Дело № 66а-81/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирская область)
Дата поступления 13.01.2020
Дата решения 13.02.2020
Категория дела Оспаривание нормативных правовых актов иных органов государственной власти субъекта РФ
Судья Роженцева Ю.В.
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID e67e90b3-3fa5-34c0-9264-1d83ee4210f7
Стороны по делу
Истец
******** * ************ **************** "*****"
Ответчик
**** ****** ************
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 25OS0000-01-2019-000288-41

№ 66а-81/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 13 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Роженцевой Ю.В., Захарова Е.И.,

при секретаре Ковалевой С.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-247/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Остия» о признании недействующим в части пункта 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 июля 2015 г. № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» по апелляционной жалобе Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Приморского краевого суда от 31 октября 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В., заключение прокурора Довыденко Н.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Остия» (далее - ООО «Остия») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части пункта 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 июля 2015 г. № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» (в действующей редакции от 4 мая 2018 г.) в части установления значения коэффициента функционального использования «12» для земельных участков, имеющих вид функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах» с даты принятия решения Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО].

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка на основании договоров аренды, заключенных с управлением муниципальной собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 10 ноября 2004 г., с департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № от 27 марта 2012 г. При расчете арендной платы за пользование земельным участком по договору от 10 ноября 2004 г. применяется коэффициент «12», установленный пунктом 1.5.1 Приложения 1 к вышеуказанному решению Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 июля 2015 г. № 505 для земельных участков с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах». Административный истец полагает, что данным решением Думы [СКРЫТО] нарушается его право на экономически обоснованную арендную плату за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности; указанное решение не соответствует части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», так как отсутствует надлежащее финансово-экономическое обоснование проекта указанного решения, отсутствуют какие-либо документы, содержащие анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчет значений утвержденных коэффициентов.

Решением Приморского краевого суда от 31 октября 2019 г. административное исковое заявление ООО «Остия» удовлетворено частично, нормативный правовой акт в оспариваемой части признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с решением суда, Дума [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с нарушение норм материального права, при неправильной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав в обоснование жалобы на то, что принцип экономической обоснованности, с учетом формулы расчета арендной платы, уже учтен при установлении кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем вывод суда о том, что соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении величин корректирующих и функциональных коэффициентов должно быть доказано путем предоставления соответствующих документов, подтверждающих их расчет, считает несостоятельным.

Относительно доводов апелляционной жалобы ООО «Остия» и прокуратурой Приморского края представлены возражения.

В судебное заседание представители ООО «Остия», администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО], Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО], департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Довыденко Н.П., Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Дума [СКРЫТО] [СКРЫТО] является представительным органом муниципального образования, уполномоченным в сфере земельных отношений.

Думой [СКРЫТО] [СКРЫТО] принято решение от 30 июля 2015 г. № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в [СКРЫТО] [СКРЫТО]» (с учетом внесенных изменений), которое 10 августа 2015 г. официально опубликовано в «Вестнике Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО]» № 33 (далее - решение от 30 июля 2015 г. № 505).

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение от 30 июля 2015 г. № 505 принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.

В Приложении 1 к решению Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 июля 2015 г. № 505 определены виды функционального использования земельных участков и соответствующие им значения коэффициентов функционального использования.

Пунктом 1.5.1 указанного Приложения 1 предусмотрено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду до 1 марта 2015 г., а также за земельные участки, предоставленные в аренду в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», для земельных участков, имеющих вид функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах», значение коэффициента функционального использования устанавливается в размере «12».

Из материалов дела следует, что ООО «Остия» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:010012:0040, площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса на основании договора аренды , заключенного 10 ноября 2004 г. с управлением муниципальной собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО].

Согласно расчету арендной платы, являющемуся приложением к договору аренды, итоговая сумма арендной платы рассчитывается с учетом коэффициентов, при этом конкретный вид и значение коэффициентов в расчете не указаны, указан только итоговый коэффициент «2,25».

27 марта 2012 г. между ООО «Остия» и департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 382 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для использования в целях строительства торгового комплекса.

Из расчета арендной платы, являющейся приложением к договору, следует, что размер арендной платы рассчитывается исходя из коэффициента функционального использования «2,5».

28 октября 2019 г. управление муниципальной собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО] направило в адрес ООО «Остия» уведомление о том, что арендная плата по договору аренды земельного участка от 10 ноября 2004 г. рассчитывается, в том числе, с применением коэффициента функционального использования «12», установленного пунктом 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 июля 2015 г. № 505. Также было указано, что по договору аренды от 27 марта 2012 г. арендная плата рассчитывалась с применением коэффициента функционального использования «2,5», установленного решением Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24 ноября 2009 г. № 396.

Судом также установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края по иску департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с ООО «Остия» взыскана задолженность по уплате арендной платы по договору аренды земельного участка от 10 ноября 2004 г. , размер которой рассчитан с применением коэффициента «12». Кроме того, в настоящий момент указанный коэффициент применяется при расчете арендной платы по всем договорам аренды земельных участков с вышеуказанным видом разрешенного использования, находящихся в муниципальной собственности.

Суд первой инстанции, проанализировав представленные Думой [СКРЫТО] [СКРЫТО] документы и установив, что финансово-экономическое обоснование к проекту оспариваемого решения не подтверждает выполнения каких-либо расчетов в целях экономического обоснования установления значения коэффициента функционального использования «12» в отношении земельных участков с видом функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах», анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводились, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм закона и соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582).

К числу таких принципов, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Указанных документов административным ответчиком представлено не было.

Представленные административным ответчиком подписанные главой [СКРЫТО] [СКРЫТО] пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 июля 2015 г. № 505 не содержат доказательств, что при расчетах арендной платы производился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчеты в целях экономического обоснования установленной величины коэффициента функционального использования.

При таких обстоятельствах оспариваемое значение коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, являющего субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением.

По указанным основаниям являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы в данной части.

Вопреки доводам апелляционной жалобы определение арендной платы как процент от кадастровой стоимости земельного участка, которая в свою очередь определяется с учетом принципа экономической обоснованности, не исключает требования о необходимости экономического обоснования размера арендной платы применительно к земельным участкам с видом функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах».

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу, мотивировав данный вывод, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Приморского краевого суда от 31 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы [СКРЫТО] [СКРЫТО] - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирская область) на 13.01.2020:
Дело № 66а-77/2020, апелляция
  • Дата решения: 05.02.2020
  • Решение: определение отменено в части с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сумачакова Н.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-72/2020, апелляция
  • Дата решения: 23.01.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сумачакова Н.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-68/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.01.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Роженцева Ю.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-69/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.02.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вольная Е.Ю.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-75/2020, апелляция
  • Дата решения: 04.02.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сучкова Е.Г.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-76/2020, апелляция
  • Дата решения: 05.02.2020
  • Решение: определение отменено в части с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сумачакова Н.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-74/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.02.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сучкова Е.Г.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-78/2020, апелляция
  • Дата решения: 31.01.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сумачакова Н.И.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-73/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.02.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вольная Е.Ю.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 66а-82/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.01.2020
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сучкова Е.Г.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 55К-32/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ячменева Т.П.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55-34/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Голубченко Д.И.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55К-33/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Опанасенко В.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55-35/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шилкина Е.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55-36/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Опанасенко В.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55-37/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.02.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Опанасенко В.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 55К-38/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мартынов Р.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55-39/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ячменева Т.П.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 55-40/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.02.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мартынов Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ