Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кстовский городской суд (Нижегородская область) |
Дата поступления | 14.07.2015 |
Дата решения | 17.11.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | db83b3d9-7b91-35ce-b82a-7587f22b86a5 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
(дата обезличена) (адрес обезличен)
[СКРЫТО] [СКРЫТО] суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Кондратьева И.Ю., при секретаре ФИО2, с участием ст. пом. Кстовского городского [СКРЫТО] ФИО5 представителя ответчика, по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского [СКРЫТО], действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации горда Кстово, (адрес обезличен) об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на территории кладбища,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующий в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации горда Кстово, (адрес обезличен) об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на территории кладбища, по следующим основаниям.
Кстовской [СКРЫТО] прокуратурой по обращению ФИО4 проведена проверка соблюдения требований законодательства при организации содержания территории городского кладбища (адрес обезличен), расположенного в пер.Нагорный (адрес обезличен).
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно ч.2 ст.21, ч.3 ст.39 Федерального закона №52 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в числе иных организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Так, согласно ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПин 2.1.2882-11),, согласно п. 6.4 которых при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В ходе проверки, проведенной Кстовской [СКРЫТО] прокуратурой совместно со специалистом территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по (адрес обезличен) в Кстовском, Большемурашкинском,Бутурлинском,Дальнеконстантиновском, (адрес обезличен)х установлено, что в нарушение пункта 6.4 СанПин 2.1,2882-11 система водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ на территории кладбища не смонтирована, общественный туалет отсутствует.
Неисполнение администрацией (адрес обезличен) требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и безопасные условия жизнедеятельности.
В связи с изложенным [СКРЫТО] просит обязать администрацию (адрес обезличен) устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства путем установки на территории городского кладбища (адрес обезличен), расположенного в пер. Нагорный (адрес обезличен),
общественного туалета и монтажа системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий с момента вступления решения суда в силу.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласился Ссылась на то, что с целью устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на основании распоряжения администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен)-р создана комиссия по обследованию мест захоронений на вышеуказанных городских кладбищах.
(дата обезличена) Комиссия провела выездную проверку по обследованию мест захоронений на кладбище пер. Нагорный (в районе церкви) и на кладбище по (адрес обезличен) (за мебельной фабрикой в ст. части (адрес обезличен)).
По результатам проверки Комиссией установлено, что обследуемые городские кладбища в связи с полным использованием зон захоронения закрыты для использования на основании Постановления администрации (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена).
В существующих границах обследуемых городских кладбищ строительство туалетов выгребного типа и монтаж систем водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ не представляется возможным.
На обследуемых кладбищах отсутствует место для размещения указанных сооружений, с соблюдением санитарных зон, установка, требуемых [СКРЫТО] сооружений в существующих границах указанных кладбищ не возможна в виду отсутствия сводных мест необходимых для их размещения.
Таким образом, в случае удовлетворения судом требований [СКРЫТО] решения суда будет физически неисполнимым для Администрации.
Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно ч.2 ст.21, ч.3 ст.39 Федерального закона №52 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в числе иных организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Так, согласно ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
В соответствии с п. 6.4. СанПиН 2.1.2882-11, при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Судом установлено, что администрация муниципального образования (адрес обезличен) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами (адрес обезличен), в том числе в области организации похоронного дела и ритуальных услуг.
На территории (адрес обезличен) расположено общественное кладбище, расположенное в пер. Нагорный (адрес обезличен), которое является муниципальной собственностью.
Также установлено, что система водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ на территории кладбища не смонтирована, общественный туалет отсутствует.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Вместе с тем установлено, что указанное кладбище находятся в сложившейся плотной, жилой застройке. До ближайших жилых домов от границ кладбищ менее 5-6 метров. А также кладбище является закрытым с 2009г., что подтверждается постановлением администрации горда Кстово, (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена)г. и фотографиями.
Кроме того на указанном кладбище отсутствует место для размещения указанных сооружений, с соблюдением санитарных зон предусмотренных СанПин 2.1.2882-11. и «Санитарными правилами устройства и содержания общественных уборных» (утв. Главным государственным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72). Что подтверждается актом комиссии проверки мест захоронения от 21.09.2015г.
Суд учитывает, что СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" вступил в силу с 18.09.2011, следовательно, санитарные нормы, предусмотренные указанными правилами, не могут быть применены к содержанию закрытых кладбищ в 2009 году. Поскольку указанные Правила распространяются только в отношении кладбищ, связанных с их размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией.
Наряду с этим, при вынесении решения, суд учитывает следующие обстоятельства.
Как следует из выводов Комиссии установка, требуемых [СКРЫТО] сооружений в существующих границах указанного кладбища не возможна в виду отсутствия сводных мест необходимых для их размещения.
Таким образом, в случае удовлетворения судом требований [СКРЫТО] решения суда будет фактически неисполнимым для Администрации.
Судебное решение, принимаемое по заявленным истцом требованиям, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и должно отвечать, в том числе, общеправовому принципу исполнимости судебных актов (ст. 6 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. ст. 13, 210 ГПК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3 Постановления от 14.02.2002 N 4-П, вступившее в законную силу судебное решение должно быть исполнено, - в противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты.
Т.о. учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также, что удовлетворение судом требований [СКРЫТО] в рамках заявленного иска приведет к неисполнимости решения суда, что противоречит общеправовому принципу исполнимости судебных актов, суд считает требования [СКРЫТО] об обязании администрации (адрес обезличен) устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства путем установки на территории городского кладбища (адрес обезличен) общественного туалета и монтажа системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кстовского городского [СКРЫТО] об обязании администрации (адрес обезличен) устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства путем установки на территории городского кладбища (адрес обезличен), расположенного в пер. Нагорный (адрес обезличен), общественного туалета и монтажа системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через [СКРЫТО] горсуд.
Председательствующий судья: Кондратьев И.Ю.