Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский областной суд (Омская область) |
Дата поступления | 14.03.2019 |
Дата решения | 03.04.2019 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Кудря Татьяна Леонидовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 6a631f5a-728d-3e7a-8b30-a5355a16b601 |
Председательствующий Неделько О.С. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Дзюбенко А.А.,
при секретаре Александровой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) Усько М.П. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«Признать за [СКРЫТО] А. Я. право собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...>:№ <...> общей площадью 500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково.
Установить границы принадлежащего [СКРЫТО] А. Я. земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: город Омск, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково, согласно заключению, выполненному кадастровым инженером Астаховой А. В., в следующих координатах:
№ точки | х | у |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
№ <...> | № <...> | № <...> |
Исключить из земельного участка с кадастровым номером № <...>, принадлежащего Российской Федерации, фактическое местоположение земельного участка установлено по адресу: город Омск, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково, и земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение земельного участка установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, <...>, вышеуказанные координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером № <...> согласно заключению, выполненному кадастровым инженером <...> Аленой Викторовной.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., представителя ТУ Росимущества в Омской области Стельмаченок Э.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области Бухтияровой Е.Я., полагавшей жалобу обоснованной; пояснения представителя истца Кисиной Е.И., представителя СНТ «Осташково» Панченко А.А., выразивших согласие с постановленным решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.Я. обратилась с иском к ТУ Росимушества в Омской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № <...> У. Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее - ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области) о признании права собственности на земельный участок, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ и установлении границ земельного участка.
В обоснование указала, что ей с <...> на основании свидетельства о праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <...>, общей площадью 450 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, микрорайон Осташково.
В связи с тем, что границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, обратилась к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ, описания работ границ на местности и подготовки соответствующего межевого плана земельного участка.
В ходе проведения кадастровых работ были проведены замеры и вычисление характерных узловых и поворотных точек фактического местоположения земельного участка, в результате чего, площадь земельного участка составила № <...> кв.м. При выполнении межевании земельного участка установлено пересечение (наложение) границ земельного участка истца с границами земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадь наложения составила № <...> кв.м, а также с границами земельного участка с кадастровым номером № <...> с площадью наложения № <...> кв.м. Согласно выводам кадастрового инженера, границы земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> внесены в ЕГРН неверно, местоположение было определено без установления фактического местоположения границ земельных участков.
С учетом уточнений исковых требований, просила признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> общей площадью 604 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково; установить границы принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...>, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково, согласно заключению, выполненному кадастровым инженером <...> А.В.:
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> | |
№ <...> | № <...> | № <...> |
исключить из земельного участка с кадастровым номером № <...>, принадлежащего Российской Федерации, фактическое местоположение земельного участка установлено по адресу: <...>, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково, и земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение земельного участка установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: Омская область, <...>, Октябрьский административный округ, <...>, вышеуказанные координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером № <...> согласно заключению, выполненному кадастровым инженером Астаховой А.В.
В судебном заседании [СКРЫТО] А.Я., представитель истца Кисина Е.И. уточненные требования поддержали, указав, что в случае отсутствия оснований для признания за истцом права собственности на участок заявленной площади, просили признать право собственности на указанный участок с учетом площади № <...> кв.м и установить границы земельного участка с учетом данной площади.
Представитель ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области Бухтиярова Е.Я. возражала относительно удовлетворения исковых требований. Пояснила, что ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области земельный участок с кадастровым номером № <...> (в границы которого входит земельный участок с кадастровым номером № <...>) предоставлен учреждению в бессрочное пользование ранее, чем истцу. Также пояснила, что участок, испрашиваемый истцом, фактически колонией не использовался по назначению для производственных целей.
Представитель третьего лица СНТ «Осташково» Панченко А.А., в судебном заседании полагала требования обоснованными.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области, в судебном заседани не участвовал. Представители У. Р. по Омской области, департамента имущественных отношений Администрации <...>, УФСИН России по Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. руководителя ТУ Росимущество в Омской области Усько М.П. просит решение суда отменить. В обоснование доводов указал, что земельный участок с кадастровым номером № <...> был выделен для нужд ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области из земельного участка, находящегося в федеральной собственности. В настоящее время участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области, при этом материалы дела не содержат сведений относительно принятия решений о выделении спорного земельного участка под ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, при его формировании собственники смежных земельных участков были уведомлены, их права нарушены не были. Суд не принял во внимание доводы ответной стороны о том, что исходный земельный участок с кадастровым номером № <...>, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером № <...>, был предоставлен ТУ Росимущества в Омской области <...>, то есть право собственности земельный участок у Российской Федерации возникло ранее принятия решения о предоставлении истцу земельного участка в 2015 году. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № <...> было зарегистрировано и поставлено на кадастровый учет в соответствии с нормами действующего законодательства в 2008 году. Считает, что земельный участок истца не мог быть выделен из земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для ведения дачного хозяйства без согласия правообладателя и собственника земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще: судебными извещениями, которые получены ими.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены постановленного судом решения не находит.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекс Российской Федерации собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Одной из таких характеристик является описание местоположения границ земельного участка. При этом указанная характеристика одного земельного участка одновременно характеризует другие земельные участки, смежные с ним. С учетом этого законодательство устанавливает соответствующие процедуры определения границ на местности и их согласования. В целом такие процедуры сводятся к предоставлению возможности смежным землевладельцам высказать свое мнение о расположении общей границы земельного участка и проводятся с целью соблюдения их интересов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.) в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно положениям ч. 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В силу ст. 39 названного закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Из материалов дела усматривается, и нашло подтверждение в суде апелляционной инстанции, что [СКРЫТО] А.Я. на основании решения Морозовского сельского Совета № 25 от 17 июля 1992 года для ведения садоводства был предоставлен земельный участок площадью 0, № <...>), расположенный по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково, что подтверждается выданным на основании данного решения свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № <...> от <...> (л.д. 11). При этом, согласно чертежу границ земельного участка, истцу выделен земельный участок площадью № <...>), длиной 25 м, шириной 20 м (л.д. 58-59).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером № <...>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости <...> (л.д. 15).
В связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, по заказу истца кадастровым инженером Астаховой А.В. проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка истца.
При проведении кадастровых работ было выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № <...> по фактическому использованию пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № <...>, № <...> (л.д. 15).
Как следует из заключения кадастрового инженера, на земельном участке с кадастровым номером № <...> расположен объект капитального строительства – садовый дом. Границы земельного участка с кадастровым номером № <...>, существуют на местности более 15 лет и закреплены с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Пересечение границ возникло в результате ошибочного включения в ЕГРН сведений о прохождении границ земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>. Для уточнения верного расположения земельного участка с кадастровым номером № <...> рекомендуется откорректировать границы земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, а именно добавить в государственный кадастр недвижимости сведения о характерных точках н1, н2, н3, н4, н5, н6, 1; установить прохождение границы земельного участка с кадастровым номером № <...> от точки н1 до точки н1 (через точки н1, н2, н3, н4, н5, н6, 1). Таким образом после установления координат характерных точек границ площадь земельного участка с кадастровым номером № <...> составит № <...> кв.м (л.д. 168-172).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № <...> входит в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью № <...> кв.м, находящегося в собственности Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером № <...> относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственной деятельности, размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Местоположение данного земельного участка установлено в 450 метрах северо-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, Октябрьский административный округ, микрорайон Осташково, <...> (л.д. 109-111).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <...>, земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:723 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, на основании Постановления Главы администрации <...> «О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям» № <...>-п от <...> и государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей от <...> (л.д. 177).
Как следует из Постановления Главы администрации <...> «О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям» № <...>-п от <...>, приложения № <...> к нему, У. исполнения наказаний УВД Омской области для производственной деятельности выделены земли совхоза «Красное знамя» площадью 121 Га.
Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей от <...> <...> предоставляется в бессрочное (постоянное) пользование Управлению исполнения наказания УВД Омской области 121 Га земель, указанных в чертеже для производственной деятельности.
Приказом ГУ Управления исполнения наказаний МЮ РФ по Омской области от <...> № <...> указанные земли общей площадью 121 Га распределены между ИК-12 – № <...> и ИК-13 – 22,2 Га.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <...> серии <...>, за Российской Федерацией на основании указанных актов зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью № <...> кв.м, кадастровый № <...>, разрешенное использование: для производственных деятельности, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение город Омск.
На основании распоряжения № <...> от <...> Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером № <...>, а именно: прекращено право постоянного бессрочного пользования Управления исполнения наказания управления внутренних дел Омской области на земельный участок, общей площадью 121 Га для производственной деятельности. Земельный участок площадью № <...> кв.м с кадастровым номером № <...> предоставлен ФГУ ИК-12 УФСИН России по Омской области в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 160).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № <...> передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № <...> образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 121 Га. В государственном кадастре недвижимости учтен <...>.
Вместе с тем при проведении кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 121 га из состава которого был образован земельный участок с кадастровым номером № <...>, была нарушена процедура согласования границ земельного участка при его межевании, что привело к пересечению границ земельного участка истца с границами земельного участка с кадастровым номером № <...>, являющегося частью единого землепользования земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Из пункта 1 статьи 69 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения землеустроительных работ) следует, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных органов, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Пунктом 4 названной статьи было предусмотрено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Согласно пункту 7 названной статьи порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ (редакция от 4 декабря 2006 года) «О землеустройстве», порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 года № <...> утверждено Положение о проведении территориального землеустройства, согласно пунктам 8-10 которого, межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков.
Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за семь дней да начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель (утверждённой Роскомземом 8 апреля 1996 года), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, выданы без установления и закрепления границ на местности.
Согласно пунктам 8.1, 8.2, 8.3 указанной инструкции, собственники, владельцы, и пользователи размежёвываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения (приложение 3.3) вручаются под расписку (приложение 3.4) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Согласно пунктам 9.1, 9.2 Инструкции установлении границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером – землеустроителем – производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (приложение 3.5).
Согласно пункту 10.8 Методических рекомендаций по проведению землеустроительства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года) (редакция от 18 апреля 2003 года), положение границ земельного участка на проектном плане подлежит согласованию с правообладателем этого земельного участка и правообладателями смежных земельных участков. Оповещение вышеуказанных лиц о месте и времени согласования проводится в установленном порядке.
Согласование положения границ земельного участка на проектном плане оформляется актом согласования. Акт подписывается всеми участниками процесса согласования, включая исполнителя работ. Отсутствии на согласовании кого-либо из участников согласования отмечается исполнителем работ в акте (пункт 10.9 Методических рекомендаций).
Согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в случаях определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра; утвержденным проектам территориального землеустройства и землеустроительным делам; строительным нормам и правилам для объектов, размеры земельных участков под которые определяются исключительно по установленным нормам и правилам (опоры линий электропередачи, нефтепроводы, газопроводы и т.п.). В этих случаях в акте согласования делается ссылка на документ (документы), по которому определялось местоположение границ образуемого земельного участка на проектном плане (пункт 10.10 Методических рекомендаций).
Таким образом, при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером № <...>, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером № <...> (в единое землепользование которого входит земельный участок с кадастровым номером № <...>), ответчиком должно было быть обеспечено согласование границ образуемого земельного участка с землепользователями смежных земельных участков.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по омской области № <...>-р от 8 октября 2007 года утверждены проекты территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: <...>, в том числе территориальный проект по формированию земельного участка из состава земель населенных пунктов предназначенного для производственной деятельности, площадью № <...> кв.м, местоположение которого установлен в № <...> метрах северо-западнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <...>, микрорайон Осташково, <...>.
Распоряжением Территориального У. Федерального агентства по У. государственным имуществом по омской области № <...>-р от <...> утверждены проекты территориального землеустройства земельных участков, расположенных по адресу: <...>, в том числе территориальный проект по формированию земельного участка из состава земель населенных пунктов предназначенного для производственной деятельности, площадью № <...> № <...> кв.м, местоположение которого установлен в № <...> метрах северо-западнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <...>, микрорайон Осташково, <...>.
В акте согласования границ земельного участка подписи истца, как правообладателя смежного земельного участка отсутствуют.
Акт подписан только правообладателями образованных земельных участков ФГУ ИК-12 УФСИН России по Омской области – <...>, ФГУ ИК-13 УФСИН России по Омской области – <...> и ТУ Росимущества по Омской области.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что границы земельного участка с кадастровым номером № <...> установлены в соответствии с действующим законодательством, судом отклоняются, поскольку противоречат нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Как отмечалось выше, в землеустроительном деле земельного участка с кадастровом номером № <...>, акт согласования границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что границы земельного участка с кадастровым номером № <...> были установлены в соответствии с действующим законодательством, проверялись судом первой инстанции и правильно по мотивам, подробно изложенным в решении, были отклонены как необоснованные.
Суд обоснованно принял во внимание, что на момент межевания земельного участка с кадастровым номером № <...> и № <...> сведения о земельном участке истца были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, истец осуществляла владение и пользование данным земельным участком.
Из представленных в материалы дела фотографий усматривается, что на земельном участке истцом возведены хозяйственные постройки, садовый дом, земельный участок огорожен по периметру (л.д. 55).
Ответчиками и третьими лицами не оспаривалось, что на момент проведения межевания истец владел спорным земельным участком, земельный участок был огорожен, на нем находились хозяйственные постройки.
Следовательно, ответчики при проведении межевания могли предпринять меры для согласования смежных границ с правообладателем указанного земельного участка, использовавшегося для целей садоводства, поскольку оспариваемыми результатами кадастровых работ затрагиваются права последней как землепользователя.
Нарушений процедуры согласования границ земельного участка с кадастровым номером № <...> при его межевании привело к пересечению границ земельного участка истца с границами земельного участка с кадастровым номером № <...>, являющегося частью единого землепользования земельного участка с кадастровым номером № <...>
Аналогичным образом нарушена процедура межевания земельного участка с кадастровым номером № <...>
Факт нахождения земельного участка истца в границах земельных участков с кадастровым номерами № <...> и № <...>, ответчиками и третьими лицами в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не оспаривался.
Доказательств того, что земельный участок истца с кадастровым номером № <...> относится к участкам ограниченным в обороте или изъятым из оборота суду не представлено.
Поскольку при межевании земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> сведений об обеспечении законных интересов собственника земельного участка с кадастровым номером № <...>, права которого могли быть затронуты при его проведении не содержит, при том, что последний учтен в ГКН в 1993 году и фактически использовался, находится в земельном массиве, в котором также находятся земельные участки выделенные под садоводство, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что данные обстоятельства влекут за собой исключение сведений о границах земельных участков из единого государственного реестра недвижимости с установлением границ земельного участка с кадастровым номером № <...> в соответствии с заключением, выполненным кадастровым инженером Астаховой А.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведений о выделении из земельного участка с кадастровым номером № <...> земельных участков под ведение огородничества и садоводства не имеется, на существо принятого решения не влияют, поскольку земельный участок с кадастровым номером № <...> предоставлялся истцу для садоводства, эти же сведения внесены в ГКН <...> Сведений о признании недействительным акта Морозовского сельского Совета о предоставлении истцу земельного участка не имеется. Земельный участок истца был учтен в ГКН в 1993 году. При проведении межевания земельного участка с кадастровым номером № <...> в 2007 году не была соблюдена процедура согласования с собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Ссылки жалобы на то, что земельный участок истца не мог быть выделен из земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на существо решения не влияют, учитывая, что земельный участок был предоставлен У. исполнения наказаний из земель совхоза «Красное Знамя», земельный участок истцу был выделен из земель населенного пункта. Границы земельных участков в период предоставления не устанавливались.
Доводы жалобы о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> у Российской Федерации было зарегистрировано ранее соответствующих действий истца, коллегий также отклоняются, поскольку право собственности истца на спорный земельный участок возникло на основании акта органа местного самоуправления от № <...> от <...>, который не оспорен.
Удовлетворяя требования истца [СКРЫТО] А.Я. о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> общей площадью № <...>.м, отличной от указанной в акте органа местного самоуправления и ГКН № <...> кв. м, суд первой инстанции, приняв во внимание правоустанавливающие документы на объект недвижимости, исходил из выводов заключения кадастрового инженера, в котором отражено, что границы земельного участка с кадастровым номером № <...>, существуют на местности более 15 лет и закреплены с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка площадью № <...> кв.м, указание в чертеже к свидетельству о праве собственности № <...> от <...> его площади № <...> кв.м (25 м х 20 м), в связи с чем определил, что истцу фактически предоставлен земельный участок площадью № <...> кв.м.
Судебная коллегия находит приведенную правовую позицию суда первой инстанции мотивированной, подтвержденной представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Статьей 50 названных правил определен градостроительный регламент для зон сельскохозяйственного использования, зоны сельскохозяйственного использования (СХ) выделены для обеспечения правовых условий размещения сельскохозяйственных угодий, а также зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1) включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для ведения дачного хозяйства и садоводства.
Площадь земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, дачного хозяйства, дачного строительства: минимальная - № <...> га, максимальная – № <...> га.
Пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В целом доводы жалобы, фактически повторяющие позицию стороны ответчика в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, поскольку проверялись судом первой инстанции при разрешении спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в постановленном по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. руководителя ТУ Росимущества в Омской области Усько М.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи