Дело № 33-1438/2017, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Новосибирский областной суд (Новосибирская область)
Дата поступления 17.01.2017
Дата решения 16.03.2017
Категория дела Социальные споры -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> отказа в предоставлении государственной социальной помощи, социального обслуживания, льгот по системе социального обслуживания
Судья Карболина Вера Александровна
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID 0a7ea7ef-50ce-3efe-9abc-45b764450743
Стороны по делу
Истец
********** *.*.
Ответчик
*************** ***** ************ *********** ******** ***
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья: Лыкова Т.В.

Докладчик: Карболина В.А. Дело №33-1438/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Карболиной В.А.

Судей: Коваленко В.В., Плужникова Н.П.

При секретаре Е.В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 16 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе территориального органа Министерства социального развития Новосибирской области отдела пособий и социальных выплат Железнодорожного района города Новосибирска на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 15 ноября 2016г., которым постановлено:

Признать действия территориального органа Министерства социального развития Новосибирской области по отказу в принятии решения об установлении социальной доплаты к пенсии К.Л.А. незаконным.

Возложить на территориальный орган Министерства социального развития Новосибирской области обязанность принять решение об установлении социальной доплаты к пенсии К.Л.А., недостающей до величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя Департамента социального развития Новосибирской области Ф.Е.А., представителя отдела пособий и социальных выплат Железнодорожного района г.Новосибирска Л.Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К.Л.А. обратилась в суд с иском к территориальному органу Министерства социального развития <адрес> и просила признать отказ указанного органа, выраженный в письме от 31.08.2016 № 270 незаконным; возложить на отдел пособий и социальных выплат Железнодорожного района г. Новосибирска обязанность принять решение о назначении К.Л.А. ежемесячного пособия в размере суммы, недостающей до величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, без учета ежемесячной денежной выплаты осуществляемой за счет средств федерального бюджета.

В обоснование исковых требований указано, что 26.08.2016 истец обратилась в отдел пособий и социальных выплат Железнодорожного района города Новосибирска по месту жительства (территориальный орган Министерства социального развития Новосибирской области) с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи и назначении ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам, установленной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как ни в Перечне видов доходов, ни при определении прожиточного минимума ЕДВ не учитывается. 31.08.2016 письмом за № 270, за подписью начальника отдела, заявление истца оставлено без рассмотрения.

Считает, что исполнительный орган государственной власти Новосибирской области умышленно уклоняется от реализации мер социальной поддержки. Нетрудоспособный пенсионер, не являющийся инвалидом и возможно никогда не работавший, среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума, имеет право на доплату до прожиточного минимума из федерального бюджета, тогда как нетрудоспособный пенсионер - инвалид не имеет такого права, замещая эту федеральную доплату ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) инвалида, являющейся компенсационной выплатой по случаю утраты здоровья, что прямо противоречит конституционному равенству всех перед законом и конституционному запрету на ограничение прав инвалидов на прожиточный минимум, подлежащий расчету без учета ЕДВ. При оказании органами власти государственной социальной помощи инвалидам, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) являющаяся расходным обязательством Российской Федерации не учитывается при определении прожиточного минимума малоимущего, при определении его среднедушевого дохода, а также при назначении мер социальной поддержки. Согласно справке УПФР в Железнодорожном районе города Новосибирска от 08.08.2016 № 485100/16 среднедушевой доход К.Л.А. составляет 5 951,82 руб., что ниже уровня прожиточного минимума, установленного в субъекте. Кроме того, судебным постановлением Новосибирского областного суда от 31.10.2013 № 33-8526/2013 истец признана самостоятельно ведущей хозяйство, не являющейся членом семьи собственника жилого помещения, вселенной временно и не имеющей права пользования жилым помещением, в котором проживает, а именно одиноко проживающей. В соответствии с Постановлением администрации Новосибирской области от 27.12.2007 № 204-па отдел пособий и социальных выплат Железнодорожного района города Новосибирска является территориальным органом министерства социального развития Новосибирской области, обладает правами самостоятельного юридического лица.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Принимая во внимание государственные гарантии, предоставленные истцу на получение минимальных денежных доходов, исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» К.Л.А.A. считается малоимущей и имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом, подлежащей расчету без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) установленной инвалидам, обязанность по выплате указанного ежемесячного пособия следует возложить на отдел пособий и социальных выплат Железнодорожного района города Новосибирска - территориальный орган Министерства социального развития Новосибирской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым территориальный орган Министерства социального развития Новосибирской области отдел пособий и социальных выплат Железнодорожного района города Новосибирска не согласен, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы указано, материальное обеспечение К.Л.А. на основании справок о доходах составило 8803 руб. Законом Новосибирской области от 23.11.2015 года № 17-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2016 год» в Новосибирской области прожиточный минимум пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в 2016 году определен в размере 8 803 рубл. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации, согласно ФЗ № 359 от 14.12.2015 года « О федеральном бюджете на 2016 год» установлен в размере 8803 руб. Оснований для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии с 01.01.2016 нет.

Органами для назначения и выплаты доплаты к пенсии с 01 января 2016 года являются органы Пенсионного фонда РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит правильным в силу п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ отменить решение суда как принятое в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права, и принять новое решение, которым К.Л.А. в удовлетворении исковых требований к территориальному органу Министерства социального развития Новосибирской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности, отказать, исходя из следующих обстоятельств по делу

Судом установлено, что К.Л.А. является пенсионером, размер социальной пенсии составляет 5 951,82 рублей, что подтверждается справкой УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска от 08.08.2016 № 485100/16 (л.д. 13).

К.Л.А. является инвалидом второй группы (л.д. 12).

26.08.2016г. К.Л.А. обратилась в отдел пособий и социальных выплат Железнодорожного района г. Новосибирска по месту жительства (территориальный орган Министерства социального развития Новосибирской области) с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи и назначении ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам, установленной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 9)

31.08.2016г. заявление истца оставлено без рассмотрения, рекомендовано обратиться в пенсионный фонд Железнодорожного района г. Новосибирска (л.д. 10).

Удовлетворяя исковые требования истца, признавая действия территориального органа Министерства социального развития Новосибирской области по отказу в принятии решения об установлении социальной доплаты к пенсии К.Л.А. незаконным, возлагая на территориальный орган Министерства социального развития Новосибирской области обязанность принять решение об установлении социальной доплаты к пенсии К.Л.А., недостающей до величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, суд исходил из следующих применений и толкований норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Как следует из преамбулы указанного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

В силу ст. 7 указанного закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально- демографических групп населения.

В силу преамбулы Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки (ч. 1 ст. 6).

В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Новосибирской области от 12.03.1999 N 45-03 «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в соответствии с компетенцией предоставляет дополнительные меры социальной поддержки инвалидам.

Согласно Положению о министерстве социального развития Новосибирской области, утвержденному Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 N 490-п, министерство социального развития Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан в Новосибирской области, опеки и попечительства, отдыха и оздоровления отдельных категорий граждан, в том числе детей, на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении территориальных органов, а также подведомственных государственных учреждений Новосибирской области.

В силу п. 8 указанного Положения, в полномочия министерства входит, в том числе предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам.

Согласно п. 2 Порядка установления, пересмотра и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 17.11.2009 N 422-па «О региональной социальной доплате к пенсии» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальным органом министерства социального развития Новосибирской области - отделом пособий и социальных выплат по месту его жительства или по месту его пребывания по выбору пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную доплату ка срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Таким образом, исходя из данных норм права, суд пришел к выводу, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальным органом министерства социального развития Новосибирской области - отделом пособий и социальных выплат по месту его жительства.

Согласно ст. 1 Закона Новосибирской области от 23.11.2015 N 17-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2016 год» в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», величина прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2016 год установлена в размере 8 803 рублей.

Таким образом, суд пришел к выводу, что среднедушевой доход пенсионера-инвалида К.Л.А. ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, следовательно, она имеет право на получение социальной поддержки за счет средств субъекта Российской Федерации. При этом при определении среднедушевого дохода ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) не учитывается.

При таких обстоятельствах, действия территориального органа Министерства социального развития Новосибирской области по отказу в рассмотрении вопроса об установлении социальной доплаты к пенсии К.Л.А. являются не законными, на ответчика подлежит возложению обязанность по принятию решения об установлении региональной социальной доплаты к пенсии в порядке и сроки, установленные Порядком установления, пересмотра и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденном Постановлением администрации Новосибирской области от 17.11.2009 N 422-па.

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, исходя из следующих норм закона и установленного в судебном заседании.

26.08.2016г. К.Л.А. обратилась к начальнику отдела пособий и социальных выплат Железнодорожного района г.Новосибирска с заявлением, в котором просила оказать ей государственную социальную помощь и назначить ежемесячное пособие в сумме недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам, установленной в соответствии с ч.1,2 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Начальником отдела пособий и социальных выплат Железнодорожного района г.Новосибирска К.Л.А. был дан ответ, что с 01.01.2016г. социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания. В связи с чем, для решения данного вопроса заявителю необходимо обратиться в Пенсионный фонд Железнодорожного района г.Новосибирска.

Согласно ст. 12.1. ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» неработающим пенсионерам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации производится социальная доплата к пенсии.

Согласно п.2 ст. 12.1. ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи», при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Среднедушевой доход и состав семьи гражданина определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ с учетом видов доходов, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512.

Согласно Перечню при расчете среднедушевого дохода учитываются:

- социальные выплаты из бюджетов всех уровней, к которым относится дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

- другие доходы, в которые включаются денежные эквиваленты полученных льгот и социальных гарантий.

В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи (п. 2 Перечня). Набор социальных выплат определен п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи». ЕДВ государственной социальной помощью не является.

ЕДВ не учитывается лишь при исчислении среднедушевого дохода только при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (п. 7 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ).

В соответствие с п. 3 ст. 12.1. ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Согласно п. 4. ст. 12.1. ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

На основании п. 5 ст.12.1 ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Материальное обеспечение К.Л.А. на основании справок о доходах составило 8803 рубля.

Законом Новосибирской области от 23.11.2015 года № 17-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2016 год» в Новосибирской области прожиточный минимум пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в 2016 году определен в размере 8 803 рубля. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации, согласно ФЗ № 359 от 14.12.2015 года « О федеральном бюджете на 2016 год» установлен в размере 8803 рубля. Оснований для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии с 01.01.2016 года нет.

Таким образом, органами для назначения и выплаты доплаты к пенсии с 1 января 2016 года являются органы Пенсионного фонда РФ.

Для проверки обстоятельств по делу, с учетом мнения сторон, был сделан запрос в УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирска, получателем каких выплат является К.Л.А. и обращалась ли она в УПФ за доплатами до величины прожиточного минимума.

Согласно справки УПФ, К.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по линии Пенсионного фонда РФ является получателем следующих выплат:

- социальной пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- ежемесячной денежной выплаты инвалиду 2 группы;

- федеральной социальной доплаты к пенсии.

Ежемесячная денежная выплата инвалиду 2 группы установлена К.Л.А. согласно статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

При этом обращают внимание на тот факт, что в соответствии с пунктом 3 названной статьи, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) по указанному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному акту независимо от основания (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законами Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Пунктом 7 статьи 28.1 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Законом № 178-ФЗ:

обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами - 766 руб.55 коп. и 807 руб.94 коп. с 01.02.2016 и с 01.02.2017 соответственно;

предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний - 118 руб.59 коп. и 124 руб.99 коп. с 01.02.2016 и с 01.02.2017 соответственно;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 110 руб.09 коп. и 116 руб.04 коп. с 01.02.2016 и с 01.02.2017 соответственно.

Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с заявлениями от 23.09.2011 об отказе от набора социальных услуг полностью, от 03.07.2012 о возобновлении обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и от 10.09.2015 об отказе от получения данной части набора социальных услуг К.Л.А. с 01.01.2016 набор социальных услуг в «натуральном» виде не предоставляется, а его денежный эквивалент включается в сумму получаемой ежемесячной денежной выплаты.

Дополнительно сообщают, что с целью доведения материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, предусматривается установление социальной доплаты к пенсии. Данная норма закреплена в статье 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

- пенсий;

- дополнительного материального (социального) обеспечения;

- ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

- иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта определяются органами социальной защиты населения Новосибирской области и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Данная процедура предусмотрена пунктом 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Социальная доплата выплачивается неработающим пенсионерам вместе с пенсией. В период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, данная доплата к пенсии не производится.

Законами Новосибирской области от 23.11.2015 г. № 17-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2016 год», от 28.11.2016 № 118-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2017» и частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» величина прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области в 2016 и в 2017 годах установлена в размере 8803 рубля.

УПФ приведен расчет размера федеральной доплаты к пенсии К.Л.А. с 01.01.2016:

Период Размер Размер Меры Общая сумма Размер федеральной

пенсии ЕДВ социальной материального социальной доплаты к

поддержки обеспечения пенсии

на оплату

ЖКУ

Январь 2016 5722,91 2240,74 464,46 8428,11руб.

(5722,91 + 2240,74 + 464,46) 374 руб.89 коп.

(8803,00 - 8428,11)

Февраль 2016 5722,91 2397,59 467,04 8587,54 руб.

(5722,91 + 2397,59+ 467,04) 215 руб.46 коп.

(8803,00 - 8587,54)

Март 2016 5722,91 2397,59 522,26 8642,76 руб.

(5722,91 + 2397,59+ 522,26) 160 руб.24 коп.

(8803,00 - 8587,54)

Апрель 2016 5951,82 2397,59 528,57 8877,98 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 528,57) 0 руб.00 коп.

Май 2016 5951,82 2397,59 532,40 8881,81 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 532,40) 0 руб.00 коп.

(т.к. общая сумма материального обеспечения превышает величину прожиточного минимума)

Июнь 2016 5951,82 2397,59 530,67 8880,08 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 530,67) 0 руб.00 коп.

(т.к. общая сумма материального обеспечения превышает величину прожиточного минимума)

Июль 2016 5951,82 2397,59 532,15 8881,56 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 532,15) 0 руб.00 коп.

(т.к. общая сумма материального обеспечения превышает величину прожиточного минимума)

Август 2016 5951,82 2397,59 526,50 8875,91 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 526,50) 0 руб.00 коп.

(т к- общая сумма материального обеспечения превышает величину прожиточного минимума).

Сентябрь 2016 5951,82 2397,59 398,17 8747,58 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 398,17) 55 руб.42 коп.

(8803,00 - 8747,51)

Октябрь 2016 5951,82 2397,59 268,36 8617,77 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 268,36) 185 руб.23 коп.

(8803,00-8617,77)

Ноябрь 2016 5951,82 2397,59 281,61 8631,02 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 281,61) 185 руб.23 коп.

(8803,00-8631,02)

Декабрь 2016 5951,82 2397,59 298,17 8647,58 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 298,17) 155 руб.42 коп.

(8803,00-8647,58)

Январь 2017 5951,82 2397,59 297,18 8646,59 руб.

(5951,82 + 2397,59+ 297,18) 156 руб.41 коп.

(8803,00-8646,59)

Февраль 2017 5951,82 2527,06 305,04 8783,92 руб.

(5951,82 + 2527,06+ 305,04) 19 руб.08 коп.

(8803,00 - 8783,92)

Таким образом, К.Л.А. является получателем пенсии, ежемесячной денежной выплаты, установленной как инвалиду 2 группы. Указанные суммы учитываются при подсчете суммы материального обеспечения пенсионера наряду с суммами мер социальной поддержки, выплачиваемых органами социальной защиты населения Новосибирской области.

В случае, если общая сумма материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области, выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии до указанной величины.

Исходя из указанных обстоятельств по делу и норм права, судебная коллегия не находит правовых оснований к признанию незаконными действий территориального органа Министерства социального развития Новосибирской области в даче указанного выше ответа заявителю на ее заявление о решении вопроса о социальной доплате. Поэтому полагает правильным отменить решение суда и принять новое решение, которым К.Л.А. в удовлетворении исковых требований к территориальному органу Министерства социального развития Новосибирской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности, отказать, поскольку в ответе (исх.№270 от 31.08.2016г.) на заявление К.Л.А. ей было дано разъяснение, что региональная социальная доплата к пенсии назначается на основании Постановления Администрации Новосибирской области №422-па от 17.01.2009г.

Право на региональную социальную доплату к пенсии имеет пенсионер, у которого общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на соответствующий год.

В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, то территориальными органами ПФР пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается через Пенсионный фонд РФ за счет средств федерального бюджета.

Законом Новосибирской области в регионе прожиточный минимум пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в 2016г. определен в размере 8803 рубля. Величина установленного прожиточного минимума утверждена на уровне величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, в связи с чем, с 1.01.2016г. неработающим пенсионерам была установлена федеральная социальная доплата к пенсии. Поэтому уполномоченными органами для назначения и выплаты доплаты к пенсии с 01.01.2016г. определены органы Пенсионного фонда РФ.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 15 ноября 2016 года отменить и принять новое решение, которым К.Л.А. в удовлетворении исковых требований к территориальному органу Министерства социального развития Новосибирской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности, отказать.

Апелляционную жалобу отдела пособий и социальных выплат Железнодорожного района г.Новосибирска Министерства социального развития Новосибирской области удовлетворить.

Председательствующий-

Судьи:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Новосибирский областной суд (Новосибирская область) на 17.01.2017:
Дело № 33а-1430/2017, апелляция
  • Дата решения: 07.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Галина Вера Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1413/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Галаева Любовь Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1432/2017, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коваленко Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1372/2017, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Давыдова Инесса Вениаминовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1445/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вегелина Елена Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1423/2017, апелляция
  • Дата решения: 26.01.2017
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Грибанов Юрий Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1410/2017, апелляция
  • Дата решения: 31.01.2017
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Галаева Любовь Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1419/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Плужников Николай Петрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1399/2017, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Савельева Марина Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1376/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.02.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Братчикова Лилия Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № П4А-168/2017 [4А-980/2016], надзор
  • Дата решения: 20.01.2017
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-162/2017, надзор
  • Дата решения: 09.03.2017
  • Решение: оставлены без изменения постановление и все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-163/2017, надзор
  • Дата решения: 17.03.2017
  • Решение: оставлены без изменения постановление и все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-169/2017, надзор
  • Дата решения: 20.01.2017
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-170/2017, надзор
  • Дата решения: 17.03.2017
  • Решение: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ (в том числе с отменой последующих решений)
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-171/2017, надзор
  • Дата решения: 20.01.2017
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-180/2017, надзор
  • Дата решения: 14.03.2017
  • Решение: оставлены без изменения постановление и все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Рытикова Татьяна Альбиновна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-7/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 15.03.2017
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Билюкова Людмила Родионовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ