Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 10.08.2021 |
Дата решения | 20.09.2021 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Григорец Татьяна Константиновна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 43c08c21-f041-31c1-b943-9688562e4b37 |
Председательствующий: Савчук А.Л. Дело № 33-4788/2021(2-2800/2020)
УИД 55RS0003-01-2019-006178-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Чернышевой И.В.,
судей Будылка А.В., Григорец Т.К.,
при секретаре Говорун А.С.,
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2021 года гражданское дело № 2-2800/2020 по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства [СКРЫТО] РФ на решение Ленинского районного суда города Омска от 08 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] А. К. удовлетворить.
Признать право собственности [СКРЫТО] А. К. на объект недвижимости, жилой дом площадью 176,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, Ленинский АО г. Омска, <...> согласно заключению ООО «Архитектурная мастерская» № <...>-ЭЗ, подготовленному в 2019 году».
Заслушав доклад судьи Григорец Т.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] А.К. обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование указал, что 24.10.2007 заключил с ТИЗ «Иртыш-С» договор аренды земельного участка, кадастровый номер № <...>, местоположение которого установлено в 500 м. юго-западнее относительно пятиэтажного жилого дома по адресу: г. Омск, Ленинский АО, <...>, расположенного в зоне Ж-1, с видом разрешенного использования: под строительство коттеджей, для строительства индивидуального жилого дома. Данный земельный участок предоставлен ТИЗ «Иртыш-С» на основании постановления первого заместителя Главы администрации г. Омска № 534-п 12.05.1995 в постоянное бессрочное пользование в составе земельных участком, общей площадью 25,05 гектаров для строительства коттеджей на землях городской застройки в пос. Черемушки. 17.05.2005 между председателем ТИЗ «ИРТЫШ-С» и начальником Омского танкового инженерного института составлен договор б/н о выделении земли, не используемой институтом, в размере 1,2 гектара, на основании которого подготовлен проект территориального землеустройства, площадь земельного участка составила 17 129 кв.м., утвержденный распоряжением руководителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области № 1113-р от 05.12.2006. После подготовки межевого плана 17.01.2007 участок был поставлен на кадастровый учет. На земельном участке истцом в 2008 году построен одноэтажный жилой дом, площадью 165,5 кв.м., без нарушения границ, строительных и градостроительных норм и правил пожарной безопасности. Участку присвоен адрес: г. Омск, <...>. Истец не может оформить документы на дом в связи с установлением приказом заместителя Министра [СКРЫТО] России от 08.12.2015 № 1182 (дсп) запретной зоны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО] страны». Земельный участок с кадастровым номером № <...> наложен на земельные участки ТИЗ «Иртыш-С» и полностью находится в квартале № 43 (выдел 12,29) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] России. Однако согласно письму начальника ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России от 20.08.2010 № 1992 на исследуемых земельных участках военные объекты отсутствуют, что исключает необходимость создания на данной территории зоны с особыми условиями использования территории (запретной зоны). Участок предоставлен раньше, чем леса поставлены на кадастровый учет. Иным путем оформить дом в собственность не представляется возможным. Просит признать за ним право собственности на указанный жилой дом.
Истец [СКРЫТО] А.К. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Сенчилина О.А., действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования уточнила, просила признать за [СКРЫТО] А.К. право собственности на указанный жилой дом, площадью 176,1 кв.м., соответствующий градостроительным, строительным и санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, собственники смежных земельных участков претензий не имеют.
Представители ответчиков администрация Ленинского АО г. Омска, Министерства [СКРЫТО] РФ, ФКУ «Управление Лесного хозяйства и природопользования» Министерства [СКРЫТО] РФ, департамента имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] РФ, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Третьи лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства [СКРЫТО] РФ, Новосибирское лесничество Министерства [СКРЫТО] РФ - филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства [СКРЫТО] РФ», ТИЗ «Иртыш-С», департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Управление Росреестра по Омской области, Омский Автобронетанковый Инженерный институт филиал ФГКВОУ Высшего образования Военная академия материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В представленном отзыве третье лицо ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства [СКРЫТО] РФ, выражает несогласие с заявленными требованиями. Указывает, что возможность государственной регистрации права собственности на дом отсутствует в связи с наличием обременений на земельный участок.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства [СКРЫТО] РФ просил решение суда отменить, принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. На момент вынесения решения суда земельный участок, на котором расположен дом истца, исключен из зоны с особыми условиями использования уполномоченным органом, права и законные интересы истца не нарушены, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, решение подлежит отмене.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителя истца Сенчилиной О.А., представителя ответчика ФКУ «Управление Лесного хозяйства и природопользования» Министерства [СКРЫТО] РФ по доверенности Симонова А.И., в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания по гражданскому делу.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами, в том числе могут ограничиваться использование земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Статьей 104 ЗК РФ определены цели установления зон с особыми условиями использования территорий, среди которых - обеспечение [СКРЫТО] страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 10 со ст. 105 ЗК одними из видов зон с особыми условиями использования территорий является зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.
Статьёй 106 ЗК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий.
По общему правилу установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (ч. 6 ст. 106 ЗК РФ).
Согласно чч. 22-23 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешённого использования земельных участков.
Ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО] страны» утверждено Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО] страны.
В п. 2 Положения определено, что запретная зона - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещён, в границах которой в соответствии с приведённым Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нём чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Под военными объектами понимаются существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд [СКРЫТО] страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО].
В силу п. 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы указанного Положения относительно ограничений (пункты 10-14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15).
Согласно п. 16 Положения решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО] страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Решение об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимается в порядке, предусмотренном настоящим Положением для их установления.
Из материалов дела следует, что 24.10.2007 между ТИЗ «Иртыш-С» (арендодатель) и [СКРЫТО] А.К. (арендатор) заключен договор аренды № А/10, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору часть земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено в 500 м юго-западнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...> для использование под строительство индивидуального жилого дома, площадь участка 1500 кв.м., учетный № <...>, сроком действия договора до 01.01.2020, арендная плата составляет 110 руб. в месяц.
<...> сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка.
Оценивая судьбу земельного участка, суд первой инстанции установил, что 07.07.1992 командующим войсками Краснознаменного Сибирского военного округа утвержден План индивидуального жилищного строительства городка ПСП «Иртыш-С», согласованный начальником ОВТИУ, начальником КЭЧ Омского района, Начальником КЭУ СибВО.
16.07.1992 командующему войсками Сибирского военного округа разрешено передать в народное хозяйство девять земельных участков общей площадью 74,7 га согласно прилагаемому перечню, в котором указаны отведенные ОВОКДКУ в п. Черемушки г. Омске - 8,9 га земельных участков для индивидуального жилья и 14 га под садовые участки.
14.11.1994 начальник КЭУ Сибирского военного округа в письме начальнику ОВТИУ и начальнику КЭЧ Омского Района в письме № 29/1/294 сообщает, что по их ходатайству начальник строительства и расквартирования ВС РФ № 147/3л/6426 от 11.10.94 разрешил передать испрашиваемый земельный участок площадью 16,5 га под индивидуальное жилищное строительство из земель военного городка № 14 для военнослужащих Омского гарнизона.
Постановлением первого заместителя главы администрации города Омска № 534-п от 12.05.1995 на основании ходатайства товарищества индивидуальных застройщиков «Иртыш-С», разрешения Министерства [СКРЫТО] РФ, согласованного проекта, материалов, представленных Главомскархитектурой и в соответствии с Законом РФ «О местном самоуправлении в РФ» изъяты из пользования Омского высшего танкового инженерного училища земельные участки общей площадью 25,05 га в пос.Черемушки Ленинского района, указанные участки признаны муниципальной собственностью и предоставлены в бессрочное пользование ТИЗ «Иртыш-С» под строительство коттеджей на землях городской застройки. Главомскархитектуре поручено оформить и выдать документы на право пользования земельными участками (план, акт) в установленном порядке; на ТИЗ «Иртыш-С» возложена обязанность размеры приусадебных земельных участков привести в соответствие с действующими городскими нормативами 0,08-0,10 га; получить разрешение на право производства работ в инспекции Госархстройнадзора; разбивку осей зданий выполнить через Главомскархитектуру; строительство коттеджей выполнить по проекту, разработанному и согласованному в установленном порядке; инженерное обеспечение выполнить с учетом осуществления стоков товарищества за счет сокращения лимитов на стоки в пос. Черемушки; предусмотреть максимальное сохранение существующих березовых колков и отдельно стоящих берез; территорию огородить в соответствии с выданным планом; выполнить благоустройство в границах разработанного проекта; по окончании строительства выполнить исполнительную приемку через Главомскархитектуру; содержать прилегающую к предоставляемому участку территорию в размере 1,69 га в надлежащем санитарном состоянии, выполнить благоустройство и озеленение; на основании Закона РФ «О плате за землю» и в соответствии с положением, определяющим ставку налога на землю в г. Омске, своевременно осуществлять уплату земельного налога. В случае неосвоения участка в течение двух лет настоящее постановление теряет силу, право пользования участком прекращается.
ТИЗ «Иртыш-С», зарегистрированному в качестве юридического лица 23.11.1993, 05.07.1995 выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей № Л-2-1-494-2, согласно которому землепользователю на основании постановления главы администрации г. Омска от 12.05.1995 № 534-п под индивидуальное жилищное строительство предоставлен земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 25,05 га.
Распоряжением мэра города Омска от 19.02.2002 № 230-р частями земельного участка площадью 5932, 7057, 35124, 17653, 27412, 4128 кв.м. в пос.Черемушки в ЛАО прекращено право пользования ТИЗ «Иртыш-С», данные участки включены в земли запаса.
Согласно договору от 17.05.2005 Омского танкового инженерного института в лице начальника и ТИЗ «Иртыш-С» в лице председателя в связи с планированием строительства школы товариществу было выделено только 15,32 га, так как школу строят в другом месте, есть возможность выделить дополнительно 1,2 га из разрешенных в 1994 году. Омский танковый инженерный институт в лице начальника института Яловенко А.Г. не возражает о дополнительном выделении земли, не используемой институтом, а товарищество обязуется оформить землеотводные документы в соответствии с существующим законодательством и оплатить все связанные с этим расходы.
По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 19.10.2015 из кадастрового дела на объект недвижимости № <...> усматривается, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет как вновь образованный на основании заявления ТУ Госимущества по Омской области от 16.01.2007 в результате проведения работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества по Омской области №1113-р от 05.12.2006 утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельного участка федеральной собственности из состава земель поселений, расположенного в 14 военном городке, площадью 17 129 кв.м., местоположение которого установлено в 500 метрах юго–западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, <...>, предназначенного для общественно-деловых целей и жилищных нужд (ТИЗ «Иртыш-С»).
15.04.2009 в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 05.12.2006 № 1113-р распоряжением №140-р внесены изменения вместо слов «для общественно-деловых целей и жилищных нужд» необходимо читать «под строительство коттеджей».
23.04.2009 выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях, приведшая к несоответствию сведений государственного кадастра недвижимости сведениям, содержащимся в документах, на основании которых они вносились. 29.04.2009 принято решение изменить ориентир земельного участка с кадастровым номером № <...>, установлено в 500 м. восточнее относительно 5 – этажного жилого дома на ориентир земельного участка – установлено в 500 м юго-западнее относительно 5- этажного жилого дома.
Начальник ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России в письме от 20.08.2010 №1992 сообщает председателю правления ТИЗ «Иртыш-С», что несколько земельных участков общей площадью 25,05 га в поселке Черемушки Ленинского района г. Омска предоставлено в бессрочное пользование товариществу и прошли предусмотренную законом процедуру межевания и постановки на кадастровый учет, им присвоены следующие кадастровые номера: № <...> площадью 153 251 кв.м., 55:36:20 01 15:0503 площадью 17 129 кв.м., № <...> площадью 80 108 кв.м. Однако в отношении одного земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью 80 108 кв.м., был ошибочно установлен вид разрешенного использования «земли военных объектов и другие», в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 17 129 кв.м. был установлен вид разрешенного использования «для общественно-деловых целей и жилищных нужд», что также не соответствует тем целям, для которых данный земельный участок предоставлялся. На данных земельных участках военные объекты отсутствуют, какого-либо изъятия данного земельного участка в пользу Министерства [СКРЫТО] РФ не производилось, что подтверждается ответом федерального государственного учреждения «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, уполномоченного на ведение учета и контроля за использованием земель, находящихся в ведении Министерства [СКРЫТО] РФ. Из владения и пользования правообладателя ТИЗ «Иртыш-С указанные земельные участки не выбывали.
Согласно кадастровому паспорту, подготовленному по состоянию на <...>, земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 17 129±38 кв.м., местоположение установлено в 500 м юго-западнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование под строительство коттеджей. Кадастровый № <...> равнозначен кадастровому номеру № <...>, предыдущий кадастровый № <...> равнозначен кадастровому номеру № <...>.
По сведениям ЕГРН зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером № <...> отсутствуют, содержатся сведения на земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 97554±109 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под строительство коттеджей, правообладатель Товарищество индивидуальных застройщиков Иртыш-С, кадастровый № <...> равнозначен кадастровому номеру № <...>, состоит из двух частей с учетным номером № <...>, площадью 47047 кв.м, и № <...> площадью 50 480 кв.м. Права ТИЗ «Иртыш-С» зарегистрированы на основании договора купли-продажи земельного участка №1129/2194-2010 от 10.03.2010.
В ФГУ «ФКП» по Омской области содержаться сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером № <...> не является образованным земельным участком из земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО РКЦ «Земля» № <...> от 23.11.2019 на территорию исследуемого земельного участка имеет место наложение границ зоны ограничения условий использования территории ЗОУИТ № <...> вид зоны «запретная зона при военном складе», установленная на основании приказа заместителя Министра [СКРЫТО] России от 08.12.2015 № 1182 (дсп), наименование ЗОУИТ – запретная зона военного объекта – Новосибирское лесничество Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации. Территория ТИЗ «Иртыш-С» полностью попадает под действие зоны ограничений, полностью находится на территории квартала № <...> (выдел 12,29) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] России, граница запретной зоны определена из материалов лесоустройства.
Кроме того, кадастровым инженером установлено, что на территории земельного участка кадастровый № <...> расположен земельный участок площадью 955 кв.м. на схеме № 5, которому присвоен адрес <...>. Землепользователем является [СКРЫТО] А.К.
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства [СКРЫТО] РФ сообщило, что земельный участок с кадастровым номером № <...> входит в земельный участок с кадастровым номером № <...>, который наложен на земельные участки ТИЗ «Иртыш-С», находящиеся в Пашинском участковом лесничестве (г. Омск) квартале 43 выдел 20,29. Граница запретной зоны определена из материалов лесоустройства проведенного в 2006 году.
В ответе на запрос суда указано, что земельный участок планируется к закреплению за учреждением в рамках приказа директора департамента имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации от 10.11.2014 № 2100 «Об организаций мероприятий по закреплению земельных участков на территориях лесничеств Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации». Согласно Лесохозяйственному регламента Новосибирского лесничества и материалов лесоустройства данная территория относится к ценным лесам «Леса зеленых зон». Сведений о согласовании с [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации образования (выдела) и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:200115:503, а также передачи его в муниципальную или иную собственность не имеется.
По сведениям ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства [СКРЫТО] РФ земельный участок с кадастровым номером № <...> на учете учреждения не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий не передавался, отдельными приказами Министра [СКРЫТО] РФ и директора Департамента имущественных отношений Минобороны России не закреплялся. Указанный земельный участок является смежным участку, переданному на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ. Оба участка попадают в границу запретной зоны военного объекта – Новосибирское лесничество Министерства [СКРЫТО] РФ.
На основании распоряжения администрации Ленинского АО г. Омска от 27.08.2008 № 346 «Об установлении почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства, расположенным на территории ЛАО г. Омска» жилому дому присвоен почтовый адрес: 644098, г. Омск, <...>.
Согласно техническому паспорту, подготовленному ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на 27.04.2009, жилой <...> в г. Омске, 2008 года постройки, имеет площадью 165,5 кв.м., жилую площадь – 55,6 кв.м.
Истец обратился в Администрацию Ленинского АО г. Омска для оформления прав на дом, однако 14.11.2019 года в адрес [СКРЫТО] А.К. направлено уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта и недопустимости размещения капитального строительства или садового дома на земельном участке.
Основанием для принятия решения об отказе явилось недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участка, с кадастровым номером 55:36:200115:503, расположенном в 500 метрах юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, п. Черемушки, д. 144/1, размещенном в границах двух территориальных зон: зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1-488), которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками; и зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД1-819, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. Размещение индивидуальных жилых домов является условно разрешенным видом использования земельного участка в данной территориальной зоне (ОД1-819) и требует специального разрешения. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, с кадастровым номером № <...> расположен в границах зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняют задачи в области [СКРЫТО] страны, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 № 405.
Согласно ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. При этом разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила должны были быть установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № <...> находится в границах запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] РФ, подпадает под действие зоны ограничений, является смежным с земельным участком с кадастровым номером № <...>, который находится на территории квартала № <...> (выдел 12,29) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации.
По информации ФГБУ ФКП Росреестра по Омской области сведения о границах запретной зоны внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.03.2016 в соответствии со сведениями, содержащимися в карте (плане) от <...>.
Однако из представленной ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России выписки из протокола заочного заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО] страны от <...> № <...>/МК комиссией принято решение об изменении границ запретных зон 14 лесничеств Минобороны РФ, в том числе Новосибирского. Из границ запретной зоны Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] РФ подлежат исключению ТИЗ «Иртыш-С», в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:200115:503.
<...> заместителем Министра [СКРЫТО] РФ издан приказ № <...> об изменении границ запретной зоны военного объекта – Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] РФ путем исключения из границ зоны земельных участков согласно перечню, в том числе земельный участок ТИЗ «Иртыш-С» с кадастровым номером № <...>. Директору Департамента имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] РФ приказано обеспечить направление копии приказа и графического описания измененных границ запретной зоны объекта, перечня координат характерных точек указанной зоны, подготовленных в электронной форме, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Сведений о направлении соответствующих документов в Росреестр в материалы дела не представлено.
До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № <...> значится в границах запретной зоны Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] РФ.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что земля, из которой был сформирован земельный участок с кадастровым номером № <...>, была предоставлена ТИЗ «Иртыш-С» в 1995 году, в 2011 году часть обозначенного земельного участка была предоставлена истцу для строительства жилого дома.
Истец начал строительство жилого дома до внесения сведений об ограничении прав на земельный участок в ЕГРН (2008), о данных ограничениях не знал, возведённый им объект в смысле абзаца второго части первой статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой не является.
В то же время то обстоятельство, что сведения об изменении границ запретной зоны военного объекта – Новосибирского лесничества Министерства [СКРЫТО] РФ путём исключения из её границ земельного участка с кадастровым номером № <...> и графическое описание изменённых границ запретной зоны военного объекта до настоящего времени в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, не направлены, в числе иных обстоятельств (перечисленных в решении суда и настоящем апелляционном определении) препятствует истцу в регистрации права собственности на возведённый им объект недвижимого имущества.
В доказательства того, что постройка соответствует установленным требованиям законодательства, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, истцом представлено экспертное заключение ООО «Архитектурная мастерская» № <...>-ЭЗ жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, <...> Ленинском АО г. Омска соответствует предельным размерам земельных участков и параметрам разрешенного строительства в части соблюдения минимального отступа от границ земельного участка до здания соблюдены. Возведенный жилой дом соответствует строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, строительные конструктивные элементы в контуре жилого дома не создают угрозу жизни и здоровья человека, не влияют на условия проживания в жилом доме.
Собственник дома № <...> по ул. <...> в г. Омске Никитина О.А. и собственник дома № <...> по ул. <...> в г. Омске Варакин А.Ф. представили заявления о согласии с признанием права собственности истца на спорный дом, указали, что права соседей строение не нарушает.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок под строительство был предоставлен ТИЗ «Иртыш-С» 12.05.1995, передан истцу по договору аренды 24.10.2007под строительство объекта недвижимости, а в 2009 году на нем истцом возведен жилой дом. На момент предоставления земельного участка истцу под строительство объекта недвижимости, претензий со стороны третьих лиц не было, особые условия использования земли и запрет на строительство введен приказом заместителя Министра [СКРЫТО] России от 08.12.2015 № 1182 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405. Доказательств использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:200115:503 для обеспечения деятельности государства в области [СКРЫТО] и безопасности не представлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, считает решение суда первой инстанции о признании за [СКРЫТО] А.К. права собственности на указанный объект строительства законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что, возведённый истцом объект в смысле абзаца второго части первой статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой не является.
Так, с 04.08.2018 вступило в силу новое правовое регулирование правоотношений, связанных с самовольным строительством. Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» изменена редакция ст. 222 ГК РФ.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 222 ГК РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В новой редакции указанной статьи закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольного объекта.
На основании изложенного, суд правомерно установил, что истец как собственник о действии ограничений в отношении принадлежащего ему на праве аренды земельного участка не мог знать, с учетом других обстоятельств дела усмотрел основания для удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика в качестве единственных оснований для отмены решения приводит доводы о принятии межведомственной комиссией по определению необходимости установления зон с особыми условиями земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области [СКРЫТО] страны 25.03.2020 решения об исключении земельного участка ТИЗ «Иртыш-С» из границ зоны военного объекта Новосибирского лесничества министерства [СКРЫТО] Российской Федерации с особыми условиями использования, и приказе директору Департамента имущественных отношений обеспечить направление копии приказа и графического описания измененных границ запретной зоны объекта, перечня координат характерных точек указанной зоны, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения решения судом земельный участок, на котором расположен дом истца, исключен из зоны с особыми условиями использования, с учетом других обстоятельств дела права истца не нарушены, а в силу ст. 3 ГПК защите подлежат нарушенные права, признаются несостоятельными ввиду отсутствия внесения указанных изменений в Единый государственный реестр недвижимости, истец не имеет возможности оформить права на земельный участок.
Апелляционная жалоба не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Омска от 08 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.09.2021.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи___________________.секретарь судебного заседания_______________(_______________). (подпись) «__27___» ___09__ 2021 года |