Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 24.07.2014 |
Дата решения | 20.08.2014 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | f058e759-89f2-37a2-8f96-a1686ea388a4 |
Председательствующий: Шепелина Е.В. Дело № 33-5119/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Филимонова Д.И.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 20 августа 2014 года дело по апелляционному представлению прокурора Большереченского района Омской области <...> на решение Большереченского районного суда Омской области от 4 июня 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Большереченского района Омской области в интересах Блошкиной Л. Т. к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным решения комиссии по регулированию жилищных отношений от 31.12.2013 об отказе по включению в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, о признании незаконным действия по невключению Блошкиной Л.Т. в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, а также о возложении обязанности признать Блошкину Л.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., прокурора отдела областной прокуратуры Биенко Н.В., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Большеренского района Омской области в интересах Блошкиной Л.Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по регулированию жилищных отношений об отказе по включению в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, о признании незаконным действия по невключению Блошкиной Л.T. в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
В обоснование заявления указал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой района, установлено, что Блошкина Л.Т. является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны, у которой зарегистрированные права на недвижимое имущество отсутствуют.
24.12.2013 Блошкина Л.Т. обратилась комиссию по регулированию жилищных отношений администрации Большереченского муниципального района с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по результатам рассмотрения которого Блошкиной Л.Т. было отказано в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты как вдовы умершего ветерана Великой Отечественной войны, поскольку с момента прекращения права собственности на жилое помещение - <...> не прошло 5 лет.
Вместе с тем в ходе проверки было установлено, что фактически указанный дом был продан Блошкиной Л.Т. в 2007 году.
Проверка показала, что дом № <...> в момент передачи его во владение <...>, а затем <...>, не был обеспечен инженерными системами и требовал капитального ремонта. Жилое помещение, расположенное по адресу: <...> в которое вселилась Блошкина Л.Т. после продажи своего жилого дома, обеспечено инженерными системами и полностью соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Кроме того, установлено, что регистрация перехода права собственности в апреле 2013 года была вызвана тем, что жилое помещение по <...> было приобретено <...> за счет средств материнского капитала, расходование которых возможно только при наличии государственной регистрации перехода права собственности.
Таким образом, факт намеренного ухудшения жилищных условий отсутствует, на основании чего решение комиссии по регулированию жилищных отношений от 31.12.2013 об отказе по включению в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ в отношении Блошкиной Л.Т. является незаконным.
Просил признать незаконным решение комиссии по регулированию жилищных отношений от 31.12.2013 об отказе по включению в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ; признать незаконным действия по невключению Блошкиной Л.Т. в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ; возложить на Администрацию Большереченского муниципального района обязанность признать Блошкину Л.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
В судебном заседании помощник прокурора Большереченского района Омской области Троян А.С. заявленные требования поддержал.
Блошкина Л.Т. в судебном заседании участия не принимала.
Представитель Блошкиной Л.Т. - Шинкевич А.Я. в судебном заседании заявленные требования также поддержала. Пояснила, что Блошкина Л.Т. продала в 2007 году свой дом <...> по расписке за <...> руб. в связи с её преклонным возрастом и состоянием здоровья, поскольку за ней требовался посторонний уход, а в доме № <...> отсутствовали водопровод, канализация, необходимо было топить печь, санузел находился на улице. В настоящее время её <...> Блошкина Л.Т. проживает вместе с ней, её супругом и дочерью. Денежные средства от продажи дома в размере <...> руб. были потрачены на оформление сделки купли-продажи указанного дома, который на момент продажи находился в аварийном состоянии. Остальные <...> руб. находятся у Блошкиной Л.Т. Переход права собственности в 2007 году не был оформлен в связи с отсутствием оформленного права собственности на дом у Блошкиной Л.Т.
Представитель Администрации Большереченского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве заявленные требования не признал, пояснив, что решение об отказе в признании Блошкиной Л.Т. нуждающейся в жилом помещении и включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты как вдовы умершего ветерана ВОВ, был обусловлен нормами ст.53 ЖК РФ. Доводы прокурора о том, что фактическое отчуждение жилого помещения было произведено в 2007 году, являются необоснованными и противоречат ст.164 и ч.2 ст.558 ГК РФ. Расписка о получении денежных средств от Почекуевой <...> за продажу жилого дома и объяснения <...> не являются допустимыми доказательствами продажи Блошкиной Л.Т. жилого помещения в 2007 году.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Большереченского района Омской области <...> просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что приводились в обоснование поданного в суд заявления. Вновь указывает, что факт намеренного ухудшения жилищных условий Блошкиной Л.Т. не нашел своего фактического подтверждения.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Большереченского муниципального района Омской области Майстепанов А.И. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Отказывая в удовлетворение требований прокурора Большеренского района Омской области в интересах Блошкиной Л.Т. суд исходил из того, что Блошкина Л.Т. ухудшила свои жилищные условия, продав имевшийся у нее жилой дом по адресу <...> и с момента прекращения ее права собственности на указанный жилой дом прошло менее 5 лет.
Между тем с указанными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям:
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было принято считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Закрепляя указанную норму закона, законодатель, признал тем самым их особый статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в целях улучшения жилищных условий данной категории лиц Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с подп.2 п.2 указанного Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В силу ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п.п. 4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Распоряжением главы Большереченского муниципального района Омской области от 31.12.2009 № 489 установлена учётная норма площади 18 кв.м.
На основании ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что Блошкина Л.Т., <...> года рождения, является вдовой ветерана Великой отечественной войны – <...>, умершего <...>, имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан. Право на получение мер социальной поддержки в жилищной сфере Блошкиной Л.Т. реализовано не было.
24.12.2013 Блошкина Л.Т. обратилась в Администрацию Большереченского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Одновременно ею было подано заявление на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья (л.д.<...>).
31.12.2013 на заседании комиссии по регулированию жилищных отношений администрации Большереченского муниципального района было принято решение об отказе Блошкиной Л.Т. в признании нуждающейся в жилом помещении и включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты как вдовы умершего ветерана ВОВ со ссылкой на ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что с момента прекращения права собственности на жилое помещение общей площадью <...> кв.м, расположенное по адресу <...>, не прошло пяти лет (л.д.<...>).
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела усматривается, что Блошкина Л.Т., <...> года рождения, с <...>1978 проживала и была зарегистрирована в жилом доме, по адресу: <...>.
Право собственности за Блошкиной Л.Т. зарегистрировано 08.02.2010 года (л.д.<...>).
Согласно справке Администрации <...> сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 04.06.2014 № <...> на ул.<...> централизованное водоснабжение, водоотведение отсутствуют, централизованное теплоснабжение имеется только на улице <...> в трех- и двухэтажных многоквартирных домах, частные дома отапливаются индивидуально (л.д.<...>).
04.04.2013 было зарегистрировано право собственности на дом и земельный участок за <...> на основании договора от 28.03.2012 купли-продажи земельного участка, площадью <...> кв.м. и жилого дома, площадью <...> кв.м. расположенных по адресу: <...>, заключенного между Блошкиной Л.Т. в лице поверенной Шинкевич А.Я. (продавец) и <...> (покупатель). Цена земельного участки и жилого дома по договору составила <...> руб. (л.д.<...>).
26.04.2013 зарегистрировано право долей собственности на указанные земельный участок и дом (по <...> доли каждому) на основании договора купли-продажи от 24.04.2013 заключенного между <...> (продавец) и <...> (покупатели). Цена земельного участка и жилого дома составила <...> руб. (л.д.<...>).
В материалах дела имеется расписка от имени <...>, согласно которой она в 2007 году купила у Блошкиной Л.Т. дом по адресу <...>, за <...> руб. (л.д.<...>).
Согласно объяснениям <...>, данным ею в судебном заседании в районном суде, дом она купила в марте 2007 года под слом за <...> руб. Затем умер ее муж, и сломать они его не успели. Когда её сын развелся с женой и стал проживать с <...>., она решила отдать этот домик ему, где он сейчас и проживает с <...>. Сразу документы на дом не оформили, так как не хватило денег. Через полтора года, после оформления документов она продала дом <...> под материнский капитал.
Из письменных объяснений <...> следует, что она с семьей с 2008 года проживает в доме по адресу <...>, который они купили у <...> в счет материнского капитала. Право собственности на него оформлено ими 26.04.2013 (л.д.<...>).
Согласно письменным объяснениям <...> (соседка Блошкиной Л.Т.), она с 1969 года проживает в доме № <...>, по соседству с ней проживала Блошкина Л.Т. Примерно с 2004 года Блошкина Л.Т. стала проживать у своей <...> Шинкевич А.Я. Дом по ул.<...> пустовал около двух лет, после чего его купила <...>, которая в дальнейшем продала его <...> (л.д.<...>).
Согласно копии лицевого счета № № <...> от 19.12.2013 Блошкина Л.Т. с <...>2009 зарегистрирована по месту жительства по адресу <...> (площадь <...> кв.м.), где помимо нее зарегистрированы <...> (л.д.<...>).
Из пояснений Шинкевич А.Я., данных ею в судебном заседании в районном суде, следует, что она является <...> Блошкиной Л.Т. и проживает с семьей и матерью по адресу: <...>. <...> с ними проживает с 2007 года, до этого проживала по ул.<...>. В силу возраста и состояния здоровья она не могла ухаживать за собой и домом. Право собственности на дом № <...> они стали оформлять только в 2010 году. До этого они не хотели оформлять дом, поскольку он был старый, и они сомневались, что его кто-нибудь купит даже под слом. <...> в 2007 году покупала у них дом именно для этих целей, однако, когда у нее умер супруг, она решила поселить в него сына со снохой. Регистрацию перехода права собственности на <...> они не оформили, потому что дом был продан в рассрочку, кроме того Блошкина Л.Т. оставалась там зарегистрированной до момента полной оплаты за дом. И, когда им отдали всю сумму за дом, они выписали из него Блошкину Л.Т.
Таким образом, из материалов дела следует, что дом <...> был продан фактически Блошкиной Л.Т. в 2007 году, в связи с чем с момента продажи указанного дома до подачи заявления Блошкиной Л.Т. на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий прошло более пяти лет.
На момент продажи дома Блошкиной Л.Т. исполнилось <...> лет. Её преклонный возраст свидетельствует о нуждаемости в посторонней помощи, уходе и невозможности самостоятельно вести хозяйство и поддерживать свое жилье в надлежащем состоянии.
При таких обстоятельствах отчуждение указанного домовладения не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения государственной поддержки для улучшения жилищных условий.
Бесспорных доказательств обратному в материалах дела не имеется.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» сведения о правах, зарегистрированных на объекты недвижимости, расположенных на территории г.Омска и Омской области на имя Блошкиной Л.Т. отсутствуют (л.д.<...>).
При таких обстоятельствах, учитывая статус Блошкиной Л.Т. - вдовы ветерана Великой Отечественной войны, - тот факт, что она находится в преклонном возрасте, не имеет благоустроенного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, обеспечение общей площадью на одного члена семьи по месту проживания Блошкиной Д.Т. составляет менее учетной нормы, правовых оснований для отказа в принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, у органа местного самоуправления не имелось.
В соответствии с ч. 2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение Большереческого районного суда Омской области от 4 июня 2014 года отменить и удовлетворить требования прокурора Большеренского района Омской области, заявленные в интересах Блошкиной Л.Т.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Большереческого районного суда Омской области от 4 июня 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комиссии по регулированию жилищных отношений Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 31.12.2013 в отношении Блошкиной Л. Т. об отказе по включению в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Признать незаконным действие Администрации Большереченского муниципального района Омской области по не включению Блошкиной Л. Т. в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Обязать Администрацию Большереченского муниципального района Омской области признать Блошкину Л. Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Председательствующий -
Судьи –