Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) |
Дата поступления | 06.07.2016 |
Дата решения | 23.08.2016 |
Статьи кодексов | ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ |
Судья | Постоялко Светлана Александровна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 4493a250-248a-373b-a6a3-01c887d9639a |
Дело № 12- 652/2016
РЕШЕНИЕ
23 августа 2016 г. г. Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Постоялко С.А. рассмотрев жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 15.06.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, расположенного по адресу г. Новосибирск Красный проспект,34,
установил:
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 15.06.2016 г. Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее ДТиДБК) признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10500 руб.
Представитель ДТиДБК, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлена вина ДТиДБК, установка дублирующих дорожных знаков 5.19.1(2) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения» установка указанных знаков не является обязательной. Кроме того, предписание выдано ДТиДБК 03.03.2016г., срок исполнения 30 суток, т.е. до 03.05.2016г. Нанесение дорожной разметки в данный период не возможно и не целесообразно в связи с погодными условиями. В адрес начальника ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску 28.03.2016 г. было направлено письмо № 24/01-17/02249 о невозможности исполнения предписания в срок по нанесению дорожной разметки в связи с плохими погодными условиями. Таким образом, отсутствовала возможность выполнения предписания по нанесению дорожной разметки в установленный срок. Полагает, что Департаментом были приняты все зависящие от него меры по исполнению его основных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, прямого умысла на выполнение предписание у департамента не имелось, в связи с чем, считает, что отсутствует субъективная сторона правонарушения. Кроме того, полагает, что имеются основания для применения ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью.
В судебное заседание представитель Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из предписания КР-45 от 03.03.2016 г. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения г. Новосибирска в целях устранения нарушений п.4.2 и п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, п. 4.5.2.4 и ГОСТ Р 52766-2007 п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, выявленных 03.03.2016 г., ДТиДБК предписано: восстановить горизонтальную разметку 1.14.1 на не регулируемом пешеходном переходе через ул. С.Гвардейцев расположенного близи пл. Кирова, установить дублирующие знаки 5.19.1 (2) над проезжей частью на не регулируемом пешеходном переходе через ул. С.Гвардейцев расположенного близи пл. Кирова, установлен срок исполнения предписания 30 суток с момента получения.
В установленный срок предписание не исполнено.
На основании п.19 ч.1 ст.12, п.21 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;
при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений.
Исходя из требований п.2 ст.30 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08. 2013 г. N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
В силу п.п. "и" п. 3 данного Положения к должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный надзор, относятся, в том числе сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.
Согласно п.п. "а" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. N 171 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию дорог.
В соответствии с п.п. "б" п. 12 указанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденное Приказом МВД РФ от 08.06.1999 г. N 410 (далее - Наставление), определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ за соблюдением правил, нормативов и стандартов, в том числе при содержании дорог в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 10.2 Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется и посредством проведения повседневного надзора.
В соответствии с пунктами 10.2.7.1, 10.2.7.3 Наставления повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
В силу пункта 14.1 Наставления, данные о лицах, действия или бездействие которых повлекли отступление от требований нормативных правовых актов и (или) технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются основанием для принятия решения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, Предписание Кр-45 выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Ссылка представителя ДТиДБК на нарушение порядка проверки также не может быть принята.
В п.10 ч.4 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указано, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения.
Из чего следует, что порядок проведения проверок в области дорожного движения регулируется специальным законом.
В п.5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст установлено, что остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.
Доводы представителя об отсутствии вины ДТиДБК не могут быть приняты.
На основании ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. (ч.2 ст.2.1)
Пункт 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).
Из вышеприведенных норм права следует, что обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа возложена на орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление дорожной деятельности.
Решением городского Совета города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Новосибирска, от 27.06.2007 г. N 654 было утверждено структурное подразделение (отраслевой орган) мэрии города Новосибирска - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, а также утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Основной деятельностью департамента согласно п. 2 Положения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений ст.13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Должностным лицом органов ГИБДД установлено нарушение п.4.2 и п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, и п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, в связи с чем, ДТиДБК предписано организовать мероприятия по устранению данного нарушения, которое не исполнено в установленный срок.
Доказательств того, что в установленный срок были организованы мероприятия по выполнению Предписания, заявителем не представлено.
Довод представителя Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, о малозначительности правонарушения подлежит отклонению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, правоотношения возникают в сфере контрольно-надзорных функций и свидетельствуют о высокой степени общественной опасности правонарушений, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по устранению нарушений законодательства.
Принимая во внимание, что исключительных обстоятельств при производстве по настоящему делу не установлено, учитывая, характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, степень общественной опасности и ущерб, причиненный охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также исходя из положений ст. 2.9 КоАП РФ, оснований для признания совершенного Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска административного правонарушения, малозначительным, не имеется.
При рассмотрении дела и назначении наказания учтены все обстоятельства по делу и назначено справедливое наказание с учетом характера административного правонарушения, личности правонарушителя.
На основании изложенного, руководствуясь под.1 п.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 15.06.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.А. Постоялко