Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) |
Дата поступления | 04.12.2019 |
Дата решения | 05.12.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Певина Елена Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 8b9e78ea-bd2d-35b3-abfb-4c36b95a48ff |
Дело № 2а-6890/2019
54RS0010-01-2019-007995-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2019 года г. [СКРЫТО]
Судья Центрального районного суда г. [СКРЫТО] Е.А. Певина
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В. Макушиной
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] В. Б. к мэрии г. [СКРЫТО] о признании незаконным решения органа местного самоуправления
установил:
[СКРЫТО] В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. [СКРЫТО], указав в административном исковом заявлении, что 27 ноября 2019 года в составе инициативной группы граждан подал уведомления о проведении четырех митингов с 9 по 12 декабря 2019 года ежедневно в Первомайском сквере около фонтана и на площади Ленина около памятника В.И. Ленину со стороны НГАТОиБ. Ответами мэрии № и № от 29 ноября 2019 года отказано в согласовании проведения публичных мероприятий.
Истец считает данное решение органа местно самоуправления незаконным, полагая, что доводы мэрии надуманы и не обоснованы. Предложенные мэрией места для проведения митингов находятся в существенном удалении от места естественного нахождения большого количества людей, являющихся целевой аудиторией митингов, от объекта критики НГАТОиБ. В данных местах невозможно достижение целей митингов. Проведение заявленных публичных мероприятий в указанных местах не может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Планируемое количество участников не более 300 человек, площадь территории планируемых митингов составляет несколько тысяч метров квадратных.
С учетом изложенного, административный истец просит суд признать незаконным ответ мэрии г. [СКРЫТО] № от 29 ноября 2019 года, ответ мэрии г. [СКРЫТО] № от 29 ноября 2019 года, обязать мэрию г. [СКРЫТО] согласовать проведение митингов и оказать содействие в их проведении.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] В.Б. поддержал заявленные требования, пояснил в соответствии с вышеизложенным, при этом полагает, что мэрия г. [СКРЫТО], как органа местного самоуправления обязана соблюдать права гран на публичное выражение своего мнения и способствовать в возможности им реализации данного права. Установив, что на заявленных площадках, в заявленное время будут проводиться монтажные работы по их подготовки к празднованию Нового года, мэрия г. [СКРЫТО] могла предложить площадки рядом с предлагаемыми административным истцом для проведения публичного мероприятии (т.е. «сдвинуть» место проведения публичного мероприятия с учетом площади, имеющейся перед входом в театр оперы и балета, а также с учетом площади Первомайского сквера), а не предлагать иные места, расположенные в нескольких километрах от заявленных. Также, мэрия могла предложить административному истцу уменьшить количество проводимых публичных мероприятий и ограничиться одним днем либо уменьшить количество участником митинга, например до 100 человек. Полагает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы истца на проведение публичного мероприятия, т.к. в предложенных местах цель его поведения достигнута не будет.
Представитель административного ответчика Никоненко ЕГ, действующий на основании доверенности и представивший суду диплом о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании заявленные истцом исковые требования не признал, пояснил, что с учетом постановления мэрии г. [СКРЫТО] от 28 ноября 2019 года №, а также утвержденного графика монтажных работ, в период с 08 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года будут проводиться работы по новогоднему оформлению Первомайского сквера, а также сквера у ФГБУК «НГАТОиБ», в связи с чем, организаторам публичного мероприятия было предложено их проведение в ином месте.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.1 ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 27 ноября 2019 года группа граждан, в том числе [СКРЫТО] В.Б., являющийся организатором публичного мероприятия, подали в мэрию г. [СКРЫТО] письменные уведомления о своем решении провести публичные мероприятия в форме митингов с 09 декабря 2019 года по 12 декабря 2019 года ежедневно с 12 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, указав место их проведения - г. [СКРЫТО], площадь Ленина, возле памятника Ленину, со стороны НГАТОиБ, количество участников до 400 человек, а также с 09 декабря 2019 года по 12 декабря 2019 года ежедневно с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, указав место их проведения – г. [СКРЫТО], Первомайский сквер (возле фонтана), количество участников до 400 человек. Цель проведения публичных мероприятий - формирование общественного мнения против коррупции, против власти олигархов и антинародных законов (против пенсионной реформы, повышения НДС и других антинародных законов, против поборов на капитальный ремонт, против мусорной реформы); обеспечение права людей на получение леса для собственных нужду; отставка заместителя министра природных ресурсов и экологии; защита интересов дольщиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании»).
Решением мэрии г. [СКРЫТО] от 29 ноября 2019 года № организаторам публичного мероприятия сообщено, что согласно постановлению мэрии г. [СКРЫТО] «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию Нового 2020 года, в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» с 8 декабря 2019 года на территории Первомайского сквера будут проходить мероприятия по размещению праздничных элементов. Первомайский сквер является одной из территорий для проведения мероприятий, посвященных празднованию Нового 2020 года в г. [СКРЫТО]. Проведение публичных мероприятий в Первомайском сквере не позволит обеспечить общественный порядок и безопасность участников. Организаторам предложено изменить место проведения публичных мероприятий и провести митинги с 9 по 12 декабря 2019 года в Нарымском сквере на аллее между зданием № по ул. Челюскинцев и зданием № по ул. Советской.
Решением мэрии г. [СКРЫТО] от 29 ноября 2019 года № организаторам публичного мероприятия сообщено, что согласно постановлению мэрии г. [СКРЫТО] «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию Нового 2020 года, в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» с 29 ноября 2019 года на территории сквера у Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балет» будут осуществляться работы по установке [СКРЫТО] новогодней елки. Проведение публичных мероприятий на площади им. Ленина возле памятника В.И. Ленину со стороны [СКРЫТО] государственного академического театра оперы и балета не позволит обеспечить общественный порядок и безопасность участников. Организаторам предложено изменить место проведения публичных мероприятий и провести митинги с 9 по 12 декабря 2019 года в Нарымском сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием № по ул. Серебренниковской.
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
Из представленного суду графика монтажных работ следует, что в период с 30 ноября по 15 декабря 2019 года на заявленных организаторами публичных мероприятий площадках будут выполняться монтажные работы. Так, в период с 30 ноября по 13 декабря запланирован завоз льда на площадки, монтаж ледяного забора, ледовых цифр, электромонтажные работы; до 13 декабря установка мобильных туалетов и мусорных контейнеров на время работы новогоднего пространства в Театральном сквере, подключение к электропитанию; в период с 29 ноября по 14 декабря установка временного вагончика (в качестве подсобного помещения для скульпторов по льду), подключение, установка служебного помещения охраны, подведение электричества, подключение; с 1 по 15 декабря монтаж ледяной горки в Первомайском сквере; с 8 по 13 декабря монтаж декоративного и светового оформления, фотозон, оформление деревьев скверов; с 7 по 14 декабря монтаж декоративной подсветки деревьев в Театральном сквере; с 10 по 14 декабря установка лазерных конструкций для подсветки НГАТОиБ, установка технического оборудования (звукового, светового); с 10 по 14 декабря монтаж шлейфового светового оформления фасада НГАТОиБ, 13 декабря техническая сдача площадок; 15 декабря – открытие территорий для проведения новогодних мероприятий.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у административного ответчика, с целью обеспечения безопасности участников публичного мероприятия, в связи с проведением указанных выше работ по оформлению Театрального сквера и Первомайского сквера к празднованию Нового года, имелись основания для направления в адрес организаторов публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, в связи с чем, административный ответчик довел до сведения административного истца в сроки и в порядке, предусмотренном п. 2 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.
Принимая во внимание, что с 8 декабря 2019 года в Первомайском сквере, с 29 ноября 2019 года на территории сквера у [СКРЫТО] государственного академического театра оперы и балета запланировано проведение мероприятий, посвященных празднованию Нового 2020 года, что предполагает ведение монтажных работ по установке праздничных элементов и новогодней елки, учитывая, что предложенное инициативной группой место проведения публичного мероприятия является местом значительного скопления людей в г. [СКРЫТО], т.к. располагается в центре [СКРЫТО], в непосредственной близости от входа на станцию [СКРЫТО] метрополитена г. [СКРЫТО] «Площадь Ленина», мест общественного питания и магазинов, а также количество заявленных участников митингов (около 400), территорию Первомайского сквера и Театрального сквера у [СКРЫТО] государственного академического театра оперы и балета, время проведения публичных мероприятий (с 12-00 до 16-00 часов и с 16-00 до 20-00 часов), то есть обеденное время и вторая половина дня, захватывающая окончания рабочего времени и следование граждан к месту жительства, а также к месту нахождения торговых точек, то проведение публичного мероприятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры в предложенном месте может создать помехи пешеходам и ограничить доступа населения к объектам инфраструктуры.
При этом, как установлено судом, административному истцу было предложно провести публичные мероприятия в специально отведенных местах, определенных постановлением Правительства [СКРЫТО] области от 29 января 2013 года № 31-п «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения мест на территории [СКРЫТО] области», в связи с чем, доводы административного истца в той части, что проведение митингов на данных площадках не позволит достигнуть целей митингов, так как находятся в существенном удалении от целевой аудиторией митингов, от объекта критики – НГАТОиБ, не может быть принят судом во внимание, поскольку, данные площадки находятся в центральной части [СКРЫТО] [СКРЫТО], в непосредственной близости от проезжей части, доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые административный истец ссылается в обоснование заявленных требований, административным истцом суду не представлены.
Не принимает суд во внимание и доводы административного истца и в той части, что с целью реализации административным истцом своего права на проведение публичных мероприятий в предложенных им местах мэрия г. [СКРЫТО] могла предложить ему сократить количество публичных мероприятий, ограничившись одним днем либо сократить количество участников митинга, поскольку, в силу положений п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» орган местного самоуправления вправе лишь внести организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, иные предложения со стороны органа местного самоуправления противоречии ли был указанным положениям закона.
Поскольку судом в ходе рассмотрения дела не установлено несоответствия оспариваемого решения мэрии г. [СКРЫТО] нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, то суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования [СКРЫТО] В. Б. к мэрии г. [СКРЫТО] о признании незаконным решения мэрии г. [СКРЫТО] от 29 ноября 2019 года №, решения мэрии г. [СКРЫТО] от 29 ноября 2019 года № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию [СКРЫТО] областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Певина
Решение изготовлено судом в окончательной форме 05 декабря 2019 года