Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 24.03.2020 |
Дата решения | 15.06.2020 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Беспятова Наталья Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 571383dc-ef6a-351e-9226-88381fda341a |
Председательствующий: Шестакова О.Н. Дело № <...>
2-41/2020
55RS0№ <...>-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Беспятовой Н.Н., Магденко И.Ю.,
при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске 15 июня 2020 года
дело по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] Е.В. на решение Калачинского городского суда Омской области от <...>, которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] Е. В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <...> Омской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <...> Омской области (межрайонное) включить в специальный стаж [СКРЫТО] Е. В., дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с <...> по <...>,
- с <...> по <...>,
- с <...> по <...>,
- с <...> по <...>,
- с <...> по <...>.
В удовлетворении остальных требований [СКРЫТО] Е. В. отказать».
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <...> Омской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ – УПФ РФ в <...> Омской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии.
В обоснование требований указала, что с <...> и по настоящее время осуществляет медицинскую деятельность, в данный момент работает в <...>» <...> педиатрического отделения стационара. За время работы по заданию работодателя проходила курсы повышения квалификации по специальности «сестринское дело» и «педиатрия». <...> ее специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составил 30 лет, в связи с чем она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком в назначении пенсии было отказано.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в установлении пенсии, обязать ГУ – УПФ РФ в <...> Омской области (межрайонное) включить в ее специальный стаж периоды:
- работы с <...> по <...> в должности <...> медпункта <...>
- нахождения на курсах повышения квалификации с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено <...>
В судебном заседании [СКРЫТО] Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в <...> Омской области (межрайонное) Гитал В.Р. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что периоды работы истца в должности <...> медпункта <...> не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данная организация не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, и не представлены доказательства того, что медпункт является структурным подразделением комбината. Периоды прохождения курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, поскольку в эти периоды лечебная деятельность не осуществлялась. Считает, что на дату обращения в пенсионный орган специальный стаж истца составил <...> дня. Кроме того, в периоды с <...> по <...>, с <...> по <...> по данным индивидуального учета истец работала в обычных условиях труда.
Представитель третьего лица АО «Омский бекон» Малиновская Л.И. согласилась с исковыми требованиями. Пояснила, что штатное расписание за спорные периоды в организации не сохранилось. Пояснила, что медицинский <...> обслуживавший <...> правопреемником которого в настоящее время является <...> являлся структурным подразделением предприятия. Указала, что на мясокомбинате всегда действовал медпункт, поскольку производство является опасным.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.В. просит решение суда отменить в части не включения в специальный стаж периодов работы в должности <...> медпункта <...> с <...> по <...>, обязать пенсионный орган назначить пенсию с <...>. Отмечает, что медицинский <...> осуществлял деятельность по охране здоровья населения, он был организован для оказания медицинской помощи и проведения плановых осмотров.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения [СКРЫТО] Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях на апелляционную жалобу.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] Е.В. <...> обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в удовлетворении которого ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ГУ УПФ РФ в <...> Омской области (межрайонное) от <...> об отказе в установлении пенсии стаж истца на дату обращения в пенсионный орган (<...>) составил 29 <...> дня.
В стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды работы, в том числе: с <...> по <...> в должности <...> медпункта <...>; периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от <...> № 400-ФЗ), вступившим в силу с <...>
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации <...> принято постановление № <...> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...> «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от <...> № <...>), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <...> по <...> включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета М. Р. от <...> № <...> «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от <...> № <...>), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <...> по <...> включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от <...> № <...> «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <...>
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно данным трудовой книжки истца <...> [СКРЫТО] Е.В. принята фельдшером медпункта в <...> <...> уволена по собственному желанию, <...> принята в <...>ную больницу на должность <...>, <...> присвоена 2 кв. категория «Сестринское дело», <...> присвоена 1 кв. категория по специальности «Сестринское дело в педиатрии», с <...> по <...> находилась на курсах повышения квалификации, <...> <...> больница переименована в МУ «Калачинская ЦРБ», <...> детское отделение переименовано в педиатрическое отделение стационара, с <...> по <...> находилась на курсах усовершенствования, <...> <...>» переименовано в <...>, <...> подтверждение высшей квалификационной категории «<...> <...> переведена <...> педиатрического отделения стационара, <...> подтверждение высшей квалификационной категории «Сестринское дело в педиатрии», с <...> по <...> нахождение на курсах повышения квалификации. Согласно записи от <...> продолжает работать по настоящее время.
Аналогичные сведения содержатся в справках <...>» от <...> № <...>; <...>» от <...> № <...> и от <...> № <...>.
Факт прохождения курсов повышения квалификации также подтверждается содержащимися в материалах дела свидетельствами и удостоверениями (л.д.22-27), выпиской из приказов (л.д.31).
Удовлетворяя требования в части включения [СКРЫТО] Е.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, районный суд исходил из положений «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», учел, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей, указанные периоды имели место во время осуществления истцом работы, предусмотренной Списками, на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, за ним сохранялось место работы и средний заработок.
В данной части решение суда не обжалуется и не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
Разрешая заявленные истцом [СКРЫТО] Е.В. исковые требования в части включения в специальный стаж периода ее работы фельдшером с <...> по <...> в <...>», районный суд правильно отметил, что указанная ответчиком норма пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> № <...>, в данном случае неприменима со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении от <...> № <...>-КГ17-25.
В пункте 6 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: - в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.
[СКРЫТО] Е.В. же осуществляла трудовую деятельность в медпункте, не являющимся структурным подразделением таких организаций.
Проанализировав действовавшее в спорный период (с <...> по <...>) законодательство, районный суд верно не усмотрел иных оснований, позволяющих включить период работы истца в должности фельдшера медпункта на Калачинском мясокомбинате.
Так, действовавшим в спорный период постановлением Совета М. С. № <...> от <...> «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения») предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, работы в должности фельдшера в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие).
Как правильно отмечено судом, мясокомбинаты не были отнесены к учреждениям здравоохранения как ранее действовавшими Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета М. С. от <...> № <...>, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения С. от <...> № <...>, Списками профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Совета М. Р. от <...> № <...>, так и действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <...>. № <...>.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета М. С. от <...> № <...>, мясокомбинат не относился к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям.
Пунктом п. 1 раздела II Перечня «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе медицинские пункты.
Доказательств того, что медицинский пункт мясокомбината действовал по типу медицинского пункта как самостоятельно выделенное амбулаторно-поликлиническое учреждение, в деле не имеется.
Районный суд установил, что данный медицинский пункт в состав какого-либо учреждения здравоохранения не входил. Согласно ответу <...>» от <...>, медицинский пункт, расположенный в мясокомбинате «Калачинский» <...> области структурным подразделением <...>» не являлся (л.д. 52).
Данных о том, что истица работая в должности <...> <...>, входила в штатный состав центральной районной больницы, районной больницы, участковой больницы, амбулатории или фельдшерско-акушерского пункта, а также о том, что медицинский пункт мясокомбината «<...> относился к <...> или иному учреждению здравоохранения, районный суд не выявил. В то же время судом было установлено, что истица состояла в штате мясокомбината, где получала заработную плату.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> № <...> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
«Калачинский мясокомбинат» в спорные периоды имел организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа.
Исходя из того, что медпункт мясокомбината не отнесен к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] Е.В. периода работы в должности фельдшера <...>» с <...> по <...> являются соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права.
При таком положении, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, отказавшего истцу [СКРЫТО] Е.В. в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы истца с <...> по <...> в должности <...> медпункта <...>».
С учетом включенных судом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <...> по <...> (27 дн.), с <...> по <...> (01 мес. 01дн.), с <...> по <...> (01 мес. 14 дн.), с <...> по <...> (20 дн.), с <...> по <...> (27 дн.), по состоянию на дату подачи истцом заявления в орган Пенсионного фонда (<...>) специальный стаж истца на соответствующих видах работ составил <...> день (<...>.), при требуемом стаже 30 лет.
Следовательно, как правильно указал районный суд, к моменту обращения истца в пенсионный орган (<...>) право у [СКРЫТО] Е.В. на назначение пенсии не возникло.
При этом, ошибка суда первой инстанции в расчетах итогового специального стажа истца по состоянию на <...>, определенная как <...> дня, на правильность решения суда не повлияла.
В данной связи, у судебной коллегии также отсутствуют основания для апелляционного вмешательства в решение суда в части отказа в иске об обязании ответчика назначить пенсию с <...>.
Таким образом, с учетом включения названных выше периодов курсов прохождения повышения квалификации в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, судебная коллегия определяет, что на день обращения [СКРЫТО] Е.В. в УПФР в <...> Омской области <...>, стаж [СКРЫТО] Е.В. на соответствующих видах работ составил 29 лет 10 месяцев 01 день.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 указанной статьи закона).
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Как следует из части 1.1 статьи 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
При возникновении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 указанного закона в 2019 году такая пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложения 7).
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от <...> № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с <...> по <...> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <...>, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
По смыслу приведенных выше положений пенсионного законодательства назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, при этом когда гражданину было отказано во включении в стаж соответствующих видах работ тех или иных периодов, но впоследствии решением суда такое право гражданина восстановлено, в таком случае вступившее в законную силу решение не является документом, подтверждающим какие-либо отдельные периоды работы лица, а является судебным актом (обязательным к исполнению всеми лицами на всей территории Российской Федерации), которым суд в установленном законом порядке признал незаконность первоначальных действий органа пенсионного обеспечения по не включению в стаж истца на соответствующих видах работ спорных периодов.
В этом случае у истца изначально в силу действующего законодательства имеется право на включение названных периодов в стаж на соответствующих видах работ. Данное право является неотъемлемым и принадлежит истцу вне зависимости от факта его признания (не признания) органами пенсионного обеспечения и не связано с моментом вступления в законную силу соответствующего решения суда.
При таком положении, при условии продолжения осуществления деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, и приобретения необходимого стажа на соответствующих видах работ (30 лет) в 2019 году, у истца возникает право на назначение пенсии по истечении шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от <...> № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
В силу разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № <...> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <...> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, датой регистрации [СКРЫТО] Е.В. в системе обязательного пенсионного страхования является <...> В материалах пенсионного дела имеется выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на <...>.
Поскольку сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица [СКРЫТО] Е.В. после даты <...> не являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, у судебной коллегии отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по назначению пенсии.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем решение не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калачинского городского суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи