Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 17.06.2014 |
Дата решения | 09.07.2014 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4f9a15cb-052f-3640-b9cd-a107b62692dc |
Председательствующий: Попова Э.Н. Дело № 33-4169/2014
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.
судей областного суда: Зубовой Е.А., Будылка А.В.
при секретаре Квасовой Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании 09 июля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Ушаковой Е.Н. на решение Центрального районного суда города Омска от <...>, которым постановлено:
«Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить [СКРЫТО] Ж. В., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п».
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
[СКРЫТО] Ж.В., <...> года рождения, обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование указала, что ее отец [СКРЫТО] В.В. <...> умер, а мать решением Крутинского районного суда Омской области от <...> лишена родительских прав. В соответствии с постановлением Администрации Крутинского района Омской области от <...> истец была определена в детский дом. С <...> по <...> воспитывалась в КОУ Омской области «<...>», находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации города Омска от <...> она была принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, собственного жилья истец не имеет. Просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, площадью не менее 33 кв. м.
Представитель истца Носовская О.Ю. заявленные требования поддержала, просила обязать ответчиков предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. иск не признала, пояснив, что Министерством образования жилищные права истца нарушены не были, она включена в список детей-сирот на обеспечение жилым помещением.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Кох А.А. исковые требования не признал по аналогичным основаниям, указав, что истец получит жилье согласно установленному Порядку предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Дело рассмотрено в отсутствие истца [СКРЫТО] Ж.В., представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, представившего письменный отзыв, в котором отмечено, что из иска непонятно, какие именно действия данное Министерство должно совершить в отношении истца.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Ушакова Е.Н. просит решение Центрального районного суда города Омска отменить, в удовлетворении требований отказать. Указывает, что Министерством образования были проведены действия, предусмотренные Порядком, истец включена в список, заявки в Министерство имущества и Министерство строительства были направлены. В связи с чем истцом не доказан факт нарушения Министерством образования ее права на предоставление жилого помещения, а также не подтвержден факт наличия бездействия по принятию мер, направленных на создание ей возможности реализовать данное право. Полагает, что Министерством образования проведены все необходимые меры по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2013 и 2014 году. Кроме того отмечает, что резолютивная часть решения должна содержать конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести, что не указано судом первой инстанции. Считает, что вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных детей-сирот, которые были поставлены на учет ранее истца, а также нарушает принцип равенства всех перед законом и судом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (<...>).
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Носовскую О.Ю., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приведенный закон вступил в силу с 01.01.2013 года.
Действие положений статьи 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, матерью [СКРЫТО] Ж.В., <...> года рождения, является [СКРЫТО] В.Г., отцом – [СКРЫТО] В.В.
Отец истца умер <...> года, мать – решением Крутинского районного народного суда Омской области от <...> лишена родительских прав, а истец передана органам опеки и попечительства.
Согласно постановлению Главы Администрации Крутинского района Омской области № <...> от <...> [СКРЫТО] Ж.В. определена в дом ребенка, жилой площади не имеет.
Постановлением Администрации города Омска № <...> от <...> [СКРЫТО] Ж.В. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
По сведениям Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области [СКРЫТО] Ж.В. в числе собственников объектов недвижимого имущества на территории Омской области не значится.
Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени [СКРЫТО] Ж.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма, не получено, также не оспаривалось ее право стоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и факт нахождения истца в таком списке.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет осталась без попечения обоих родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и на момент вынесения решения жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем правильно пришел к выводу о том, что [СКРЫТО] Ж.В. имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 5 названного Федерального закона предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п (в редакции Постановления Правительства Омской области от 07.08.2013 года № 182-п) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно пункту 2 указанного Порядка (в редакции Постановления № 284-п, действовавшей на момент рассмотрения спорных правоотношений) уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с Порядком являлись Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Согласно данному Постановлению приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на указанные органы, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерством образования были выполнены все действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам, не свидетельствует о том, что права истца не были нарушены. Целью указанного Порядка является обеспечение жилыми помещениями категории лиц «дети-сироты» по достижении возраста 18 лет. На учете нуждающихся в получении жилого помещения по льготным основаниям истец состоит с <...> года, на момент рассмотрения настоящего дела судебной коллегией истцу жилое помещение предоставлено не было.
Довод автора жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления. В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с Порядком № 284-п. В указанном Порядке подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения истца жильем, отсутствует.
Ссылка подателя жалобы на то, что предоставление жилья возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Указание в жалобе на длящийся характер предоставления жилого помещения не является основанием для нарушения права истца на жилищное обеспечение в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.
Ссылка в жалобе на нарушение оспариваемым решением прав третьих лиц судебная коллегия полагает безосновательным, поскольку Порядок предусматривает обязанность предоставления сведений о ребенке-сироте вне зависимости от даты рождения при условии наличия вступившего в законную силу судебного постановления об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, решение суда не содержит выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: