Дело № 2-61/2021 (2-664/2020;) ~ М-570/2020, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Обской городской суд (Новосибирская область)
Дата поступления 16.11.2020
Дата решения 24.11.2021
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Тайлакова Татьяна Анатольевна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 414bcad6-ba57-3dde-a2ab-518a4e06ff49
Стороны по делу
Истец
************* ************ ***********
Ответчик
** "******** *********"
* ***** *** * *** * *********** ******* ******
************ ******* **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД

Производство

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Суд в составе председательствующего судьи Обского городского суда <адрес> Тайлаковой Т.А.

при секретаре судебного заседания Пучкиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, к АО «Аэропорт Толмачево», 14 армии ВВС и ПВО в Центральном военном округе, Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации к АО «Аэропорт Толмачево», просил:

-признать бездействие АО «Аэропорт Толмачево», выраженное в неполучении решения о предоставлении водного объекта - болотного массива <данные изъяты> в пользование, незаконным;

-обязать АО «Аэропорт Толмачево» получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта – болотного массива <данные изъяты>), в пользование в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее стоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должны осуществляться на основе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ право собственности (за исключением прудов и обводненных карьеров) на водные объекты принадлежит Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом согласно ст. 35 и ст. 56 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Таким образом, осуществление сбросов сточных вод в водные объекты является законным лишь в случае получения водопользователем в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществления сбросов загрязняющих веществ в допустимых концентрациях.

Вместе с тем, в ходе проверки в ноябре ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что в нарушение вышеуказанных требований АО «Аэропорт Толмачево» с апреля по октябрь ДД.ММ.ГГГГ года использовало участок водного объекта – болотного массива <данные изъяты> () для сброса ливневых и талых вод в отсутствие правоустанавливающих документов.

Так, решение компетентного органа о предоставлении данного водного объекта в пользование АО «Аэропорт Толмачево» получено не было.

Согласно пояснениям представителя АО «Аэропорт Толмачево» указанный выше объект водного массива использовался с ДД.ММ.ГГГГ года для сброса ливневых и талых вод с территории ИВПП-1, перрона, мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек, что свидетельствует о допущенных АО «Аэропорт Толмачево» нарушениях федерального законодательства.

В целях устранения указанных выше нарушений закона руководителю АО «Аэропорт Толмачево» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление , по результатам рассмотрения которого АО «Аэропорт Толмачево» сообщило о разработке инвестиционной программы по строительству объекта «Очистные сооружения талых и ливневых вод на выпуск , которые являются одним из основных требований уполномоченного органа исполнительной власти для вынесения решения о передаче водного объекта «<данные изъяты>» в пользование для сброса ливневых и талых вод (ориентировочные сроки строительства очистных сооружений – ДД.ММ.ГГГГ).

Наряду с этим ДД.ММ.ГГГГ по постановлению прокурора ответственное должностное лицо АО «Аэропорт Толмачево» Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ года АО «Аэропорт Толмачево» в [СКРЫТО] представлена информация, согласно которой водный объект до настоящего времени используется, инвестиционная программа по строительству очистных сооружений не согласована, решение о предоставлении водного объекта в пользование не получено.

Кроме того, в Новосибирскую транспортную [СКРЫТО] на постоянной основе поступают сведения из отдела водных ресурсов по <адрес> Верхне-Обского БВУ об использовании АО «Аэропорт Толмачево» данного водного объекта при отсутствии документов на право пользования им.

Таким образом, АО «Аэропорт Толмачево» в нарушение требований ст. 11, 44 Воздушного кодекса РФ до настоящего времени осуществляется использование водного объекта для сброса ливневых и талых вод при отсутствии соответствующего решения.

В ходе рассмотрения гражданского дела Новосибирский транспортный прокурор неоднократно изменял исковые требования, окончательно просил:

-признать бездействие АО «Аэропорт Толмачево», Министерства [СКРЫТО] РФ и 14 армии ВВС и ПВО в Центральном военном округе, выраженное в неполучении решения о предоставлении водного объекта - болотного массива <данные изъяты> (выпуск ) в пользование, незаконным;

-обязать АО «Аэропорт Толмачево», [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ и 14 армию ВВС и ПВО в Центральном военном округе получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта – болотного массива <данные изъяты> (), в пользование в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что федеральное имущество аэродрома <адрес> (<адрес>), а именно ИВПП-1, перрон, места стоянок воздушных судов, рулежные дорожки находятся в ведении Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, которое делегировало свои полномочия по использованию данного имущества 14 армии ВВС и ПВО в Центральном военном округе. Поскольку незаконное использование водного объекта – болотного массива <данные изъяты> осуществляется при использовании имущества, находящегося в распоряжении 14 армии ВВС и ПВО в Центральном военном округе, находится в ведении Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, ответственность за использование водного объекта необходимо возложить на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации и 14 армию ВВС и ПВО в Центральном военном округе.

Представители АО «Аэропорт Толмачево» ФИО7, ФИО8, ФИО12 в судебном заседании иск не признали и пояснили, что с 1994 года АО «Аэропорт Толмачево» как оператор аэродрома гражданской авиации и ответственный природопользователь, осуществляющий эксплуатацию системы ливневой канализации объекта ИВПП-1 (не является самостоятельным объектом и входит в состав комплекса ИВПП-1) регулярно оформлял документы на право пользования водным объектом – болотным массивом <данные изъяты> () в целях сброса ливневых и талых вод.

При подаче документов в 2016 году на оформление права пользования водным объектом Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> было отказано АО «Аэропорт Толмачево» в связи с тем, что сброс ливневых и талых вод происходит без очистки с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты. В связи с чем, для получения решения о передаче водного объекта «<данные изъяты>» в пользование для сброса ливневых и талых вод АО «Аэропорт Толмачево» обязан осуществить строительство очистных сооружений.

Однако АО «Аэропорт Толмачево» не имеет права производить работы по строительству очистных сооружений ливневого стока, поскольку АО «Аэропорт Толмачево» не является владельцем указанных объектов и не владеет указанной водосточно-дренажной системой.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р аэродром <адрес> является государственным аэродромом совместного базирования Минобороны России, <данные изъяты> и АО «Авиакомпания Сибирь».

Болотный массив <данные изъяты> (выпуск ) используется для сброса ливневых и талых вод с территории ИВПП-1, перрона, рулежных дорожек , мест стоянок воздушных судов, собственником которых является Российская Федерация, право оперативного управления на которые закреплено за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства [СКРЫТО] РФ.

АО «Аэропорт Толмачево» неоднократно с <данные изъяты> года обращалось в адрес Министерства [СКРЫТО] РФ по вопросу заключения договора совместного базирования (совместной эксплуатации) во исполнение ст. 44 Воздушного кодекса РФ. Однако до настоящего времени указанный договор с АО «Аэропорт Толмачево» не заключен.

В связи с чем, требование прокурора о признании бездействия АО «Аэропорт Толмачево» и о возложении на АО «Аэропорт Толмачево» обязанности получить решение о предоставлении водного объекта – болотного массива <данные изъяты> в пользование являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

АО «Аэропорт Толмачево» является ненадлежащим ответчиком по данному иску.

Аэродром Новосибирск (<адрес>) как территориальный объект состоит из земельных участков и объектов недвижимости (сооружений), располагающихся на них. АО «Аэропорт Толмачево» не является единоличным собственником всех земельных участков и объектов, расположенных в границах аэродрома <адрес>

Согласно Выпискам из ЕГРН собственником сооружений: перрон, ИВПП, мест стоянок, рулежных дорожек является Российская Федерация. Оперативное управление перроном и ИВПП осуществляет Войсковая часть 49467, оперативное управление местами стоянок и рулежными дорожками осуществляет ГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ФГКУ «Сибирское ТУИО»).

Водосточная дренажная система, включающая в себя выпуск , располагается на земельном участке .

Однако, ни указанный земельный участок, ни сооружения, с которых осуществляется сброс ливневых и талых вод, не принадлежит АО «Аэропорт Толмачево». В связи с чем, АО «Аэропорт Толмачево» не может нести ответственность за сбросы вод естественного происхождения.

Надлежащими ответчиками по заявленному иску является ФГКУ «Сибирское ТУИО» и Войсковая часть 49467, на праве оперативного управления у которых находятся сооружения, с которых осуществляется сброс ливневых и талых вод в водный объект.

Не являясь владельцем указанных выше сооружений, АО «Аэропорт Толмачево» не вправе производить работы по строительству очистных сооружений ливневого стока и, как следствие, не обязано получать разрешение на право пользование водным объектом (т. 1 л.д. 92-94, 141 – 145).

Представитель командира войсковой части 71592 ФИО9, в судебном заседании в удовлетворении заявленного иска к 14 армии ВВС и ПВО в Центральном военном округе просил отказать, пояснил, что на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ и штаба объединенного стратегического командования Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ управление 14 армии военно-воздушных сил и противовоздушной [СКРЫТО] присвоено условное наименование «Войсковая часть 71592».

Из материалов дела не усматривается достаточных оснований для признания войсковой части 71592 надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о принятии мер по получению решения о предоставлении водного объекта – болотного массива <данные изъяты> в пользование. Прокурором не приведен список нормативных правовых актов, на основании которых на командира войсковой части 71592 возлагается обязанность по получению соответствующего решения по водопользованию.

При этом, в соответствии с уведомлением о снятии с учета российской организации в налоговом органе, выданным ИФНС по <адрес>, ФБУ «Войсковая часть 71592» из государственного реестра юридических лиц исключена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р аэродром <адрес> является аэродромом совместного базирования и принадлежит Министерству [СКРЫТО] РФ. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по операциям с недвижимостью возложена на территориальное управление имущественных отношений.

В соответствии с Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства [СКРЫТО] РФ от ДД.ММ.ГГГГ плоскостные сооружения – искусственная взлетно-посадочная полоса, перрон, места стоянок воздушных судов за инвентарными номерами переданы на праве оперативного управления ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства [СКРЫТО] РФ.

В соответствии с п. 5 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра [СКРЫТО] РФ от ДД.ММ.ГГГГ , под государственным аэродромом совместной эксплуатации понимается аэродром государственной авиации, на котором базируются воздушные суда двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, поддержание в эксплуатационном состоянии и эксплуатация которого осуществляется на договорной основе между этими федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Фактически аэродром эксплуатирует АО «Аэропорт Толмачево», в адрес которого Федеральная служба по надзору в сфере природопользования неоднократно выносило предписания по факту загрязнения водного объекта <данные изъяты> ливневыми и талыми водами с взлетно-посадочной полосы (выпуск ).

Представитель Министерства [СКРЫТО] РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, каких-либо письменных пояснений относительно заявленного иска не представил.

Представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО16, действующая на основании доверенности (л.д.212) в судебном заседании пояснила, что указанный в исковом заявлении прокурора водный объект – болотный массив <данные изъяты> (выпуск 2) используется для сброса ливневых и талых вод с территории ИВПП-1, перрона, мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек. Однако ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России указанные объекты не эксплуатирует и не является пользователем данных объектов. Закрепление объектов недвижимого имущества за пользователями осуществляется в соответствии с единым порядком закрепления казарменно-жилищного фонда военных городков, действующем в Министерстве [СКРЫТО] Российской Федерации и регламентированным внутриведомственными актами: Приказом Министра [СКРЫТО] РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ», Приказом Министра [СКРЫТО] СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота», Уставом гарнизонной, комендантской и караульной службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указам Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Приказом ФИО3 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с требованиями указанных нормативных правовых актов недвижимое имущество Минобороны России, необходимое для осуществления полномочий и функций по охране государства, подлежащее использованию войсковыми частями, организациями Вооруженных Сил РФ, независимо от их организационно-правовой формы, подлежит обязательному закреплению за соответствующими пользователем, передаче в пользование с составлением акта приема-передачи на основании приказа начальника соответствующего гарнизона. Передача имущества в пользование оформляется актом приема-передачи казарменно-жилищного фонда установленной формы, подписывается представителем балансодержателя и пользователя в 2-х экземплярах для каждой из сторон. В соответствии с п. 15 приказа Министерства [СКРЫТО] СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота», командиры воинских частей и начальники гарнизонов несут ответственность за сохранность, пожарную безопасность и содержание временно пустующего казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования и квартирного имущества.

На основании приказа начальника Новосибирского территориального гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки и объекты казарменно-жилищного фонда в то числе ИВПП-1 ( в списке порядковый ), перрон ( в списке ), места стоянок воздушных судов (МС) и рулежные дорожки () (РД) ( в списке ) закреплены за войсковой частью , которая является непосредственным пользователем данных объектов. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет его собственник.

Полномочия собственника указанного имущества осуществляет [СКРЫТО] [СКРЫТО] России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не является собственником и пользователем указанных объектов и, как следствие, не имеет соответствующих полномочий на совершение действий, указанных в исковом заявлении (л.д.220 - 224).

Представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО10, действующий на основании доверенности (т. 2 л.д.3), в судебном заседании пояснил, что в 2019 году при проведении плановой проверки были выявлены нарушения в области природопользования, связанные с выпуском для сброса сточных вод в <данные изъяты>. Выпуск является частью объекта негативного воздействия на окружающую среду. Природопользование предполагает наличие разрешительных документов. Для использования природного объекта в целях сброса сточных вод необходимо решение о предоставлении водного объекта в пользование. Водопользователем может выступать только одно лицо. АО «Аэропорт Толмачево» юридически не имеет какого-либо отношения к объектам, указанным в исковом заявлении. В связи с чем, в настоящее время со стороны Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования претензий к АО «Аэропорт Толмачево» в настоящее время не имеется. Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были направлены запросы в адрес Министерства [СКРЫТО] РФ и войсковую часть. Однако ответа получено не было.

Представитель Войсковой части 49467 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по адресу регистрации юридического лица, о причинах неявки не сообщил.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российско Федерации.

Как установлено ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее стоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно положениям п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

На основании ст. 6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ право собственности (за исключением прудов и обводненных карьеров) на водные объекты принадлежит Российской Федерации.

Как установлено ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.

На основании ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Таким образом, осуществление сбросов сточных вод в водные объекты является законным лишь в случаях получения водопользователем в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Из материалов гражданского дела следует, что по результатам проведенной Новосибирской транспортной [СКРЫТО] в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения АО «Аэропорт Толмачево» требований федерального законодательства было установлено, что участок водного объекта – болотный массив <данные изъяты> (выпуск ) используется для сброса ливневых и талых вод при отсутствии правоустанавливающих документов – решения компетентного органа о предоставлении данного водного объекта в пользование. В связи с чем, в адрес АО «Аэропорт Толмачево» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства ( т. 1 л.д. 9, 25-37).

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Из материалов дела следует, что АО «Аэропорт Толмачево» в соответствии с требованиями указанного выше Порядка обращалось в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с заявлением о предоставлении в пользование участка болотного массива Толмаческие согры для выпуска () (т. 1 л.д.146-147).

Однако, АО «Аэропорт Толмачево» было отказано в предоставлении указанного водного объекта в пользование в связи с тем, что использование водного объекта в заявленных целях запрещено (т. 1 л.д.148).

Из пояснительной записки начальника отдела водохозяйственной деятельности к мотивированному отказу в предоставлении водного объекта в пользование следует, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, превышает установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Сброс сточных вод осуществляется без очистки (т. 1 л.д.149).

Следовательно, для получения водного объекта в пользование необходимо наличие очистных сооружений.

Из письменных материалов дела установлено, что в водный объект – болотный массив <данные изъяты> поступают ливневые и талые воды с территории ИВВП-1, перрона, мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек, расположенных в границах аэродрома <адрес>

В соответствии со «Аэродромы» сооружения ИВПП, МС, РД, перрон имеют в своем составе водосточно-дренажную систему.

Сброс талых вод с указанных объектов осуществляется через выпуск на участок болотного массива <данные изъяты>, что подтверждается письменным ответом врио начальника ФГКУ «Сибирское ТУИО» ФИО4 А. ( т. 1 л.д. 109-110).

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 150-158) собственником сооружений с кадастровым номером в виде мест стоянок и рулежных дорожек (1-4), сооружения в виде ИВПП с кадастровым номером , перрона с кадастровым номером является ФИО1. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ сооружения с кадастровым номером в виде МС и РД переданы ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на праве оперативного управления.

Сооружение ИВПП с кадастровым номером , а также с кадастровым номером передано в пользование Войсковой части 49467. Право оперативного управления зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» аэродром <адрес> является аэродромом совместного базирования Минобороны России, <данные изъяты> и <данные изъяты>, находится в ведении Министерства [СКРЫТО] РФ, право пользования аэродромом предоставлено <данные изъяты> и <данные изъяты>».

АО «Аэропорт Толмачево» в число указанных лиц не включен.

В целях получения правоустанавливающих документов, дающих право на возведение очистных сооружений на территории аэродрома <адрес> руководство АО «Аэропорт Толмачево» обращалось в адрес командира войсковой части по вопросу приобретения права пользования участком болотного массива <данные изъяты> (выпуск ) в целях сброса ливневых и талых вод.

На основании письменного ответа командира войсковой части АО «Аэропорт Толмачево» было отказано в заключении договора совместного базирования в связи с отсутствием правовых оснований (т. 1 л.д.103-110).

Как установлено ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Вместе с тем, в материалы дела истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у АО «Аэропорт Толмачево» права пользования сооружениями, входящими в состав аэродрома <адрес> –ИВПП-1, МС, РД (), перрона.

Болотный массив <данные изъяты> (выпуск ) используется для сброса ливневых и талых вод с территории ИВПП-1, перрона, рулежных дорожек , мест стоянок воздушных судов, собственником которых является ФИО1, право оперативного управления на которые закреплено за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России и Войсковой частью 49467.

Указанные выше обстоятельства не позволяют сделать вывод о признании бездействия АО «Аэропорт Толмачево» в неполучении решения о предоставлении водного объекта - болотного массивом <данные изъяты>, используемого для сброса сточных и ливневых вод с объектов, входящих в состав аэродрома <адрес>, незаконным и не находит оснований для удовлетворения заявленных требования прокурора к АО «Аэропорт Толмачево».

Как установлено п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно положениям ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как установлено п. 1 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации», [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области [СКРЫТО], иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации организаций.

Согласно п. 52 и 71 указанного выше Положения, Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об обороне» воинские части входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона «Об обороне» установлено, что Реализация мероприятий в области [СКРЫТО] в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Пунктом 31 Положения о Министерстве [СКРЫТО] РФ, утвержденного названным выше Указом Президента РФ, определено, что Минобороны России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий.

Как установлено судом, сооружения, расположенные на территории аэродрома <адрес>, а именно ИВПП-1, РД (1-4), МС и перрон находятся в собственности Российской Федерации, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУОИ» Минобороны России, а также за войсковой частью 49 467. Следовательно, полномочия собственника указанного выше имущества принадлежат Министерству [СКРЫТО] РФ.

Однако, в нарушение указанных выше положений действующего законодательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ использует водный объект – болотный массив <данные изъяты> для сброса талых и ливневых вод с территории объектов – ИВПП-1, РД (1-4), МС, перрона, находящихся в ведении Минобороны России, при отсутствии соответствующего разрешения о предоставлении указанного водного объекта в пользование.

Поскольку отсутствие разрешения на право пользования водным объектом влечет нарушение правил природопользования и может повлечь неблагоприятные последствия, связанны с причинением вреда жизни и здоровью людей, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, а обязанность [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства, требующего финансирование работ по установке очистных сооружений, не выполнена, суд приходит к выводу, что бездействие Министерства [СКРЫТО] РФ, выразившееся в неполучении разрешения на пользование водным объектом – болотным массивом Толмачевские согры, является незаконным, а требования прокурора о возложении на [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ обязанности получить разрешение на пользование указанным водным объектов подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о том, что указанные выше объекты переданы в пользование Войсковой части , опровергаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

Кроме того, согласно справке врио начальника штаба войсковой части следует, что на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ и штаба объединенного стратегического командования Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ управление 14 армии военно-воздушных сил и противовоздушной [СКРЫТО] присвоено условное наименование «Войсковая часть ».

В соответствии с уведомлением о снятии с учета ФИО1 организации в налоговом органе, выданным ИФНС по <адрес>, ФБУ «Войсковая часть » из государственного реестра юридических лиц исключена ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Новосибирского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать действие Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации,выраженное в неполучении решения о предоставлении водного объекта - болотного массива <данные изъяты> () в пользование, незаконным;

-обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта – болотного массива <данные изъяты> (), в пользование в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.А. Тайлакова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Обской городской суд (Новосибирская область) на 16.11.2020:
Дело № 2-57/2021 (2-633/2020;) ~ М-572/2020, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бражникова Анна Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-570/2020, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-97/2020 ~ М-571/2020, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-60/2021 (2-650/2020;) ~ М-573/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 26.01.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бражникова Анна Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ