Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Нижегородский областной суд (Нижегородская область) |
Дата поступления | 13.04.2018 |
Дата решения | 15.05.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> иные требования к ПФ РФ |
Судья | Карцевская Ольга Александровна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 9b01df18-b641-3d96-a184-e060fd2a89d4 |
Судья Логинова О.Л. Дело № 33-5643/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 15 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Захаровой С.В.,
судей Карцевской ОА, Винокуровой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироновой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области И.Н. Быковой,
на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 24 января 2018 года
гражданское дело по иску [СКРЫТО] СН к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области о включении определенного периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карцевской ОА, выслушав объяснения [СКРЫТО] СН, его представителя по устному ходатайству Завьялова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] СН обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области району о включении определенного периода работы в специальный стаж, мотивируя тем, что он в августе 2017 года обратился в государственное учреждение управление пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области для подсчета стажа для начисления досрочной страховой пенсии. В ответе от 07 ноября 2017 года (получено 20.11.2017года) управление пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области указало, что специальный стаж на 07.08.2017 года составляет 19 лет 6 месяцев 23 дня, то есть права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-фз «О страховых пенсиях» не имеется. Считает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа период работы с 01.10.2003 года по 05.08.2016 года в должности водителя 155-ПЧ. С решением управления пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Занимаемая им должность водителя всегда относилась к структуре МЧС, и никогда не относилась к ГО и ЧС, что подтверждается следующими доказательствами: Справкой № 643-1-25 от МЧС России ФГКУ 10 отряд ФПС по Нижегородской области; Выпиской из приказа №657 от 17.12.2004 года; Штатным расписанием 155 пожарной части; Копией положения о 155 пожарной части от 01 января 2005года, Справкой от 31.07.2017года №7-76. В связи с этим считает, что стаж его работы дает ему право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное списком в соответствии с п. 18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». b
17 января 2018 года истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просит обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии, период с 01.10.2003 года по 05.08.2008 года, обязать ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения – 07.08.2017 года.
Истец [СКРЫТО] СН в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения в соответствии с иском.
Представитель истца Завьялов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и дал пояснения в соответствии с иском.
Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области – Чванова ОВ, действующая по доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что к ним с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, проработавшему не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы обратился [СКРЫТО] СН В назначении ему досрочной страховой пенсии по старости было отказано, поскольку у него на момент обращения с заявлением к ним специальный стаж составил 19 лет 06 месяцев 23 дня, что не достаточно для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости. Они не включили ему в специальный стаж периоды работы с 01.10.2003 года по 05.08.2008 г. в качестве водителя автомобиля (пожарного).
Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 24 января 2018 года постановлено исковые требования [СКРЫТО] СН к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области району о включении определенного периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Включить [СКРЫТО] СН в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01.10.2003 г. по 05.08.2008 года в качестве водителя автомобиля (пожарного) 155 пожарной части Главного Управления МЧС России по Нижегородской области.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области назначить [СКРЫТО] СН досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 07.08.2017 года.
В апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области И.Н. Быковой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование отмены решения суда первой инстанции заявитель указывает, что включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, пенсионным законодательством не предусмотрено ни ранее действующим, ни действующим в настоящее время. При Правительстве Нижегородской области создано юридическое лицо – Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области с финансированием средств из областного бюджета, структурным подразделением которого в спорный период являлась ПЧ -155, то есть [СКРЫТО] СН являлся работником противопожарной службы субъекта РФ, следовательно, указанный период не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом установлено, что истец 07.08.2017 г. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему более 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области от 07.11.2017 г. № 24 в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано, поскольку специальный стаж у него составил менее 25 лет.
Истцу не включили в специальный стаж период его работы в качестве водителя автомобиля (пожарного) 155-ПЧ с 01.10.2003 года по 05.08.2008 г., поскольку посчитали, что ПЧ является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, то есть относится к субъекту РФ, поэтому не относится к Главному Управлению МЧС России.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный период работы истца подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку относится к периоду работы на должностях государственной противопожарной службы МЧС России.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неверном применении норм материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного)
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Законом предусмотрено, что в государственную противопожарную службу входят; федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. Федеральная противопожарная служба включает в себя, в том числе, структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов.
Как следует из трудовой книжки [СКРЫТО] СН, являющейся основным документов, подтверждающим периоды работы, 04.08.1992 года он принят в Д-Константиновскую ППЧ-28 на должность водителя 1 класса на основании приказа №34 от 03.08.1992 г.
На основании Директивы Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.09.2003 г. №31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01.10.2003 г. реорганизовано в Главное управление ГО и ЧС Нижегородской области, в связи с чем 19.07.2004 года 155-ПЧ по охране р.п. Д-Константиново передана в подчинение управлению по делам ГО и ЧС Д-Константиновского района Главного управления по делам ГО ЧС Нижегородской области.
На основании Приказа Министерства РФ по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 г. №487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005 г. реорганизовано в главное управление МЧС России по Нижегородской области.
01.01.2005 г. в связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС Д-Константиновского района 155-ПЧ по охране р.п. Д-Константиново передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
С 31.12.2008 г. истец уволен в порядке перевода в 155-ПЧ Федеральной противопожарной службы по охране р.п. Д-Константиново ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Согласно справки от 31 июля 2017 года Главного управления МЧС России по Нижегородской области( л.д.7-9) с 01 октября 2003 года 155 пожарная часть по охране р.п. Дальнее Константиново Управления государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области реорганизована в 155 – пожарную часть по охране р.п. Дальнее Константиново Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
В соответствии с приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Нижегородской области от 19 июля 2004 года № 372 155 пожарная часть по охране р.п. Дальнее Константиново Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Нижегородской области реорганизована в 155 – пожарную часть по охране р.п. Дальнее Константиново Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
В соответствии с приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Нижегородской области от 17 декабря 2004 года № 657 с 01 января 2005 года 155- пожарная часть по охране р.п. Дальнее Константиново Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области реорганизована в 155 – пожарную часть по охране р.п. Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 16 декабря 2008 года № 629 с 01 января 2009 года 155-пожарная часть по охране р.п. Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского района Нижегородской области Главного управления МЧС России по Нижегородской области реорганизована в 155 пожарную часть федеральной противопожарной службы по охране р.п. Дальнее Константиново и Дальнеконстантиновского района Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» Главного управления МЧС России по Нижегородской области».
С введением в действие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта Российской Федерации. Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - Главному управлению МЧС России по Нижегородской области.
Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.
В связи с этим Правительством Нижегородской области создано юридическое лицо - Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Согласно Положению пожарной части 155 Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Дальнеконстантиновского района, утвержденного 01.01.2005 г., - 155 ПЧ является самостоятельным подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области и создана для защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожара, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности на территории Дальнеконстантиновского района.
Принимая во внимание приведенные по делу обстоятельства и требования закона, судебная коллегия приходит к выводу, что период работы истца в качестве водителя 155-ПЧ по охране Дальнеконстантиновского района ГУ МСЧ России по Нижегородской области с 01.10.2003 года по 05.08.2008 года не подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.
Статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС Российской Федерации, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О пожарной безопасности», Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004г. №868 (п.8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005г. №385 (п.6), на федеральную противопожарную службу в лице ГПС МЧС России возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарные службы субъектов РФ в соответствии с Законом о пожарной безопасности (ст.18) и Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст.26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта РФ за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
С учетом приведенных выше норм материального права сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (подпункта 18 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») не обладают с учетом различных условий осуществления профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности в процессе деятельности в системе федеральной противопожарной службы, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 552-О-О от 05.02.2009г. о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что в период с 01 октября 2003 года по 05 августа 2008 года 155-ПЧ входила в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации – Нижегородской области, в связи с чем, осуществление истцом трудовой функции в 155-ПЧ в указанный период времени необоснованно включено в стаж его работы в особых условиях труда.
При этом выводы суда первой инстанции о двойном подчинении 155-ПЧ и нахождении ее также в ведении ГУ МЧС России по Нижегородской области не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными как противоречащие приведенным нормам права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 цитируемого Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанным положением закона императивно установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из данной нормы, право на досрочную пенсию по старости предусмотрено исключительно для работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Поскольку материалами дела подтверждено, что истец в спорный период времени занимал должность водителя ПЧ, входящей в систему противопожарной службы субъекта Российской Федерации, а не Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то указанный период не подлежит включению в специальный стаж истца.
При указанных обстоятельствах в связи с отсутствием у истца на момент обращения в пенсионный орган необходимого трудового стажа в 25 лет, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, правовые основания для признания решения управления Пенсионного фонда России об отказе в досрочном назначении пенсии и возложении обязанности назначить истцу досрочную пенсию отсутствуют.
Тем самым решение суда в силу ч.1, 2 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] СН в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 24 января 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска [СКРЫТО] СН к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Дальнеконстантиновскому району Нижегородской области району о включении определенного периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи