.М. ему по договору социального найма было предоставлено жилое помещение общей площадью 58,2 кв.м., что превышает установленную норму предоставления жилого помещения, так как с учетом принадлежавшей ему на праве собственности доли в жилом помещении, [СКРЫТО] М.М. по норме предоставления могло быть предоставлено жилое помещение общей площадью не более 47, 2 кв.м. (18х3+9-15, 8). Таким образом, превышение нормы предоставления жилого помещения составляет 11 кв.м.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1105 Гражданского кодекса РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Исходя из положений, предусмотренных абзацем 4 пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при предоставлении с согласия военнослужащего жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления жилого помещения, за счет собственных средств.
Вместе с тем, разрешая заявленные Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения исковые требования, суд первой инстанции приведенные выше нормы материального права, подлежащие применению при разрешении спорного правоотношения, не применил, представленным суду доказательствам оценки не дал, что привело к постановке неправильного по существу решения суда. В данной связи имеются предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основания к отмене решения суда первой инстанции с принятием нового по делу решения.
С учетом того, что [СКРЫТО] М.М. не указал совершение им сделки по отчуждению принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение, не отказался от получения жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, предоставленная семье [СКРЫТО] М.М. <...> в г. Омске находится в собственности [СКРЫТО] М.М. и членов его семьи, истцом выбран надлежащий способ защиты нарушенного права о взыскании с [СКРЫТО] М.М. в доход федерального бюджета стоимости 11 кв.м. общей площади жилого помещения в размере действительной стоимости этого имущества на момент его приобретения Российской Федерацией.
Согласно данным Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства Обороны РФ по состоянию на <...> стоимость 1 кв.м. рассчитываемого как отношение цены государственного контракта к стоимости жилых помещений в г. Омске, <...> (101209/6) составляет <...>. Ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих об иной стоимости 1 кв. м. предоставленного жилого помещения.
При таких обстоятельствах с [СКРЫТО] М.М. в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию <...>.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с [СКРЫТО] М.М. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 28 апреля 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] <...> в доход федерального бюджета Российской Федерации <...>.
Взыскать с [СКРЫТО] <...> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...>.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...><...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Взыскать с [СКРЫТО] Михаила Михайловича в доход федерального бюджета Российской Федерации <...>.
Взыскать с [СКРЫТО] Михаила Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...>.
<...>
<...>
<...>