Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) |
Дата поступления | 11.10.2021 |
Дата решения | 30.06.2022 |
Категория дела | решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ об отказе в назначении пенсии, в перерасчете пенсии за выслугу лет, о прекращении выплаты пенсии, доплаты к пенсии государственным служащим |
Судья | Зинина Ирина Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a855e69d-cb58-3f46-893d-456589d64792 |
Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Дело № <адрес> |
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||
30 | июня | 2022 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Федотовой В.В. |
представителя истца | [СКРЫТО] О.Н. |
представителя ответчика | Шановой ЕГ. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] В. И. федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным отказа в выплате пенсии, признании незаконным бездействия, понуждении возобновлению выплаты пенсии, взыскании невыплаченной пенсии,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] В.И. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» и просил признать незаконным отказ ответчика в выплате истцу пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика принять решение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, взыскать ранее невыплаченную пенсию за период с октября 2018 ода по октябрь 2021 года.
В ходе судебного разбирательства [СКРЫТО] В.И. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно изменял предмет иска в части и окончательно просил признать незаконным бездействие ФКУ «Военный комиссариат», выразившееся в невыплате [СКРЫТО] В.И. пенсии за выслугу лет, обязать ответчика принять решение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, взыскать невыплаченную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия судом решения.
В обоснование своих требований [СКРЫТО] В.И. указал, что является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была прекращена. С данным решением ответчика истец не согласен, поскольку имеет постоянную регистрацию по месту жительства в городе Новосибирске, на территории Украины пенсию не получает. Выводы ответчика о том, что он имеет постоянное место жительство на территории Украины необоснованны. Лишение пенсионного обеспечения нарушает права истца.
[СКРЫТО] В.И. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что [СКРЫТО] В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. Пенсия назначена за выслугу лет.
[СКРЫТО] В.И. является гражданином Российской Федерации и зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной копией паспорта, выпиской из домовой книги.
[СКРЫТО] В.И. имеет временное свидетельство на постоянное проживание на территории Украины с 2006 года, а именно в городе Винница.
Как следует из материалов пенсионного дела, с ДД.ММ.ГГГГ выплата [СКРЫТО] В.И. пенсии была приостановлена в связи с длительным не обращением истца за выплатой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» было принято решение о прекращении выплаты пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях».
По мнению [СКРЫТО] В.И., действия ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет и прекращению выплаты пенсии являются незаконными, поскольку на территории Украины он пребывает временно, имеет регистрацию по постоянному месту жительства на территории Российской Федерации.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона № выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 указанной статьи).
По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ (часть 10 статьи 56 Закона №).
В силу части 12 статьи 56 Закона № лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1, 5 части 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае: неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при устранении обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, возобновление выплаты страховой пенсии производится в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (по основаниям, не предусматривающим подачи пенсионером заявления) в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена. (часть 3 указанной статьи).
Заявление пенсионера о возобновлении выплаты страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для этого документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о возобновлении выплаты страховой пенсии дает обратившемуся лицу разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 6 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
Частью 4 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
В силу пункта 1 части 7 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется: в случае обращения лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 настоящей статьи, при представлении им заявления и документов (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), подтверждающих наличие у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения.
Частью 7.1. Федерального закона «О страховых пенсиях» в предусмотренных частью 7 настоящей статьи случаях суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения или поступления соответствующих документов (сведений).
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, в случае выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым у Российской Федерации заключен договор, предусматривающий обязательства по пенсионному обеспечению проживающих на его территории пенсионеров, и при условии отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, выплата ему пенсии приостанавливается. Последующее прекращение выплаты пенсии пенсионеру допускается по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии.
Вместе с тем, в случае обращения пенсионера, выплата пенсии которому была прекращена, в пенсионный орган с заявлением о восстановлении ему выплаты пенсии при наличии у него права на данную пенсию в период с момента прекращения ее выплаты до подачи такого заявления решение о прекращении выплаты пенсии отменяется, а суммы пенсии выплачиваются пенсионеру за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким соглашением является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации. В случае переселения пенсионера в пределах государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ выплата ему пенсии по прежнему месту жительства прекращается в соответствии со статьей 7 этого соглашения, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, переселение пенсионера в пределах государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида ему выплачивается по новому месту жительства.
Такой правовой подход непрерывности выплаты пенсии указанным категориям лиц, т.е. прекращения выплаты только в том случае, если пенсия того же вида назначена в другом государстве, в которое переехал для постоянного проживания пенсионер, отвечает положениям части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, гарантирующей социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, и невозможности произвольного лишения граждан данных прав.
С учетом наличия у [СКРЫТО] В.И. с 2006 года права на постоянное проживание на территории Украины, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление факта, выплачивалась ли [СКРЫТО] В.И. в спорный период пенсия за выслугу лет на территории Украины.
Из материалов пенсионного дела следует, что [СКРЫТО] В.И. неоднократно обращался в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с заявлениями о возобновлении пенсии в период с 2006 года и указывал на временный характер своего пребывания на территории Украины.
Так, согласно справке <адрес> военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.И. как пенсионер Министерства обороны Украины на учете не состоит, пенсию по линии Министерства обороны не получал и не получает.
Из справки Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] В.И. не состоит на учете и не получает пенсию согласно Закону Украины №-XII от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».
Из справки Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] В.И. не состоит на учете и не получает пенсию согласно Закону Украины №-XII от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».
Согласно справке Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.И. в период 2018-2019 г.г. не состоит на учете и не получает пенсию согласно Закону Украины №-XII от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».
Из справки Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] В.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не состоит на учете и не получает пенсию согласно Закону Украины №-XII от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».
Из справки Главного управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что [СКРЫТО] В.И. на учете не состоит, пенсию согласно Закону Украины №-XII от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц» не получает. В 2020 году пенсия не назначалась и не выплачивалась.
Само по себе то обстоятельство, что [СКРЫТО] В.И. на момент проверки ответчиком его места жительства в городе Новосибирске (июль 2017 года), по месту регистрации отсутствовал, не свидетельствует о том, что истец переехал на постоянное место жительство в Украину, даже при наличии права на постоянное проживание на территории Украины, и его пенсионное обеспечение осуществляется на территории Украины.
Таким образом, у ответчика отсутствовали законные основания для принятия решения о прекращении выплаты пенсии, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации истец имеет право на свободу передвижения.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] В.И. ДД.ММ.ГГГГ обращался в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, и ему дались разъяснения о порядке восстановления выплаты пенсии и представления необходимых документов. Однако, необходимые документы, после 2017 года, [СКРЫТО] В.И. не представлял, доказательств обратному суду не представлено.
Вместе с тем, поскольку, [СКРЫТО] В.И. имеет постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации в городе Новосибирск, а выезд и проживание в Украине носит временный характер, связанный с личными и семейными обстоятельствами, и доказательств обратному суду ответчиком суду не представлено, а также учитывая, что [СКРЫТО] В.И. предоставил сведения за период с 2017 года по 2021 год о том, что он не получает пенсионное обеспечение на территории Украины, то в силу положений статьи 24,25 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежит восстановлению выплата пенсии [СКРЫТО] В.И. с момента ее приостановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с установлением размера и выплатой денежных средств за спорный период.
Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, то удовлетворение требование о восстановлении пенсии, не освобождает [СКРЫТО] В.И. от обязанности предоставления в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» документов, подтверждающих его право на получение пенсии на территории Российской Федерации, а также документов, подтверждающих отсутствие пенсионного обеспечения на территории Украины.
Вместе с тем, суд полагает, что не требует отдельного удовлетворение требование о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в невыплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку основанием к удовлетворению заявленных требований в данном случае является признание права истца на восстановление выплаты пенсии на территории Российской Федерации, и подтверждение факта отсутствия пенсионного обеспечения на территории Украины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования [СКРЫТО] В. И. федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным отказа в выплате пенсии, признании незаконным бездействия, понуждении возобновлению выплаты пенсии, взыскании невыплаченной пенсии удовлетворить частично.
Обязать федеральное казенному учреждение «Военный комиссариат <адрес>» (ИНН 5406012609) восстановить выплату пенсии [СКРЫТО] В. И. (паспорт 5099 102563) с ДД.ММ.ГГГГ, определив ее размер и произведя выплату.
В удовлетворении остальной части иска [СКРЫТО] В. И. отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.В.Зинина