Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 24.03.2020 |
Дата решения | 16.06.2020 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Магденко Ирина Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 29d84e98-a401-38a4-8724-fc92e127a164 |
Председательствующий: Фарафонова Е.Н. № 33-2415/2020
55RS0006-01-2019-005420-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск <...>
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Магденко И.Ю., Крицкой О.В.,
при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2020
по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] Т. А.
на решение Советского районного суда г. Омска от 31 января 2020 года
по иску [СКРЫТО] Т. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Т.А. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска (далее – УПФР в Советском АО г. Омска), в обоснование которого указала, что решением органа пенсионного обеспечения от 25 октября 2019 года ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ периоды работы в ПАО «Омский каучук» с 01 января 1992 года по 17 ноября 1996 года в качестве ученика контролера по каучукам, с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2018 года в должности контролера по каучукам в отделе технического контроля.
Просила обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с даты обращения к ответчику.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Т.А. и ее представитель Иванова Ж.Н., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Кочетова Т.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, поскольку полная занятость истца на работах в особых условиях работодателем в сведениях персонифицированного учета не подтверждена.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] Т.А. просит отменить постановленное решение, полагая его незаконным и необоснованным. Не соглашается с выводом суда о том, что ею не представлены доказательства, подтверждающие факт выполнения в спорный период работы с тяжелвыми условиями труда в течение полного рабочего дня в ПАО «Омский каучук», указывает, что ей были представлены все необходимые документы: хронометраж рабочего дня, справка работодателя о том, что функции контролера по каучукам с 1992 года по настоящее время не изменились. Вместе с тем, указанным документам судом не было дано соответствующей оценки. Полагает, что согласно технологическим журналам, должностным инструкциям работа контролера по каучукам предполагает постоянное нахождение в цехе Е-2 (вредный цех), в соответствии со штатными расписаниями, табелями учета рабочего времени, зарплатными ведомостями она работала полный день, начисление заработной платы производилось исходя из оклада при полном рабочем дне, сведения о переводе на другую работу либо на неполный рабочий день не имеется.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Иванова Ж.Н. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель ответчика Вставская В.Г. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда).
Из материалов дела следует, что 4 октября 2019 года [СКРЫТО] Т.А. обратилась в УПФР в Советском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением УПФР в Советском АО г. Омска 25 октября 2019 года № 688972/19 ей отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком в стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включены периоды работы истца в отделе технического контроля ПАО «Омский каучук» с 01 января 1992 года по 17 ноября 1996 года в качестве ученика контролера по каучукам, с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2018 года в должности контролера по каучукам.
При таком подсчете страховой стаж истца составил 27 лет 2 месяца 10 дней, стаж на соответствующих видах работ 2 года 2 месяца, величина индивидуального пенсионного коэффициента 63,008.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, [СКРЫТО] Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами в связи с нижеследующим.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
Как следует из материалов пенсионного дела, [СКРЫТО] Т.А. 11 декабря 2017 года уже обращалась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, в удовлетворении которого решением УПФР в Советском АО г. Омска от 29 декабря 2017 года ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Полагая, что органом пенсионного обеспечения незаконно исключены при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ периоды работы на Омском заводе синтетического каучука (ПАО «Омский каучук») с 31 октября 1989 года по 17 ноября 1996 года, с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2012 года в должности ученика контролера по каучукам, контролёра по каучукам в отделе технического контроля, [СКРЫТО] Т.А. обратилась в Советский районный суд г. Омска с иском о включении названных периодов в стаж на соответствующих видах работ, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Советского районного суда г. Омска от 10 декабря 2018 года по делу № 2-3623/2018 заявленные требования были удовлетворены: спорные периоды зачтены в стаж на соответствующих видах работ, на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность назначить [СКРЫТО] Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с 08 января 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 марта 2019 года указанное решение изменено, исковые требования удовлетворены частично: истцу в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, зачтен период работы с 31 октября 1989 года по 30 ноября 1989 года в должности ученика контролера по каучукам, с 01 декабря 1989 года по 01 января 1992 года в должности контролера по каучукам в ОТК на Омском заводе синтетического каучука им. 60-летия Союза ССР; в удовлетворении остальной части исковых требований [СКРЫТО] Т.А. отказано.
При изложенных обстоятельствах, спор между этими же сторонами относительно включении в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с 01 января 1992 года по 17 ноября 1996 года, с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2012 года в качестве ученика контролера по каучукам, контролера по каучукам в отделе технического контроля ПАО «Омский каучук», был ранее уже рассмотрен судом и вступившим в законную силу судебным актом установлено отсутствие оснований для их удовлетворения.
Тот факт, что при новом обращении в орган пенсионного обеспечения истцу вновь отказано в назначении пенсии и вышеприведенные периоды не учтены в страховом стаже не является основанием для их повторной правовой оценке.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 марта 2019 года и содержащиеся в нем выводы об отказе в удовлетворении иска в данной части, имеют преюдициальное значение для настоящего спора и пересмотру не подлежат: периоды работы истца с 01 января 1992 года по 17 ноября 1996 года, с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2012 года не дают право на назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Относительно периода работы истца с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года в должности контролера по каучукам в отделе технического контроля ПАО «Омский каучук» судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Как было указано ранее, правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (применительно к работе, имевшей место в спорный период).
Разделом Х «Химическое производство» подраздела «А» названного Списка право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники ОТК, работающие в производствах латексов и синтетических каучуков, перечисленных в разделе VIII Списка № <...> от 1991 года, за исключением занятых выполнением графического анализа (позиция 2110А030-1754б)
Пунктом 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 было предусмотрено, что применение нового Списка № 2 возможно только с учетом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодателем должен быть определен перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение работников.
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
При этом вышеизложенные Разъяснения подлежат применению к периодам работы, имевшим место после 1 января 1992 года, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, периоды работы после 1 января 1992 года требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку № 2 1991 года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени, и в данной части обязанность представить соответствующие доказательства лежит на истце.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из трудовой книжки истца следует, с 28 ноября 2001 года [СКРЫТО] Т.А. действительно осуществляет трудовую деятельность контролером по каучукам 4 разряда в отделе технического контроля ОАО «Омский каучук» (в настоящее время ПАО «Омский каучук»), где работает по настоящее время.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истца, она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 23 декабря 1999 года.
Учитывая, что спорный период работы истца с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года имел место после ее регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то он должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный период трудовой деятельности в особых условиях труда страхователем не подтвержден, основание (код) льготы не проставлен.
Более того, в силу пункта 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
ПАО «Омский каучук» страховые взносы по дополнительным тарифам за спорный период за истца не начислялись и не уплачивались.
Справка, подтверждающая особый характер работы истца в спорный период в качестве контролера по каучукам отдела технического контроля, ПАО «Омский каучук» выдана не была со ссылкой на то, что документально подтвердить занятость [СКРЫТО] Т.А. в течении полного рабочего времени не представляется возможным в связи с уничтожением документов по истечении срока хранения, установленного Номенклатурой дел.
В ходе рассмотрения дела справка, подтверждающая особый характер работы истца, [СКРЫТО] Т.А. также не представлена.
Положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (пункт 8 статьи 35 Закона о страховых пенсиях).
Из имеющейся в деле карте аттестации рабочих мест № 366-07 (2008 год) следует, что контролерам по каучукам отдела технического контроля ОАО «Омский каучук» установлен 2 (допустимый) класс условий труда (строка 061), что также следует из протокола № 366 оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса от 15 апреля 2008 года; по результатам указанной аттестации право на льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Более того, по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2015 году контролерам по каучукам отдела технического контроля ПАО «Омский каучук» также установлен 2 (допустимый) класс условий труда, право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует (строки 030, 040 карты № 7-44 от 14 сентября 2015 года).
С результатами специальной оценки условий труда истец ознакомлена, их не оспаривала.
Таким образом, работодатель занятость истца на работах в особых условиях в течение полного рабочего дня не подтверждает.
Во исполнение определения суда от 30 декабря 2019 года по настоящему делу проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте [СКРЫТО] Т.А. в должности контролера по каучукам в отделе технического контроля ПАО «Омский каучук».
Согласно экспертному заключению от 27 января 2020 года государственной экспертизы условий труда, проведенной в ходе рассмотрения дела Министерством труда и социального развития Омской области, работа, выполнявшаяся [СКРЫТО] Т.А. в период с 01 января 1992 года по 17 ноября 1996 года и с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2018 года являлась работой с вредными условиями труда предусмотренной пунктом 3 позицией 2110А030-17546 подраздела "А" раздела X "Химическое производство" Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Между тем, указанное заключение экспертизы условий труда применительно к рассматриваемому периоду работы, начиная с 1 января 2013 года, во внимание быть принято не может, поскольку противоречит результатам аттестации рабочего места по условиям труда и специальной оценки условий труда.
По этой же причине не может быть принята во внимание ссылка истца в апелляционной жалобе на составленный начальником ОТиЗ ОАО «Омский каучук», расчет трудозатрат на проведение анализов в лаборатории по контролю за производством латексов отдела технического контроля ПАО «Омский каучук» за 2018 год, согласно которым работники тратят на маршрут более 65 процентов рабочего времени, на отбор проб 28 % рабочего времени; трудозатраты на производство анализов, не связанных с вредными продуктами производства, составляет 4,33 %, на производство анализов, связанных с вредными продуктами производства, - 95,67 %.
Сам по себе факт отнесения должности истца, занимаемой ей в оспариваемый период, имевший место после регистрации [СКРЫТО] Т.А. в системе обязательного пенсионного страхования, к работам по Списку N 2 1991 года при отсутствии подтверждения такового сведениями индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, а также письменными доказательств, подтверждающими факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, безусловным основанием к удовлетворению исковых требований послужить не может.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета о льготных периодах работы влечет соответствующие правовые последствия для работника при реализации им права на пенсионное обеспечение.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Приведенное Верховным Судом РФ толкование стало отражением правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-п, согласно которому пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Данный вывод сделан Конституционным Судом РФ при рассмотрении ситуаций, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или не были полностью уплачены.
Между тем, указанные положения в рассматриваемом споре применению не подлежат в связи со следующим.
Во-первых, Конституционным Судом РФ проверялись указанные выше положения Федерального закона «О трудовых пенсиях», который в данной части с 1 января 2015 года признан недействующим, тогда как конституционность положений Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующих указанные правоотношения в настоящее время, предметом проверки Конституционного Суда РФ не являлась.
Во-вторых, в рамках настоящего спора имеет место быть ситуация, когда спорный период трудовой деятельности в особых условиях труда страхователем в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден, основание (код) льготы не проставлено, страховые взносы по соответствующим тарифам не начислялись и не уплачивались, следовательно, указанная выше позиция Конституционного Суда РФ и разъяснения Верховного Суда РФ не относятся ни к предмету, ни к основанию заявленного иска.
Не имеет никакого отношения к рассматриваемому спору и правовая позиция, изложенная Конституционным Суда РФ в постановлении от 3 июня 2004 года № 11-п, которую истец приводит в своей апелляционной жалобе.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, который направлен в первую очередь на достижения возможности за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования и исключения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета.
Данное реформирование пенсионной системы продолжает введенную законодателем в 2002 году концепцию страховой природы пенсионного обеспечения, когда одним из условий для получения пенсии является наличие не просто трудового, а страхового стажа - суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статье 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Начиная с 1 января 2013 года, на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; защищать свои права, в том числе в судебном порядке (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
В абзаце 3 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, по смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета, за исполнением которой в целях реализации своего права на пенсионное обеспечение должно следить именно застрахованное лицо.
При этом необходимо учесть, что в рассматриваемом случае работодатель исполнил свою обязанность по предоставлению сведений на своего работника, однако достоверность этих сведений относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнута.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, а доводы жалобы истца несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Омска от 31 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи