Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Обской городской суд (Новосибирская область) |
Дата поступления | 30.03.2022 |
Дата решения | 29.08.2022 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Бражникова Анна Евгеньевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8acb7033-a48d-335d-9a2d-8aed8d08a1da |
УИД 54RS0031-01-2022-001076-85
Дело № 2-418/2022
Поступило 30.03.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2022 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Бражниковой А.Е.,
при секретаре Румянцевой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о запрете эксплуатации здания казармы до приведения здания в соответствие требованиям безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству Обороны Российской Федерации о запрете эксплуатации здания казармы до приведения здания в соответствие требованиям безопасности, в котором, ссылаясь на ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», ст. 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п. 3.1 – 3.2, п.п. 3.12. – 3.13 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», ст. 22 Трудового кодекса РФ, ст. 12, п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, просил запретить Министерству обороны Российской Федерации эксплуатацию здания казармы инв. № войсковой части 12739, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, до приведения здания указанной казармы в соответствие требованиям безопасности.
Иск мотивирован следующим.
Военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № (<адрес>) требований законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан (военнослужащих) в местах массового пребывания.
Установлено, что в здании инв. № (казарма), расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется размещение военнослужащих войсковой части 12739, проходящих военную службу по призыву и по контракту общей численностью более 150 человек, а также гражданского персонала более 30 человек.
Эксплуатирующей организацией является жилищно-коммунальная служба № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Центральному военному округу (далее - ЦВО), находящаяся по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны
России по ЦВО проведено инструментальное обследование, по результатам
которого установлено, что техническое состояние здания казармы является
неудовлетворительным и необходима срочная эвакуация людей.
ДД.ММ.ГГГГ результаты проведённого обследования поступили в войсковую
часть 12739 для принятия мер к запрету эксплуатации здания казармы.
В ДД.ММ.ГГГГ году военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ командиру войсковой части ДД.ММ.ГГГГ (вышестоящий штаб) внесено представление об устранении нарушений закона (исх. №) с требованием о прекращении эксплуатации указанного здания.
ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено командиром восковой
части ДД.ММ.ГГГГ однако меры к запрету эксплуатации не приняты, расселение
здания не осуществлено.
Вместе с тем, до настоящего времени ремонтные работы в здании не проведены и оно продолжается эксплуатироваться командованием войсковой части 12739, имея признаки аварийности (заключение филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ).
Из результатов инструментального обследования филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание казармы инв. № (<адрес>) находится в неудовлетворительном состоянии и имеет признаки аварийности, а нахождение в нем граждан создает угрозу причинения вреда их здоровью.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения а также посредством ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкции и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель Военного прокурора Новосибирского гарнизона - старший помощник Военного прокурора Новосибирского гарнизона Центрального военного округа Куринной Н.С. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении. Кроме того, пояснил, что Военный прокурор не уполномочен предоставлять заключение межведомственной комиссии, поскольку может лишь в качестве взаимодействия либо в рамках организационных мероприятий организовать проведение, либо направление межведомственных комиссий, но ввиду наличия заключения специалистов, где указано акцентированное техническое состояние здания, в этом не было необходимости; определенный круг лиц определяется либо штатом воинской части, либо численным составом, который может постоянно находится в воинской части; в данном здании находятся военнослужащие срочной службы, военнослужащие по контракту, а также туда приводят иных военнослужащих, которые проходят службу как в соседних подразделениях, так и в соседних воинских частях, расположенных на территории <адрес> Также там есть подразделения Минобороны РФ, в состав которых входит гражданский состав, а также состав обслуживающих организаций. Поэтому точный перечень военнослужащих и граждан, которые именно находятся в этом здании невозможно физически определить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ Петренко В.В. в судебное заседание, о дне, месте и времени которого извещён надлежащим образом, не явился, направил письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно письменным возражениям, ссылаясь на Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2017 года № 577, п. 3.13, п. 4.1, п. 5.1.1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», ст. 5, ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 4.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» от 21 августа 2003 года, указывает, что Военным прокурором Новосибирского гарнизона не представлено заключение межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства – здания казармы инв. 22 войсковой части 12739, расположенного по адресу: <адрес> о признании его аварийным и подлежащим сносу, которое должно быть подготовлено с участием всех заинтересованных лиц и специализированной организации с целью фиксации действительного технического состояния сооружения и его элементов, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, устойчивости и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. Анализируя положения п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применении законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 года по делу № 83-КГ-18-18, п. 28 ч. 2 ст. 2, п. 1 ст. 39 Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приходит к выводу, что Военным прокурором Новосибирского гарнизона не представлены в материалы дела какие - либо доказательства, подтверждающие, что эксплуатация здания казармы инв. №, расположенного по адресу: <адрес>, на сегодняшний день, может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Указанная позиция представителя Министерства обороны Российской Федерации согласуется с решением <данные изъяты> по гражданскому делу № по исковому заявлению <данные изъяты> Указывая на положения ст. 45, ч. 3 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, Приказ Министерства обороны РФ от 2015 года № (определяющего порядок учета личного состава Вооруженных Сил РФ), ст. 76 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ», ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», Приказов Министерства обороны РФ от 2005 года № 010, от 2007 года № 026 (регламентирующих порядок обеспечения пропускного режима в воинских частях Вооруженных сил РФ), настаивает на том, что круг лиц, в защиту которых подан иск, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Обращает внимание на то, что Военный прокурор Новосибирского гарнизона не указал, какую именно обязанность возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнило Министерство обороны РФ, либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно запретом эксплуатации спорного объекта.
Представитель третьего лица ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России Сараева В.С. в судебное заседание, о дне, месте и времени которого извещена надлежащим образом, не явилась, направила письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменных возражениях указывает, что уполномоченным органом военного управления, ответственным за техническое содержание, определение необходимости (потребности) проведения капитального ремонта, а также включения в заявочный план капитального ремонта являются органы эксплуатации: отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа, а также филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) и территориальные жилищные службы, а за разработку и согласование тактико-технического задания - пользователь объекта. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не осуществляет эксплуатацию объекта, указанного в исковом заявлении прокурора. При этом ссылается на Устав ФГКУ «Сибирское ТУИО», Приказ Министра обороны Российской Федерации № 333 от 03 июня 2014 года «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации», Приказ Министра обороны СССР № 75 от 22 февраля 1977 года (с изменениями от 30 декабря 2017 года) «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота», Устав гарнизонной, комендантской и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года №1495 (с изменениями на 24 октября 2018 года), Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 1995 (с изменениями на 22 января 2018 года), Приказ ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России от 21 февраля 2018 года № 35. Поясняет, что на основании выписки из Приказа начальника Новосибирского территориального гарнизона от 30 июля 2018 года № 61 недвижимое имущество в том числе, нежилое здание казарма инв.№. расположенное по адресу: <адрес>, закреплено за войсковой частью 12739, которая является непосредственным пользователем данных объектов и несёт ответственность непосредственный пользователь - за их содержание.
Представитель третьего лица войсковой части 12739 Осипенко С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным представителем ответчика, пояснил, что ремонт не проведен, людей будут переселять через месяц – полтора в новое служебное помещение под казарму, которое является бывшим общежитием на территории войсковой части, двухэтажным, где остались небольшие недоделки и нужна отсрочка по решению в связи с тем, что строители не сдали до сих пор объект.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей не явившихся сторон по делу, извещенных о дне, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, и заявивших письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела суд принимает следующее решение.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объективных единым замыслом политических организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» к основным принципам обеспечения безопасности отнесены законность, соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В структуру Министерства обороны входят центральные органы военного управления (к которым отнесен, в том числе, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации) (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082).
В силу подпунктов 52, 71 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В силу положений статьи 5.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 указанного Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Частью 2 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ предусмотрено, что добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Данный стандарт распространяется, в числе прочего, на проведение работ по комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
В соответствии с п. п. 3.1 - 3.2 ГОСТ 31937-2011 безопасность эксплуатации здания (сооружения): комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта, степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера, совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации, нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления. Механическая безопасность здания (сооружения): состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Согласно п. п. 3.12 - 3.13 ГОСТ 31937-2011 ограниченно работоспособное техническое состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). Аварийное состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Пунктами 5.1.1 - 5.1.2 ГОСТ 31937-2011 установлено, что цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Согласно п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
В соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011 для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в нормативном техническом состоянии и работоспособном состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. При этом для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование более частых периодических обследований в процессе эксплуатации.
При ограниченно работоспособном состоянии конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, контролируют их состояние, проводят мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтового основания и последующий мониторинг технического состояния (при необходимости).Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается. Устанавливается обязательный режим мониторинга.
Согласно п. 5.1.7 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния зданий (сооружений) должно проводиться в три этапа: 1) подготовка к проведению обследования;
2) предварительное (визуальное) обследование; 3) детальное (инструментальное) обследование. При сокращении заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о техническом состоянии объекта, заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность результата обследования.
При этом детальное (инструментальное) обследование технического состояния здания (сооружения) включает в себя:
- измерение необходимых для выполнения целей обследования геометрических параметров зданий (сооружений), конструкций, их элементов и узлов;
- инженерно-геологические изыскания (при необходимости);
- инструментальное определение параметров дефектов и повреждений, в том числе динамических параметров;
- определение фактических характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов;
- измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении;
- определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтов основания;
- определение реальной расчетной схемы здания или сооружения и его отдельных конструкций;
- определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки;
- поверочный расчет несущей способности конструкций по результатам обследования;
- анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях;
- составление итогового документа (заключения) с выводами по результатам обследования (п. 5.1.15 ГОСТ 31937-2011).
Согласно части 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Согласно положениям ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
В судебном заседании установлено, что казарма (инв.№), расположенная по адресу: <адрес> закреплена за войсковой частью 12739 в соответствии с приказом начальника Новосибирского территориального гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 167-168) и актом приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 162-163).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения поступило письмо начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу ФИО12 о ненадлежащем техническом состоянии здания казармы инв.№, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 126-128, 160-161).
Учреждением в рамках имеющихся полномочий исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ направлены уведомления в войсковую часть 12739, ЖКС № (Новосибирск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО), филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) о прекращении эксплуатации, об ограничении свободного доступа третьих лиц в указанное здание, об ограничении мероприятий по консервации казармы инв. № (л.д. 131-132, 166).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ ВрИО начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу ФИО11 сообщил о том, что в целях проведения капитального ремонта здания, филиалом объект включен в заявочный план капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ), который направлен в отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа для принятия решения (л.д. 165).
Военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 12739 (<адрес>) требований законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан (военнослужащих) в местах массового пребывания.
Установлено, что в здании инв. № (казарма), расположенном по адресу: <адрес> осуществляется размещение военнослужащих войсковой части 12739, проходящих военную службу по призыву и по контракту общей численностью более 150 человек, а также гражданского персонала более 30 человек.
Эксплуатирующей организацией является жилищно-коммунальная служба № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Центральному военному округу (далее - ЦВО), находящаяся по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны
России по ЦВО проведено инструментальное обследование, по результатам
которого установлено, что техническое состояние здания казармы является
неудовлетворительным и необходима срочная эвакуация людей.
ДД.ММ.ГГГГ результаты проведённого обследования поступили в войсковую
часть 12739 для принятия мер к запрету эксплуатации здания казармы (л.д. 15-125).
В ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ командиру войсковой части № (вышестоящий штаб) внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № №) с требованием о прекращении эксплуатации указанного здания (л.д. 129-130).
ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено командиром восковой
части 71592 (л.д. 133-134), однако меры к запрету эксплуатации не приняты, расселение
здания не осуществлено.
Вместе с тем, до настоящего времени ремонтные работы в здании не проведены и оно продолжается эксплуатироваться командованием войсковой части 12739, имея признаки аварийности (заключение филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ).
Из результатов инструментального обследования филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание казармы инв. № (Военный городок №, <адрес>) находится в неудовлетворительном состоянии и имеет признаки аварийности, а нахождение в нем граждан создает угрозу причинения вреда их здоровью.
Ссылки ответчика на Постановление Правительства РФ от 17 мая 2017 г. N 577 об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, несостоятельны. Нормы данного постановления направлены на регулирование иных гражданских правоотношений, связанных принятием решения о комплексном развитии территории, на которой могут располагаться аварийные объекты, что следует из преамбулы Постановления Правительства РФ от 17 мая 2017 года N 577, согласно которой данное постановление утверждено в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях принятия решения о комплексном развитии территорий по инициативе органа местного самоуправления.
Указание в письменных возражениях представителем ответчика на наличие судебной практики по различной категории дел правового значения, по мнению суда, не имеет, ввиду того, что судебные акты, на которые ссылается ответчик, приняты при иных юридически значимых обстоятельствах.
Проанализировав представленные материалы, обстоятельства дела, в том числе следующие из пояснений представителя войсковой части 12739 в судебном заседании об отсутствии ремонта казармы инв. №, вышеизложенные законоположения, суд полагает установленным то обстоятельство, что конструкции рассматриваемого здания казармы находится в неудовлетворительном состоянии, по результатам проведенного инструментального обследования были сделаны выводы о наличии признаков аварийности указанного здания, а, следовательно, о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, необходимости запрета эксплуатации указанного здания.
Оценивая данные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что, собственник здания казармы инв. № в лице Министерства обороны РФ фактически признав необходимость проведения его капитального ремонта, направив тактико-техническое задание на проведение капитального ремонта здания, приняв решение о переселении военнослужащих по призыву из указанного здания казармы в здание общежития инв. №, тем самым подтвердил ненадлежащее техническое состояние данного здания, наличие признаков аварийности и потенциальной угрозы жизни и здоровью лиц, осуществляющих трудовую деятельность в здании или находящихся в нём.
Ответчиком представленные истцом доказательства ненадлежащего технического состояния здания казармы инв. № не опровергнуты.
Суд полагает, что выявленные в ходе инструментального обследования нарушения свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку доказательств обратного стороной ответчика в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы не заявлялось.
При этом, суд находит безосновательными доводы представителя ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение с настоящим иском в суд, поскольку из пояснения представителя истца следует, что в здании казармы инв. № находятся военнослужащие срочной службы, военнослужащие по контракту, а также туда приводят иных военнослужащих, которые проходят службу как в соседних подразделениях, так и в соседних воинских частях, расположенных на территории Военного городка №, также там есть подразделения Минобороны РФ, в состав которых входит гражданский состав, а также состав обслуживающих организаций. Поэтому точный перечень военнослужащих и граждан, которые именно находятся в этом здании невозможно физически определить.
Таким образом, аварийное состояние вышеназванного здания казармы свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья не только военнослужащих, но и гражданского персонала, в связи с чем исковое заявление предъявлено военным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обоснованно.
Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Положениями ст. 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований истца о запрете эксплуатации здания казармы инв. №, войсковой части 12739, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> до приведения здания указанной казармы в соответствие требованиям безопасности.
Данную обязанность суд полагает необходимым возложить на Министерство обороны РФ как на собственника здания, который несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора Новосибирского гарнизона в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации о запрете эксплуатации здания казармы до приведения здания в соответствие требованиям безопасности удовлетворить.
Запретить Министерству обороны Российской Федерации эксплуатацию здания казармы инв. № войсковой части 12739, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> до приведения здания указанной казармы в соответствие требованиям безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Обской городской суд Новосибирской области.
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2022 года.
Председательствующий А.Е. Бражникова