Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Мурманска (Мурманская область) |
Дата поступления | 20.06.2019 |
Дата решения | 16.07.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Макарова Ирина Серговна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 048b68dd-a08a-3e17-a279-f824e7082087 |
������������������
Мотивированное решение изготовлено
22.07.2019 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июля 2019 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГОАУЗ «Мончегорская Центральная районная больница» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 17.04.2019,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Николаев С.Ю. представляющий интересы административного истца ГОАУЗ «Мончегорская Центральная районная больница» обратился с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Мурманской области о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания от 17.04.2019.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец не согласен в части исполнения п. 2 Предписания поскольку законом Мурманской области от 06.06.2003 № 400-01-ЗМО «О социальной поддержке медицинских работников Мурманской области» далее - Закон Мурманской области № 400-01-ЗМО) установлены дополнительные виды и нормы материального обеспечения и социальной поддержки медицинским работникам (врачам, провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу) государственных медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья.
В соответствии со статьей 3 Закона Мурманской области № 400-01-ЗМО Правительством Мурманской области Постановлением от 14 октября 2003 года № 272-ПП утверждено Положение о порядке выплаты материального обеспечения и социальной поддержки медицинским работникам (врачам, провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу) государственных и муниципальных учреждений (организаций) здравоохранения, образования и социальной защиты населения Мурманской области (далее - Положение).
Согласно разделу 3 Положения выплата разовой материальной помощи производится по заявлению работника. Выплата единовременного пособия производится при окончательном расчете. На разовую материальную помощь и единовременное пособие северные надбавки не начисляются.
Из взаимосвязи статей 140, 236 ТК РФ следует, что обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию при нарушении срока выплат при увольнении возникает только в отношении сумм, причитающихся работнику от работодателя.
В силу части 1 статьи 3 Закона Мурманской области № 400-01-ЗМО, пункта 4.1 Положения финансирование расходов на дополнительные льготы, виды и нормы материального обеспечения и социальной поддержки медицинских работников по государственным и муниципальным – учреждениям (организациям) здравоохранения Мурманской области осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
Таким образом, выплата разовой материальной помощи и единовременного пособия являются расходными обязательствами Мурманской области и финансируются из областного бюджета. В связи с этим данные выплаты не попадают под понятие «сумм, причитающихся работнику от работодателя» и соответственно, у Учреждения не возникает обязанности по выплате денежной компенсации в порядке, определенным статьей 236 ТК РФ.
Просит суд пункт 2 Предписания от 17 апреля 2019 года № 51/12-2206-19-И, выданное главным инспектором труда Государственной инспекции труда в Мурманской области, признать незаконным и отменить.
Административный истец ГОАУЗ « Мончегорская Центральная районная больница» извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Ходатайство о переносе судебного заседания на другую дату судом оставлено без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда по Мурманской области, должностное лицо Щитковская Е.А.- извещены надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо Саевская С.В. извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 353 и статье 354 Трудового кодекса РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда и ее территориальные подразделения.
Согласно части 2 статьи 357 Трудового Кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда обратился работник ГОАУЗ «Мончегорская ЦРБ» по вопросу не выдачи документов при увольнении и не выплате причитающихся сумм при увольнении.
В период с 25.03.2019 по 19.04.2019 в отношении ГОАУЗ «Мончегорская Центральная районная больница» была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 19.03.2019 № 51/12-1549-19-И).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов).
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В нарушение указанной нормы, выплата в полном объеме всех причитающихся сумм в день увольнения 19.02.2019 Саевской С.В. работодателем не произведена. Инспектирование представленных работодателем бухгалтерских документов показало, что окончательный расчет с Саевской С.В. произведен только 12.03.2019 года.
Вместе с тем, в нарушение ст. 236 Трудового кодекса РФ работодатель не произвел начисление и выплату компенсации за задержку выплат всех причитающихся сумм при увольнении.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Руководствуясь Конвенцией Международной организации труда от 11 июля 1947 года № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58 - ФЗ, статьями 229.3, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 30 июня 2004 года № 324, Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875, административными регламентами в установленной сфере деятельности, и с целью устранения нарушений, указанных в акте проверки от 17 апреля 2019 года № 51 /12-2205-19-И, в адрес ГОАУЗ «Мончегорская Центральная районная больница» направлено предписание, в соответствии с п.2 во исполнение ст. 236 ТК РФ произвести Саевской С.В. компенсации за задержку всех причитающихся сумм при увольнении.
Таким образом, доводы заявителя о том, что выплата разовой материальной помощи и единовременного пособия являются расходными обязательствами Мурманской области и финансируются из областного бюджета, в связи с этим данные выплаты не попадают под понятие «сумм, причитающихся работнику от работодателя» и соответственно, у Учреждения не возникает обязанности по выплате денежной компенсации в порядке, определенным статьей 236 ТК РФ, суд отклоняет, поскольку при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно трудового договора от 04.09.2012, дополнительного соглашения к трудовому договору от 28.06.2017 раздел 4 « Оплата труда и социальные гарантии», на работника распространяются льготы, гарантии, компенсации, установленные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Мурманской области, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
Согласно разделу 3 Положения о порядке выплаты материального обеспечения и социальной поддержки медицинским работникам (врачам, провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу) государственных и муниципальных учреждений (организаций) здравоохранения, образования и социальной защиты населения (утверждено Постановлением Правительства Мурманской области от 14 октября 2003 года № 272-ПП) выплата разовой материальной помощи производится по заявлению работника, производятся по основному месту работы, выплата единовременного пособия производится при окончательном расчете.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм несвоевременная выплата работнику единовременного пособия, является нарушением прав работника, за которую работодатель несет материальную ответственность, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
При таких обстоятельствах предписание № 51/10-2206-19-И от 17.04.2019 вынесено Государственной инспекцией труда в Мурманской области законно и обоснованно, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем оснований для признания предписания незаконным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ГОАУЗ «Мончегорская Центральная районная больница» об оспаривании пункта 2 предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 17.04.2019 – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Макарова