Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Нижегородский областной суд (Нижегородская область) |
Дата поступления | 06.05.2020 |
Дата решения | 02.09.2020 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА органов государственной власти... -> оспаривание иных НПА законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ |
Судья | Нуждин Вячеслав Николаевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d8e1f316-01b1-32dc-963c-a89991b65f23 |
Дело №3а-585/2020
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 02 сентября 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,
с участием прокурора Четайкина А.В., представителя административного истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «<данные изъяты>» о признании недействующими отдельных положений решения Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области»,
УСТАНОВИЛ:
решением Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 утверждены коэффициенты дифференциации (КД) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее решение Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25).
Пунктом 13 Приложения 1 к решению Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области» установлены дифференцирующие коэффициенты в размере 114,79/39,728 (земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи).
Решение Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 опубликовано в районной газете «<данные изъяты>», №99(9397), 05 декабря 2015 года и вступило в силу с 01 января 2016 года (пункт 4).
АО «<данные изъяты>» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением
- о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 13 Приложения 1 (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, вид разрешенного использования в составе группы) – (земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи) решения от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области» в части установления дифференцирующих коэффициентов в размере 114,79/39,728;
- о возложении на административного ответчика обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании Договора аренды земельного участка №48-10 от 08 сентября 2010 года, заключенного между администрацией [адрес] и ОАО «<данные изъяты>», АО <данные изъяты>» является арендатором земельного участка общей площадью 150+/-21 кв.м., кадастровый [номер], расположенный по адресу: ФИО1 [адрес], примерно 135 м на юго-восток от [адрес].
25 ноября 2015 года Земским собранием Шарангского муниципального района Нижегородской области принято решение №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области».
Пунктом 13 Приложения 1 к решению Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области» установлены дифференцирующие коэффициенты в размере 114,79/39,728 (земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи).
По мнению административного истца, оспариваемые положения правового акта не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы, в том числе принцип экономической обоснованности. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения устанавливаются в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участок при соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендатора. Оспариваемые коэффициенты, не имеют цели установления разумного и обоснованного размера арендной платы, а направлены на максимальное пополнение бюджета, без соблюдения экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендатора. Применение спорных коэффициентов на практики приводит к необоснованному завышению размера арендной платы.
Земское собрание Шарангского муниципального района Нижегородской области представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО4, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 21, 23 Устава Шарангского муниципального района Нижегородской области, Земское собрание Шарангского муниципального района является представительным органом района, к компетенции которого относятся, в том числе, определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах, предоставление льгот по налогам; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно статье 44 Устава Шарангского муниципального района Нижегородской области, по вопросам местного значения населением района непосредственно и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, в систему которых входят в числе прочих решения и иные правовые акты Земского собрания.
В соответствии со статьей 46 Устава Шарангского муниципального района Нижегородской области, решения Земского собрания района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Шарангского района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Земского собрания района.
Приятые Земским собранием решения в течение 10 дней пописываются главой местного самоуправления и направляются для опубликования в районной газете «Знамя победы».
Муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после из официального опубликования. Официальным опубликованием является первая публикация полного текста муниципального правового акт района в районной газете «Знамя победы».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Земское собрание Шарангского муниципального района Нижегородской области является органом, который на момент издания оспариваемого решения обладало достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями законодательства опубликован в районной газете «Знамя победы», №99(9397).
По данным основаниям решение Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 административным истцом не оспаривается.
Как следует из материалов дела, на основании Договора аренды земельного участка [номер] от 08 сентября 2010 года, заключенного между администрацией [адрес] и ОАО «<данные изъяты>», АО <данные изъяты>» является арендатором земельного участка площадью 150+/-21 кв.м., кадастровый [номер], расположенный по адресу: ФИО1 [адрес], примерно 135 м на юго-восток от [адрес].
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом отношений, регулируемыми оспариваемым нормативным правовым актом, соответственно, является надлежащим административным истцом по настоящему делу.
Земским собранием Шарангского муниципального района Нижегородской области принято решение 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области».
Пунктом 13 Приложения 1 к решению Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области» установлены дифференцирующие коэффициенты в размере 114,79/39,728 (земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи).
Коэффициенты дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории [адрес] были утверждены в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186 «Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области», с учетом постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление №582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года №209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Доказательств свидетельствующих о соблюдении указанного принципа, необходимости включения в решение Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 оспариваемых положений, а также анализ доходности земельных участков, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Исходя из положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (части 1 - 4 статьи 84 КАС РФ).
При определении размера арендной платы за земельные участки используется кадастровая стоимость земельных участков, а при расчете коэффициентов Кд учитывается бюджетный интерес - стоимость арендной платы призвана обеспечить поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов Шарангского муниципального района Нижегородской области и арендаторов земельных участков.
Доказательств с достоверностью подтверждающих экономическое обоснование (расчет, пояснительную записку и т.п.) установленных оспариваемым нормативным правовым актом коэффициентов дифференциации для земельных участков наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, административным ответчиком не представлено.
Вместе с тем, административному ответчику неоднократно разъяснялась обязанность представления в суд доказательств экономического и правового обоснования размера коэффициента дифференциации для земельных участков наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, в том числе путем направления запроса в адрес административного ответчика о предоставлении экономического обоснования утвержденных коэффициентов дифференциации (КД) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района.
Суд полагает, что изложенные административным ответчиком в письменных возражениях мотивы являются недостаточным основанием для принятия решения об установлении коэффициента в отсутствие должной оценки доходности земельного участка и не свидетельствуют об обеспечении баланса частных и публичных интересов и о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление АО «<данные изъяты>» подлежит удовлетворению, а пункт 13 Приложения 1 к решению Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области» в части установления дифференцирующего коэффициента в размере 114,79/39,728 (земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи), признанию недействующим.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Определяя момент, с которого постановление решение Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 в соответствующей части должно быть признано недействующим, суд полагает, что поскольку оно до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оно подлежат признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:
Земским собранием Шарангского муниципального района Нижегородской области – на официальном сайте на официальном сайте администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в районной газете «Знамя победы».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 13 Приложения 1 к решению Земского собрания Шарангского муниципального района Нижегородской области от 25 ноября 2015 года №25 «Об утверждении коэффициентов дифференциации (Кд) по видам деятельности внутри одного вида разрешенного использования земельного участка на территории Шарангского муниципального района Нижегородской области» в части установления дифференцирующего коэффициента в размере 114,79/39,728 (земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи).
Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:
Земским собранием Шарангского муниципального района Нижегородской области – на официальном сайте администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в районной газете «Знамя победы».
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме составлено 07 сентября 2020 года.
Судья областного суда В.Н. Нуждин