Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 16.06.2022 |
Дата решения | 06.07.2022 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Дьяков Алексей Николаевич |
Результат | определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | 6d81bd65-d986-366f-ae79-e68ad12d3d38 |
Председательствующий: Крутикова АА Дело № 33-4014/2022 9-609/2022
55RS0001-01-2022-004141-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Омск 6 июля 2022 года
Омский областной суд в составе председательствующего судьи Дьякова АН,
при секретаре Шваб ЭД,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Васиной НН,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №9-609/2022 по иску [СКРЫТО] А. С. к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
по частной жалобе [СКРЫТО] А. С. в лице представителя Шевченко СА на определение судьи Кировского районного суда города Омска от 13 мая 2022 года,
установил:
[СКРЫТО] А. С. (далее по тексту [СКРЫТО] АС) обратился с административным иском к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Просил признать незаконным бездействие Департамента жилобеспечения и управления жилищным фондом Минобороны РФ, выразившееся в не включении сведений о [СКРЫТО] АС от 17.04.2020г. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Минобороны РФ. Обязать Департамент жилобеспечения и управления жилищным фондом Минобороны РФ устранить допущенные нарушения прав [СКРЫТО] АС, включить сведения о [СКРЫТО] АС от 17.04.2020г. в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Минобороны РФ.
Судьей районного суда постановлено определение:
«Возвратить [СКРЫТО] А. С. исковое заявление к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, со всеми приложенными документами. Разъяснить истцу, что он вправе обратиться с указанным исковым заявлением в суд по месту нахождения ответчика».
В частной жалобе [СКРЫТО] АС в лице представителя Шевченко СА просит об отмене определения судьи районного суда как незаконного, указывая на неправильное определение им обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судьей норм процессуального права. Судом необоснованно сделан вывод о наличии спора о праве. Судьей районного суда оставлено без внимания, что решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ [СКРЫТО] АС поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях. В исковом заявлении [СКРЫТО] АС ссылается на создание ответчиком своим бездействием препятствий к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело назначено к рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле, сведения о времени и месте судебного разбирательства размещены на сайте суда.
Вместе с тем, информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы [СКРЫТО] АС в лице представителя Шевченко СА размещена на официальном сайте Омского областного суда (раздел «Судебное делопроизводство», подраздел «Гражданское судопроизводство (кассация (апелляция)»). Информация содержит контактный номер телефона для получения соответствующих сведений.
Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что, возвращая [СКРЫТО] АС административное исковое заявление к Департаменту жилобеспечения и управления жилищным фондом Минобороны РФ о включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, со всеми приложенными к нему документами, суд расценил административное исковое заявление [СКРЫТО] АС как исковое заявление, поданное в порядке ГПК РФ. При этом истцом указан адрес ответчика Департамента жилобеспечения и управления жилищным фондом Минобороны РФ: <...>, что не относится к территориальной подсудности Кировского районного суда г. Омска.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласиться не может по следующим основаниям.
Из текста административного искового заявления следует, что в период прохождения военной службы по контракту в Минобороны РФ заявитель был принят жилищным органом в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, составом семьи из пяти человек, с датой принятия на учет 17.04.2020г., учетная категория: внеочередник по избранному месту жительства - г. Омск.
Вместе с тем, в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Минобороны РФ, сведения об истце отсутствуют, что и явилось основанием для подачи административного иска.
В силу статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Частью 4 статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, в том числе дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда (абзац шестой пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36).
Поскольку удовлетворение иска может повлечь за собой возникновение и изменение соответствующих жилищных прав истца и членов его семьи, связанных со статусом членов семьи военнослужащего, споры о признании таких актов недействительными не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ.
В настоящем же деле спор о праве отсутствует. Суду представлено решение №14/30 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания от 5.06.2020 г. (дата принятия на учет 17.04.2020 г.).
[СКРЫТО] АС указывалось, что в функции административного ответчика входит организация ведения реестра учета нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению заявителя, бездействие Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ заключается в не включении его в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, заявителю созданы препятствия к осуществлению им права на жилище.
Согласно положениям статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Настоящее административного исковое заявление подано в суд по месту жительства истца, то есть в соответствии с правилами подсудности.
При изложенном, правовых оснований для возврата административного искового заявления [СКРЫТО] АС у суда первой инстанции не имелось, доводы частной жалобы суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимания.
С учетом приведенного, постановленное судьей районного суда определение о возвращении административного искового заявления подлежит отмене, а исковой материал - направлению в тот же районный суд для принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Кировского районного суда города Омска от 13 мая 2022 года отменить, удовлетворить частную жалобу [СКРЫТО] А. С. в лице представителя Шевченко СА.
Административный исковой материал № 9-609/2022 направить в Кировский районный суд города Омска для принятия его к производству.
Судья
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июля 2022 года.