Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 24.03.2020 |
Дата решения | 16.06.2020 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Крицкая Ольга Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5847f2ac-19dd-3d41-acf2-30ed6ff7fff8 |
Ну и лаПредседательствующий: Крупкина Е.П. Дело № 33-2410/2020
2-45/2020
55RS0001-01-2019-007558-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 16 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Крицкой О.В., Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Мельниковой М.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] О.К. на решение Кировского районного суда г. Омска от 30 января 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] О.К. к ГУ- УПФР в Кировском АО г. Омска о признании незаконным отказа ГУ- УПФР в Кировском АО г. Омска о перерасчете размера пенсии, включении в страховой стаж службы с октября 1995 по декабрь 2010 г. в Семипалатинском юридическом колледже МВД Республики Казахстан, обязании произвести перерасчет размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей отказать».
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] О.К. обратился к ГУ УПФР в Кировском АО г. Омска с иском о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете размера пенсии.
В обоснование требований указал, что с 23.03.2018 он является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии на день обращения с настоящим заявлением в суд составил 8 980 рублей. Обратившись к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии и включении в стаж периода службы в органах внутренних дел России и Республики Казахстан с 01.10.1978 по 30.12.2010, получил отказ, который считает незаконным, так как размер пенсии рассчитан неверно и является чрезмерно заниженным.
Просил признать отказ ответчика в перерасчете пенсии незаконным и необоснованным, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил включить в страховой стаж период службы в <...> юридическом колледже МВД Республики Казахстан с октября 1995 г. по декабрь 2010 г.
В судебном заседании [СКРЫТО] О.К. уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что официального отказа ответчика в перерасчете размера пенсии не имеется. Согласно законодательству Республики Казахстан, при наличии выслуги лет военнослужащих, которая на 01.01.1998 составляет 10 и более лет, пенсионные отчисления в накопительный пенсионный фонд не производятся. На основании Кодекса Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах в бюджет», ст. 144-6 все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы подоходным налогом не облагаются. Срок его службы в льготном исчислении составляет более 41 года, пенсию по линии МВД не получает, является ветераном, заслуженным работником МВД Республики Казахстан. Просил удовлетворить уточенные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Ивахненко Е.А. возражала против включения в трудовой стаж периода службы в <...> юридическом колледже МВД с 1995 года по 2010 год, поскольку Соглашением «О гарантии прав граждан государств, участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г. не предусмотрен учет службы в страховой стаж. Соглашением о гарантиях в области пенсионного обеспечения сотрудникам МВД, подписанным в 1995 году, учитывается служба в органах внутренних дел. Поскольку период службы протекал не в Российской Федерации, а в Республике Казахстан, данный период пенсионным органом учтен быть не может. В том случае, если истцу была бы назначена пенсия по выслуге лет в МВД в Республике Казахстан, то при убытии гражданина из Республики Казахстан в Российскую Федерацию, данная пенсия по выслуге лет продолжала бы выплачиваться, но не пенсионным фондом, а по той линии, где она была назначена. Возражала также против удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрены такие взыскания, на что указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". Полагала требования необоснованными, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] О.К. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований. Со ссылкой на международные соглашения в области пенсионного обеспечения считает, что период военной службы необоснованно исключен ответчиком из стажа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Апеллянт в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Ивахненко Е.А., полагавшую, что решение является правильным и соответствующим действующим международным и российским правовым нормам, судебная коллегия считает, что жалоба подлежит отклонению.
Как правильно указала суд первой инстанции, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 4 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей".
В соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза СССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
В соответствии с нормами п. 4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в спорный период службы истца под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются согласно подпункту 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Из вышеприведенных норм права следует. что период службы в вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств, а соответственно и приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
Обращение истца связано с назначением и перерасчетом именно страховой пенсии, а не пенсии, предусмотренной указанным выше Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992.
В связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований, заявленных [СКРЫТО] О.К.
Доводы жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального прав, по существу ее доводы являются несогласием с выводами суда первой инстанции, сводятся к иному толкованию законодательства, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Решение суда является законным и обоснованным, основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 30 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] О.К. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>