Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Нижегородский областной суд (Нижегородская область) |
Дата поступления | 13.04.2018 |
Дата решения | 15.05.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Батялов Владимир Александрович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | a172b3c2-c4b4-3a3a-b585-8cc664d53d1a |
Судья: Муратова О.Ш. Дело № 33-5552/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 15 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Заварихиной С.И.,
судей: Батялова В.А., Шикина А.В.
при секретаре судебного заседания Кочконян М.А.,
с участием: прокурора Обуховой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области,
на решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 20 февраля 2018 года по иску
Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области, администрации р.п.Варнавино Варнавинского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки отходов производства и потребления,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Батялова В.А., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Нижегородская природоохранная прокуратура действуя в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области, администрации р.п.Варнавино Варнавинского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки отходов производства и потребления, указа, что ими проведена проверка исполнения требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Варнавинского района Нижегородской области.
Проведенной проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время с левой стороны автомобильной дороги р.п. Красные Баки - р.п. Варнавино в районе поворота на д. Подосениха Варнавинского района Нижегородской области эксплуатируется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Площадь участка, занятого отходами, составляет около 5 га, объём более 3500 куб. м. Ограждение свалки в наличии только по краю, примыкающему к автодороге, имеется свободный доступ на территорию свалки.
Факт нарушения действующего законодательства подтверждается актом обследования Ветлужского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 12.09.2017 г., фототаблицей, материалами проверки Роспотребнадзора по Нижегородской области и другими материалами.
Размещение отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. №45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий
Истец просит суд обязать администрацию р.п. Варнавино Варнавинского муниципального района Нижегородской области прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки расположенной с левой стороны автомобильной дороги р.п. Красные Баки - р.п. Варнавино в районе поворота на д. Подосениха Варнавинского района Нижегородской области; обязать администрацию Варнавинского муниципального района Нижегородской области ликвидировать вышеуказанную свалку с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении
Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от 20 февраля 2018 года было постановлено «исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области, администрации р.п.Варнавино Варнавинского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки отходов производства и потребления - удовлетворить.
Обязать администрацию р.п. Варнавино Варнавинского муниципального района Нижегородской области прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки расположенной с левой стороны автомобильной дороги р.п. Красные Баки - р.п. Варнавино в районе поворота на д. Подосениха Варнавинского района Нижегородской области.
Обязать администрацию Варнавинского муниципального района Нижегородской области ликвидировать вышеуказанную свалку с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок до 20 февраля 2021года, в течение которого решение суда должно быть исполнено».
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его изменить в части предоставления срока для исполнения решения до 5 лет, т.е. до 20.02.2023г.
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы считала необоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в строгом соответствии с законом, на основании установленных по делу обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, и дав надлежащую оценку представленным в материалы гражданского дела доказательствам в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях...
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарные Правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт неисполнения администрацией Варнавинского муниципального района Нижегородской области предусмотренных законом обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении земельных участков и по организации сбора и вывоза с территории этого участка бытовых отходов и мусора, что привело к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Кроме того в суде первой инстанции представитель ответчика администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области Масляков А.О. и представитель ответчика администрации р.п.Варнавино Варнавинского района Нижегородской области Возова М.В. исковые требования истца признали в полном объеме, просили суд дать время для исполнения указанного решения – 5 лет.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Таким образом, принятое судом решение соответствует требованиям закона и верно установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не установила.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 20 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи