Дело № 2-65/2023 ~ М-30/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Большемурашкинский районный суд (Нижегородская область)
Дата поступления 07.03.2023
Категория дела Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 3a9ff336-ef96-4ad3-b778-ef550f85c10e
Стороны по делу
Истец
********* ****** **********
Ответчик
********* ***** *********** * *********** *********** ** ** ************* ******* (****************** *****)
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-65/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Большое Мурашкино 17 мая 2023 года

[СКРЫТО] [СКРЫТО] суд [СКРЫТО] [СКРЫТО] в составе председательствующего судьи Гусева И.Г.,

при секретаре Роговой Е.М.,

с участием представителя истца Игнатьева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Отделению [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации по [СКРЫТО] [СКРЫТО] о возложении обязанности льготного исчисления страхового стажа,

У С Т А Н О В И Л:

Истец [СКРЫТО] Г.Е. в обоснование заявленных требований указала, что обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой на должностях, связанных с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Своим решением ответчик периоды ее работы с 01.12.2015 по 28.07.2019 и с 31.07.2019 по 31.12.2021 в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной общепрофильной бригады отделения скорой медицинской помощи Приволжского координационного центра органного и тканевого донорства ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России включил в страховой стаж в календарном порядке.

Произведенный ответчиком подсчет специального стажа считает незаконным в части учета периода работы с 01.04.2020 по 30.09.2020 в календарном порядке без применения коэффициента 1:2 за работу с пациентами с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии и с подозрением на COVID-19.

Просит признать незаконным решение ответчика в части учета специального стажа с 01.04.2020 по 30.09.2020 в календарном порядке и обязать ответчика включить указанный период в специальный стаж с применением коэффициента 1:2.

Истица [СКРЫТО] Г.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом (л.д.133).

Представитель истца Игнатьев А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании, настаивая на заявленных [СКРЫТО] Г.Е. требованиях, сослался на доводы искового заявления.

Представитель ответчика Засимчук И.А., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд письменные возражения на иск, в которым иск не признает. Считает, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих ее работу с больными COVID-19 не менее 80% рабочего времени. По сведениям индивидуального лицевого счета истца периоды с 01.04.2020 по 30.04.2020 и с 01.06.2020 по 30.09.2020 отражены с указанием кода особых условий «ВИРУС», тогда как период с работы с 01.05.2020 по 31.05.2020 таким кодом не отмечен (л.д.78-79,129).

Третье лицо ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.96).

Выслушав представителя истца, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Досрочная страховая пенсия по старости назначается в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ о пенсиях) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов [СКРЫТО] дела [СКРЫТО] Г.Е. 21.06.2022 истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д.34-36). Оспариваемым решением от 21.07.2021 № 72 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии, установлено, что право на пенсию может быть реализовано не ранее 10.05.2024, поскольку требуемый специальный стаж в количестве 30 лет ей выработан по состоянию на 10.05.2021. Спорный период работы с 01.04.2020 по 30.09.2020 включен ответчиком в специальный стаж работы в календарном порядке как 1 день работы за 1 день специального стажа (л.д.61).

При названных обстоятельствах, учитывая, что между сторонами не имеется спора относительно включения спорного периода в специальный стаж работы, суд не входит в обсуждение этого вопроса и не приводит правового обоснования зачета работы, выполнявшейся истцом в спорный период, в специальный стаж работы, учитываемой для назначения вышеназванного вида досрочной страховой пенсии по старости. Предметом спора по настоящему делу является порядок учета в специальный стаж спорного периода: календарный либо льготный (кратный).

В соответствие с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19" установлено, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в следующем порядке:

день работы медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях - как 2 дня;

день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня;

день работы медицинских работников по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлению отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, транспортировке пациентов в поликлинические отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии - как 2 дня.

В части 3 этого Постановления указано, что в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, исчисляются периоды соответствующей работы, имевшей место с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г.

Из содержания указанного положения следует, что в данный период медицинским работником, то есть истцом, фельдшером скорой помощи, должна быть оказана медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 фактически, поскольку в льготном порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, исчисляются периоды соответствующей работы, имевшей место.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 г. N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного [СКРЫТО] возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 ФЗ о пенсиях).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации (часть 1 статьи 11 ФЗ о пенсиях).

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ о пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 ФЗ о пенсиях).

Из указанных положений закона следует, что для периодов работы, имевших место после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" презюмируется правильность сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Бремя доказывания неправильности (ошибочности) этих сведений в соответствие с положениями ст.56 ГПК РФ возлагается на сторону, которая эти сведения оспаривает.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на [СКРЫТО] Г.Е. истец была зарегистрирована в системе обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] 25.12.1997, т.е. до начала спорного периода работы (л.д.54).

В соответствии с частью 4 статьи 14 ФЗ о пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]").

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" индивидуальный лицевой счет – это электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации (далее - [СКРЫТО]).

В соответствие с п.п.3 п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Согласно ч.1 ст.28 ФЗ о пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО].

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в [СКРЫТО], осуществляется органами [СКРЫТО].

Согласно абзацу 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у [СКРЫТО], в том числе полученными от налоговых органов, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

В силу абзаца 27 статьи 17 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО] и обязательного [СКРЫТО] [СКРЫТО]" в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых территориальным органом [СКРЫТО] страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Из системного толкования названных правовых норм следует, что пенсионный орган при несогласии с предоставленными работодателем сведениями индивидуального (персонифицированного) учета вправе провести соответствующие контрольные мероприятия и потребовать от работодателя устранения допущенных ошибок и (или) несоответствий, однако, не воспользовавшись такими полномочиями, при назначении гражданину пенсии не может игнорировать эти сведения индивидуального (персонифицированного) учета по мотиву несогласия с ними и/или требовать от гражданина предоставления каких-либо дополнительных документов, в том числе доказывающих полную занятость на льготной работе. Немотивированное несогласие [СКРЫТО] органа со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не возлагает на гражданина бремя доказывания обратного, в том числе и при рассмотрении спора судом.

Постановлением Пенсионного [СКРЫТО] Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 612п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 507п" введен новый вид кода для классификации работы медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 - "ВИРУС".

Данный код "ВИРУС" заполняется в графе 10 "Основание (код)", графе 9 "Особые условия труда (код)" в отношении медицинских работников, занятых в медицинских организациях и их структурных подразделениях оказанием соответствующих видов медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

Также введены новые коды "Исчисление страхового стажа: основание", "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц", "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица", "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица".

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на [СКРЫТО] Г.Е. часть спорного периода работы с 01.04.2020 по 30.04.2020 и с 01.06.2020 по 30.09.2020 отмечена кодом особых условий работы «ВИРУС» (л.д.59). Это же следует из копии сведений о страховом стаже застрахованного лица [СКРЫТО] Г.А., которые были переданы работодателем ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России в пенсионный орган (л.д.123-125). Согласно письменной информации, предоставленной третьим лицом ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, в указанные периоды [СКРЫТО] Г.Е. работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, на полную ставку. Истец оказывала скорую, в том числе специализированную медицинскую помощь пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (л.д.126).

Указом Губернатора [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности" на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] был введен режим повышенной готовности, который действовал на протяжении всего спорного периода работы истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета дают основания для исчисления специального стажа работы [СКРЫТО] Г.Е. в льготном порядке как 1 день работы за 2 дня специального стажа, а ответчиком не представлено доказательств как выявлению и устранению ошибочности этих сведений в процессе осуществления своей контрольной деятельности, так и доказательств в суд о такой ошибочности, исковые требования в части периодов работы истца с 01.04.2020 по 30.04.2020 и с 01.06.2020 по 30.09.2020 подлежат удовлетворению.

Период работы истца с 01.05.2020 по 31.05.2020, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, кодом льготной работы «ВИРУС» не обозначен (л.д.59). Это соответствует сведениям, переданным в пенсионный орган работодателем ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России (л.д.123-125), который также в письменной форме с приложением копии табеля рабочего времени сообщил о нахождении [СКРЫТО] Г.Е. в указанный период в очередном отпуске (л.д.106-107,126).

При таких обстоятельствах бремя доказывания недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета за названный период возлагается на истца.

Поскольку в данной части сведения индивидуального (персонифицированного) учета истцом вопреки положениям ст.56 ГПК РФ не опровергнуты, из представленных в дело доказательств следует, что [СКРЫТО] Г.Е. с период с 01.05.2020 по 31.05.2020 фактически не осуществляла трудовых функций, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, а также пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в этой части решение [СКРЫТО] органа о календарном исчислении специального стажа истца следует признать правильным. Соответственно иск в части периода работы с 01.05.2020 по 31.05.2020 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования [СКРЫТО] Г.Е. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 21.07.2021 № 72 в части исчисления специального страхового стажа [СКРЫТО] Г.Е., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста, за периоды с 01.04.2020 по 30.04.2020 и с 01.06.2020 по 30.09.2020 без применения льготного исчисления как один день работы за два дня специального страхового стажа.

Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации по [СКРЫТО] [СКРЫТО] произвести исчисление специального страхового стажа работы [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста, за периоды работы с 01 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года и с 01 июня 2020 года по 30 сентября 2020 года в льготном порядке как один день работы за два дня специального страхового стажа.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения от 21.07.2021 № 72 в части исчисления специального страхового стажа за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 и о возложении обязанности произвести льготное исчисление страхового стажа за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 [СКРЫТО] Г.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через [СКРЫТО] суд.

Мотивированное решение (решение в окончательной форме) изготовлено 24 мая 2023 года.

Председательствующий И.Г.Гусев

Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Большемурашкинский районный суд (Нижегородская область) на 07.03.2023 в базе нет.