Дело № 33-4748/2021, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Омский областной суд (Омская область)
Дата поступления 10.08.2021
Дата решения 30.08.2021
Категория дела О взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию
Судья Дзюбенко Александра Александровна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 9eeed323-7c7f-3c9c-aa42-cb2c6e1c8135
Стороны по делу
Истец
********* **** **********
Ответчик
*** ******
*** ****** ************** ********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Председательствующий: Боронко Н.Д. Дело № 33-4748/2021

№ 2-417/2021

55RS0013-01-2021-000628-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 30 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Дзюбенко А.А.,

судей Башкатовой Е.Ю., Дьякова А.Н.,

при секретаре Фисенко Ю.С.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] И.Н. на решение Исилькульского городского суда Омской области от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении заявленных исковых требований [СКРЫТО] И.Н., отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

[СКРЫТО] И.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Магнит», ООО «Омская энергосбытовая компания» об исключении незаконно начисленной суммы задолженности. В обоснование указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Ответчиками допускается начисление задолженности истцу за услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Однако, такие услуги истцу не оказываются, договор на вывоз мусора истцом не заключался, единственное имеющееся в д. <...> место складирования отходов размещено на значительном удалении от жилого дома истца и доступ к нему ограничен ввиду отсутствия надлежащих подъездных путей. Кроме того, в <...> года за жилым домом истца ответчиком ООО «Магнит» была сооружена площадка для накопления отходов. Однако, мусорные контейнеры на данной площадке установлены не были, что привело к образованию несанкционированной свалки.

Просила признать действия ООО «Магнит» в части заключения договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов по адресу: <...> – несостоявшимися с лицами, проживающими по вышеуказанному адресу; Обязать ООО «Омская энергосбытовая компания» исключить из лицевого счета № <...> [СКРЫТО] И.Н. незаконно начисленную сумму в размере 10 244,28 руб.; взыскать с ООО «Магнит» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании истец [СКРЫТО] И.В. и ее представитель [СКРЫТО] Д. А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ООО «Магнит» Касаева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что договор с потребителем был заключен на условиях типового договора, размещенного ответчиком в общем доступе, либо путем совершения потребителем конклюдентных действий. Настаивала на том, что услуга по вывозу отходов региональным оператором оказывается надлежащим образом. Отметила, что создание площадок накопления отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания» Зайченко Е.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом. Представила отзыв на иск, в котором исковые требования не признала, указала, что ООО «Омская энергосбытовая компания» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Логвиненко Ю.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] И.Н. просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым удовлетворить исковые требования. Считает представленные ответчиком трек-листы навигационной системы ГЛОНАСС ненадлежащим доказательством, поскольку договоры об отслеживании передвижения автомобилей ООО «Магнит» прекратили свое действие. Кроме того, данные листы не заверены. Полагает, что суду следовало запросить договоры ООО «Магнит» с организациями, предоставляющими услуги GPS/ГЛОНАСС. Приводит доводы о том, что жители д. <...> подтверждают ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств по вывозу отходов. Отмечает, что вблизи ее жилого дома находится свалка бытовых отходов, которая не ликвидируется региональным оператором. Отмечает, что не имеет возможности использования площадки накопления отходов, размещенной на значительном удалении от ее жилого дома. Указывает на отсутствие баков для накопления мусора около ее жилого дома. Полагает, что договор с региональным оператором является незаключенным, в связи с чем ответчики не могли осуществлять начисление платы. Считает, что квитанции не могут быть признаны офертой. Указывает, что оборудование контейнерной площадки является обязанностью регионального оператора. Отмечает, что неоднократно обращалась с жалобами в органы государственной власти на действия регионального оператора.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ООО «Магнит» Касаева Е.В. считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, выслушав истца [СКРЫТО] И.Н., представителя ответчика ООО «Магнит» Касаеву Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец [СКРЫТО] И.Н. на основании договора дарения от <...> является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 3100 кв.м, и расположенного на нем жилого дома, общей площадью 56,3 кв.м, по адресу: <...> (л.д. 22-23).

Согласно справке Администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области совместно с истцом в указанном жилом доме проживает ее <...> [СКРЫТО] Д.А., <...>

Ответчик ООО «Магнит» на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от <...>, заключенного по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит», является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от 31 июля 2018 года (извещение 200318/26813093/01 от 20 марта 2018 года), осуществляет свою деятельность на всей территории Омской области, наделен соответствующим статусом на период десять лет.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Пунктом 4 ст. 24.7 названного Федерального закона установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354).

В соответствии с п. 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В силу п. 148 (2) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 года № 641» (далее - Правила обращения с ТКО).

Согласно пункту 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (пункт 8 (5) Правил обращения с ТКО).

В силу пункта 8(17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В настоящем случае, как правильно отметил суд первой инстанции, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между истцом и региональным оператором ООО «Магнит» без составления письменной формы на основании пункта 8 (17) названных Правил обращения с ТКО в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Доводы апелляционной жалобы о незаключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу вышеизложенного являются ошибочными.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между [СКРЫТО] И.Н. и ООО «Магнит» является заключенным надлежащим образом по типовой форме договора, опубликованной на официальном сайте регионального оператора.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил обращения с ТКО.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начало оказания услуг региональным оператором.

По этой причине коллегия судей признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку договор истца с региональным оператором является незаключенным, ответчики не могли осуществлять начисление платы.

С учетом изложенных обстоятельств, ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что выставляемые ответчиками к оплате истцу квитанции не могут быть признаны офертой, судебной коллегией отклоняются как не имеющие правового значения для разрешения настоящего дела.

Доводы истца о том, что в населенном пункте д. <...>, по ее месту жительства не установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, региональный оператор ненадлежащим образом исполняет обязательства по вывозу отходов, являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции, пришедшего к выводу об их необоснованности, с чем судебная коллегия соглашается в силу следующего.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции представитель ООО «Магнит» Касаева Е.В. последовательно указывала, что на территории <...> Омской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» осуществляет с <...>. В связи с чем с указанного времени ООО «Омская энергосбытовая компания» в рамках агентского договора № <...> от <...> производит начисление жителям платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Фактическое оказание ООО «Магнит» услуг по вывозу твердых коммунальных отходов подтверждено в то числе скриншотами программы мониторинга передвижения мусоровозных машин по территории д. <...> для вывоза мусора с контейнерных площадок, находящихся на улице, расположенной параллельно по отношению к улице, на которой расположен жилой дом истца (л.д. 99-104). Данные сведения представлены ответчиком за период с <...> по <...>. Представить сведения о передвижении мусоровозных машин за период до <...> ответчик возможности не имеет, ввиду расторжения региональным оператором договора на оказание услуг по транспортированию отходов с подрядчиком ЗАО «ЭКОС» и отсутствием доступа к сведениям ГЛОНАСС в отношении техники исполнителя и субисполнителя (л.д. 98).

Таким образом, судебная коллегия полагает установленным факт оказания ответчиком ООО «Магнит» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <...>

Указание истцом в апелляционной жалобе на то, что представленные ответчиком трек-листы навигационной системы ГЛОНАСС являются ненадлежащим доказательством, судебной коллегией отклоняется как направленное на переоценку доказательств и выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Данные трек-листы были представлены в материалы дела представителем регионального оператора и оценены судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом совокупности иных имеющихся в деле доказательств, в связи с чем оснований для признания таких документов ненадлежащими доказательствами не имеется.

Доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу не отказывались, либо оказывались ненадлежащим образом, в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для освобождения истца от оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеется, в связи с чем начисление и взимание с истца платы за обращение в твердыми коммунальными отходами является обоснованным.

При этом, судебная коллегия учитывает, что начисление истцу платы за обращение с твердыми коммунальными отходами производится ООО «Омская энергосбытовая компания» в соответствии с нормативами и тарифами, утвержденными РЭК Омской области.

Представленные истцом в суд апелляционной инстанции новые доказательства, а именно коллективная жалоба жителей <...> и фотоматериалы, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

Данные документы истцом в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции в материалы дела представлены не были.

Абзацем вторым ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ установлено, что дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.

Как следует из п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> № <...> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», к уважительным причинам невозможности представления доказательств в суд первой инстанции относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, о приобщении к делу, об исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела.

Обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции возлагается на это лицо (статья 12, часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Вместе с тем, истцом не приведено причин невозможности представления указанных доказательств в суд первой инстанции и их уважительный характер, а потому судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для принятия данного документа в качестве дополнительного доказательства. Кроме того, часть фотографий, представленных истцом, были выполнены в <...> года, то есть уже после принятия обжалуемого решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суду надлежало запросить договоры ООО «Магнит» с организациями, предоставляющими услуги GPS/ГЛОНАСС, судебной коллегией признаются несостоятельными. Данное ходатайство истцом в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции не заявлялось.

В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать. Таким образом, определение относимости, допустимости и достаточности доказательств является исключительной прерогативой суда первой инстанции, рассматривающего дело.

Также не может являться основанием для освобождения от обязанности оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и довод истца об отсутствии около ее жилого дома баков для накопления мусора.

Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с п. 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Соответственно, в отсутствие письменной формы договора с потребителем, места накопления твердых коммунальных отходов следует определять исходя из сведений территориальной схемы обращения отходами в Омской области.

Указанная территориальная схема не содержит ограничений по возможности использования площадок накопления твердых коммунальных отходов конкретными потребителями либо распределения площадок накопления твердых коммунальных отходов в пользование определенного круга потребителей.

Соответственно, истец вправе осуществлять складирование твердых коммунальных отходов на любой площадке накопления, предусмотренной территориальной схемой.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 3, предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Вместе с тем, то обстоятельство, что в непосредственной близости от жилого дома истца не оборудована площадка накопления твердых коммунальных отходов, расположенная на расстоянии не более чем 100 м от дома истца, не является основанием для удовлетворения иска.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к органам местного самоуправления различного уровня.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от <...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от <...> № <...> «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Исилькульского муниципального района, включая территорию д. <...>, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Материалами дела подтверждается, что истец [СКРЫТО] И.Н. по вопросу нарушения законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами обращалась в Исилькульскую межрайонную прокуратуру Омской области, Прокуратуру Омской области. В ответах на данные обращения, перенаправленные для разрешения по существу в Минприроды Омской области и Государственную жилищную инспекцию Омской области, истцу было сообщено, что региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора не входит создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В случае недостаточного количества оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, возникновения неудобств, связанных с обустройством мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, истцу было рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления для обустройства таких площадок (л.д. 11-13, 14-15).

Дополнительно Минприроды Омской области в ответе на обращение истца от <...>№ <...> сообщило, что на земельном участке по адресу: <...>, на расстоянии 255 метров на северо-восток от земельного участка с кадастровым номером № <...> (принадлежащем истцу), была установлена емкость (кузов от автомобиля) для твердых коммунальных отходов (л.д. 14).

Таким образом, истец, полагая, что расположенное вблизи ее жилого дома место (площадка) накопления отходов организовано ненадлежащим образом, имеет право обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о создании площадки накопления твердых коммунальных отходов, с приложением схемы предполагаемого места размещения площадки.

После завершения процедуры создания площадки накопления твердых коммунальных отходов, внесенной в реестр, региональный оператор будет обязан осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов с указанной площадки.

С учетом приведенного выше правового регулирования судебная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы о невозможности использования площадки накопления отходов, размещенной на значительном удалении от ее жилого дома, в том числе ввиду отсутствия надлежащих подъездных путей.

При этом ненадлежащее оборудование и содержание органами местного самоуправления мест (площадок) накопления отходов не является основанием для освобождения потребителей от обязанности по оплате оказанной услуги.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оборудование контейнерной площадки является обязанностью регионального оператора, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании и применении норм права, регулирующих отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Ссылки истца на то, что вблизи ее жилого дома находится несанкционированная свалка бытовых отходов, которая не ликвидируется региональным оператором, о наличии оснований к отмене постановленного решения не свидетельствуют.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу положений ст. 13 Федерального закона от <...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно п. 13 Правил обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Из пункта 18 Правил обращения с ТКО следует, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от <...> № <...>-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

С учетом приведенного правового регулирования судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что первоначальная обязанность по устранению загрязнения земельного участка возложена напрямую на собственника земельного участка.

При таких обстоятельствах, доводы истца о бездействии регионального оператора по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на земельном участке, собственником которого ООО «Магнит» не является, не могут быть положены в основу выводов суда об удовлетворении исковых требований.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с информацией Минприроды Омской области, изложенной в письме от <...>№ <...>, несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по <...>, на расстоянии 255 метров на северо-восток от земельного участка с кадастровым номером № <...>, было ликвидировано. Также Минприроды Омской области была направлена информация в ООО «Магнит» для проведения мероприятий по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке по адресу: <...>, на расстоянии 198 метров на восток от земельного участка с кадастровым номером № <...> (л.д. 14).

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, распределил между сторонами бремя доказывания, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу, повторяют изложенную истцом позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Исилькульского городского суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Омский областной суд (Омская область) на 10.08.2021:
Дело № 33-4803/2021, апелляция
  • Дата решения: 05.10.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беспятова Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4804/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Магденко Ирина Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4805/2021, апелляция
  • Дата решения: 02.09.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лисовский Виктор Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4810/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сковрон Наталья Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4811/2021, апелляция
  • Дата решения: 25.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ленёва Юлия Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4786/2021, апелляция
  • Дата решения: 30.09.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Павлова Екатерина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4785/2021, апелляция
  • Дата решения: 06.09.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осадчая Евгения Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4749/2021, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дзюбенко Александра Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4750/2021, апелляция
  • Дата решения: 02.09.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чернышева Ирина Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4765/2021, апелляция
  • Дата решения: 02.09.2021
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лисовский Виктор Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-575/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2021
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-567/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-568/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-572/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-573/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-566/2021, апелляция
  • Дата решения: 12.08.2021
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старостина Галина Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-576/2021, апелляция
  • Дата решения: 11.08.2021
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старостина Галина Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-570/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старостина Галина Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-569/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2021
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-571/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Филимонов Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-2579/2021, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бондаренко Александр Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-2559/2021, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Квят Елена Вадимовна
  • Судебное решение: НЕТ