Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирская область) |
Дата поступления | 13.01.2020 |
Дата решения | 04.02.2020 |
Категория дела | об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости |
Судья | Сучкова Е.Г. |
Результат | ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b3d38c89-6b5c-32e7-ba10-d3b0ff81cf9c |
Дело № 04OS0000-01-2019-000157-86
66а-75/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 04 февраля 2020 года
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Сучковой Е.Г.,
рассмотрев без проведения судебного заседания материал № 9а-31/2019 по частной жалобе представителя административного истца [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – Козлова Максима Александровича на определение Верховного Суда Республики Бурятия от 05 ноября 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
Установил:
[СКРЫТО] В.В. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 05 ноября 2019 года в принятии административного искового заявления [СКРЫТО] В.В. отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как не подлежащего рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
В частной жалобе представитель административного истца просит вышеуказанное определение отменить как незаконное, нарушающее права и интересы административного истца, направив дело на рассмотрение по существу в суд первой инстанции. Ссылается на то, что в данном случае решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссии) не исполняется, что и является причиной обращения с административным исковым заявлением. Иного порядка защиты нарушенных прав законодательством не предусмотрено, отказ в принятии искового заявления препятствует восстановлению нарушенных прав административного истца.
Рассмотрение частной жалобы осуществляется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 307, с изъятиями и особенностями, установленными частями 2, 2.1, 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судьей единолично, без назначения судебного заседания и извещения о нем участвующих в деле лиц.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок разрешения споров об оспаривании кадастровой стоимости регламентирован главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения.
Статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности). При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции верно указал, что для граждан предусмотрен альтернативный механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости: судебный порядок и посредством обращения в Комиссию. В случае реализации гражданином права оспаривания кадастровой стоимости путем обращения в Комиссию, и принятия ею положительного решения о пересмотре кадастровой стоимости, которое является самостоятельным основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, повторного обращения в суд с аналогичным заявлением не требуется.
Из административного искового заявления и приложенных к нему документов следует, что [СКРЫТО] В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6616 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 29.07.2016 года определена в размере 105729502,08 рублей, согласно выписке из ЕГРН от 13.03.2019 года.
[СКРЫТО] В.В., реализуя свое право, предусмотренное Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 21.12.2017 года обратился с заявлением в Комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 6 759 000 рублей, представив отчет об оценке от 30.11.2017 года № 440/17.
Решением Комиссии от 17.01.2018 года кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 29.07.2016 года определена в размере его рыночной стоимости, равной 6 759 000 рублей.
[СКРЫТО] В.В., обращаясь в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, просит вновь установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 29.07.2016 года в размере его рыночной стоимости, равной 6 759 000 рублей.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что кадастровая стоимость данного земельного участка по-прежнему указана в реестре в размере 105 729 502, 80 рублей, несмотря на наличие решения Комиссии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что данное требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Из системного толкования норм права, регулирующих указанные правоотношения, следует, что правовые последствия определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Комиссией или судом заключаются во внесении сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости, при этом повторное оспаривание в судебном порядке установленной Комиссией или судом в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не допускается.
Решение суда, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а решение Комиссии об установлении кадастровой стоимости может быть оспорено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что на основании заявления [СКРЫТО] В.В. Комиссия приняла решение от 17.01.2018 года, которым установила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 29.07.2016 года в размере 6 759 000 рублей. При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии административного искового заявления [СКРЫТО] В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости на 29.07.2016 года, равной 6 759 000 рублей.
Доводы частной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации, не свидетельствуют о нарушении права административного истца и не могут служить основанием к отмене определения об отказе в принятии административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 198, 199, пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Определил:
Определение Верховного Суда Республики Бурятия от 05 ноября 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – Козлова Максима Александровича – без удовлетворения.
Судья Е.Г. Сучкова