Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ступинский городской суд (Московская область) |
Дата поступления | 10.07.2023 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 868039b6-8f8c-47bb-9982-8c26a856588f |
Гражданское дело № 2-2149/23
50RS0046-01-2023-002744-28
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ступино Московской области 20 июля 2023 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.,
С участием прокурора: СЫЧЕВСКОГО М.Д.
При секретаре: СУХОМЛИНОВОЙ О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ступинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Ступинская стоматологическая поликлиника» о возложении обязанностей по выполнению требований к антитеррористической защищенности объекта(территории) здравоохранения
УСТАНОВИЛ:
Истец, обратился в суд с иском к ответчикам в котором просит: возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ступинская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Андропова, д. 60(ИНН 5045019748, ОГРН 1025005922930), обязанности по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий),используемых им на законном праве и расположенных по адресам: г.Ступино, ул. Андропова, д. 60; г. Ступино, ул. Куйбышева, д. 51/50.Возложить на ГБУЗ МО«Ступинская стоматологическая поликлиника» следующие обязанности:
А. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Андропова, д. 60:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
3) оснастить системой оповещенияи управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку.
Б. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Куйбышева, д. 51/50:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
3) оснастить системой оповещения и управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку.
В. В связи с наличием по выполнении вышеназванных мероприятий оснований для последующей после принятия паспорта безопасностиактуализации– актуализировать паспорт безопасности объекта в порядке, предусмотренном для его составления (пункты 36, 37 Требований).
4. Установить разумный срок выполнения каждого из мероприятий, но не позднее 30.12.2023.
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что ими с привлечением в целях осуществления экспертно-аналитических функций сотрудников территориальных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий)ГБУЗ МО «Ступинская стоматологическая поликлиника» (далее также – Учреждение), расположенных по адресам: г. Ступино, ул. Андропова, д. 60 (далее также – объект (территория) № 1); г. Ступино, ул. Куйбышева, д. 51/50 (далее также – объект (территория) № 2).
Согласно актам обследования и категорирования объектов (территорий) Учреждения от 15.08.2022 и соответствующих паспортов безопасности, утвержденных 29.08.2022, объектам (территориям) № 1 и № 2 присвоена третья категория.
В соответствии с пунктами 7, 8 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), которую возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).
В состав такой комиссии включается, помимо прочих, представитель территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
Однако изучением актов обследования и категорирования объектов (территорий) № 1 и № 2 установлено, что в состав комиссии по их обследованию и категорированию указанный представитель не включен, его подпись в актах отсутствует.
Мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности рассматриваемых объектов (территорий), определены пунктами 16, 161 Требований. К выполнению таких мероприятий ответственные должностные лица Учреждения отнеслись недобросовестно.
Кроме того, в нарушение взаимосвязанных подпунктов «ж», «з» п. 161 Требований в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объект (территория) № 1 не обеспечен системой наружного видеонаблюдения.
В свою очередь, объект (территория) № 2 системой видеонаблюдения не обеспечен в целом.
На обоих рассматриваемых объектах (территориях) отсутствуют какие-либо средства, позволяющие выявить попытку проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), что является нарушением пп. «е» п. 16 Требований.
На объектах (территориях) № 1 и № 2 в нарушение пп. «н» п. 16 Требований отсутствуют системы оповещения, техническая возможность своевременной, безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений) не обеспечена.
В нарушение пп. «г» п. 161 Требований Учреждением не обеспечена охрана объектов (территорий) № 1 и № 2 путем привлечения сотрудников охранных организаций. Заключенный Учреждением и ООО ЧОО «ЭлитСпецСтрой Безопасность» 14.12.2022 договор № 223-ЭК на оказание охранных услуг в2023 году не свидетельствует об исполнении указанного мероприятия, так как предметом договора является лишь обслуживание комплекса технических средств охраны и реагирование на сигналы, поступившие на пульт централизованного наблюдения, путем направления группы быстрого реагирования либо оповещения сотрудников вневедомственной охраны войск национальной гвардии.
Привлечение дежурных администраторов Учреждения к непосредственному выполнению пропускного режима не позволяет в полной мере обеспечить воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) Учреждения (пп. «а» п. 15 Требований),выявлению потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения (пп. «б» п. 15 Требований), пресечению попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) (пп. «в» п. 15 Требований).
Согласно актам обследования и категорирования объектов (территорий) № 1 и № 2 объект (территория), расположенный по адресу: г. Ступино, ул. Андропова, д. 60, находится в собственности Московской области; объект (территория), расположенный по адресу: г. Ступино, ул. Куйбышева, д. 51/50 – в муниципальной собственности.
По результатам проверки городской прокуратурой в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 28.06.2023 главному врачу Учреждения внесено представление об устранении нарушений закона о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Комиссией по обследованию и категорированию объектов (территорий) № 1 и № 2 еще в августе 2022 года сделаны выводы о том, что антитеррористическая защищенность указанных объектов (территорий) не соответствует Требованиям, не способна противостоять попыткам совершения террористических актов и иных противоправных действий, определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), идентичный в отношении каждого объекта (территории), срок завершения которых установлен до 15.08.2023. Однако все зависящие от Учреждения меры в целях выполнения таких мероприятий, определенных комиссией в качестве приоритетных, не приняты, к установленному сроку их завершение не предполагается.
Результатами безотлагательного рассмотрения внесенного городской прокуратурой представления установлено, что в течение установленногов абз. 2 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» срока устранить выявленные нарушения в полном объеме Учреждение не способно ввиду отсутствия достаточного финансирования.
Деятельность объектов с массовым пребыванием людей, в том числе объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, с существенным нарушением требований к их антитеррористической защищенности не позволяет достичь состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от террористического акта, создающего опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а равно препятствует реализации основных принципов противодействия терроризму, к которым, в числе прочего, отнесены приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В целях обеспечения соответствия рассматриваемых объектов минимальным требованиям к их антитеррористической защищенности необходимо выполнить следующие мероприятия, предусмотренные Требованиями и их паспортами безопасности:
А. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Андропова, д. 60:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения реализовать мероприятия, предусмотренные подпунктами «б», «е», «и» п. 16, подпунктами «б», «в», «г», «ж», «з» п. 161, пп. «а» п. 17 Требований, в том числе обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории), обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, что предусмотрено п. 8.1 Порядка № 530/24 (пп. 2 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), что предусмотрено пп. «е» п. 16 Требований, п. 8.6 Порядка № 530/24;
3) оснастить системой оповещения и управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, что предусмотрено пп. «н» п. 16 Требований, п. 8.2 Порядка № 530/24 (пп. 7 пп. «Б»п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку,что предусмотренопп. «г» п. 161 Требований(пп. 3 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности).
Б. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Куйбышева, д. 51/50:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения реализовать мероприятия, предусмотренные подпунктами «б», «е», «и» п. 16, подпунктами «б», «в», «г», «ж», «з» п. 161, пп. «а» п. 17 Требований, в том числе обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории), обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, что предусмотрено п. 8.1 Порядка № 530/24 (пп. 2 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), что предусмотрено пп. «е» п. 16 Требований, п. 8.6 Порядка № 530/24;
3) оснастить системой оповещения и управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, что предусмотрено пп. «н» п. 16 Требований, п. 8.2 Порядка № 530/24 (пп. 7 пп. «Б»п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку, что предусмотрено пп. «г» п. 161 Требований(пп. 3 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности).
В. В связи с наличием по выполнении вышеназванных мероприятий оснований для последующей после принятия паспорта безопасностиактуализации– актуализировать паспорт безопасности объекта в порядке, предусмотренном для его составления (пункты 36, 37 Требований).
Ответчик и третьи лица своих возражений суду не представили.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает, что неоднократное отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание ответчика, не соответствует конституционным целям гражданского судопроизводства, способствует затягиванию судебного процесса.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N262- ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ступинского городского суда Московской области.
Суд, выслушав мнение заявителя, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании ст.46 Конституции РФ,- 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как следует из ч.1 ст.45 ГПК РФ,- прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Пунктом 3 ст. 35 настоящего Федерального закона предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что Ступинской городской прокуратурой с привлечением в целях осуществления экспертно-аналитических функций сотрудников территориальных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) ГБУЗ МО «Ступинская стоматологическая поликлиника», расположенных по адресам: г. Ступино, ул. Андропова, д. 60 ; г. Ступино, ул. Куйбышева,д.51/50.
Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации постановлением от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, существенные нарушения которых установлены результатами проверки. Некоторые из таких нарушений не устранены до настоящего момента.
Исходя из п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются в том числе организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность.
Согласно актам обследования и категорирования объектов (территорий) Учреждения от 15.08.2022 и соответствующих паспортов безопасности, утвержденных 29.08.2022, объектам (территориям) № 1 и № 2 присвоена третья категория.
В соответствии с пунктами 7, 8 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), которую возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).
В состав такой комиссии включается, помимо прочих, представитель территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
Между тем из актов обследования и категорирования объектов (территорий) № 1 и № 2 установлено, что в состав комиссии по их обследованию и категорированию указанный представитель не включен, его подпись в актах отсутствует.
Мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности рассматриваемых объектов (территорий), определены пунктами 16, 161 Требований.
К выполнению таких мероприятий ответственные должностные лица Учреждения отнеслись недобросовестно.
Паспортом объекта (территории) № 1 определен критический элемент объекта (территории) – электрощитовая площадью 3,2 кв. м. Однако в нарушение пп. «б» п. 16 Требований оборудованная система видеонаблюдения на объекте (территории) не позволяет обеспечивать непрерывное видеонаблюдение электрощитовой (камера видеонаблюдения в таком месте отсутствует); не обеспечено архивирование и хранение данных с камер видеонаблюдения не менее 1 месяца.
В нарушение взаимосвязанных подпунктов «ж», «з» п. 161 Требований в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объект (территория) № 1 не обеспечен системой наружного видеонаблюдения.
Объект (территория) № 2 системой видеонаблюдения не обеспечен в целом.
На обоих рассматриваемых объектах (территориях) отсутствуют какие-либо средства, позволяющие выявить попытку проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), что является нарушением пп. «е» п. 16 Требований.
На объектах (территориях) № 1 и № 2 в нарушение пп. «н» п. 16 Требований отсутствуют системы оповещения, техническая возможность своевременной, безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений) не обеспечена.
В нарушение пп. «г» п. 161 Требований Учреждением не обеспечена охрана объектов (территорий) № 1 и № 2 путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Заключенный Учреждением и ООО ЧОО «ЭлитСпецСтрой Безопасность» 14.12.2022 договор № 223-ЭК на оказание охранных услуг в2023 году не свидетельствует об исполнении указанного мероприятия, так как предметом договора является лишь обслуживание комплекса технических средств охраны и реагирование на сигналы, поступившие на пульт централизованного наблюдения, путем направления группы быстрого реагирования либо оповещения сотрудников вневедомственной охраны войск национальной гвардии.
Привлечение дежурных администраторов Учреждения к непосредственному выполнению пропускного режима не позволяет в полной мере обеспечить воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) Учреждения (пп. «а» п. 15 Требований),выявлению потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения (пп. «б» п. 15 Требований), пресечению попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) (пп. «в» п. 15 Требований).
Согласно актам обследования и категорирования объектов (территорий) № 1 и № 2 объект (территория), расположенный по адресу: г. Ступино, ул. Андропова, д. 60, находится в собственности Московской области; объект (территория), расположенный по адресу: г. Ступино, ул. Куйбышева, д. 51/50 – в муниципальной собственности.
В этой связи необходимо руководствоваться Порядком организации охраны объектов Московской области, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 12.07.2016 № 530/24 (далее также – Порядок № 530/24), согласно пунктам 1.2.1.1, 1.2.1.3 которого недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Московской области и закрепленное на праве оперативного управления заподведомственными учреждениями, а равно объекты (территории), в отношении которых в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации установлены обязательные требования к их антитеррористической защищенности, являются объектами охраны Московской области.
На основании пп. 2 п. 5 указанного постановления Правительства Московской области Порядок № 530/24 в отсутствие соответствующего муниципального правового акта, определяющего порядок организации охраны объектов городского округа Ступино Московской области иным образом, применяется при организации охраны объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 2.1 Порядка № 530/24основной задачей организации охраны объектов охраны определено осуществление деятельности по обеспечению безопасности объектов охраны, выполнение мероприятий, направленных на защиту объектов охраны от противоправных посягательств и обеспечение на объектах охраны внутриобъектового и пропускного режимов, а также на реализацию иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности.
Как указано в пунктах 2.3.2, 2.3.3 Порядка№ 530/24определение количества постов охраны, сотрудников охраныдля охраны объекта охраны, количества сотрудников охраны, необходимого для обеспечения режима работы поста охраны, осуществляется в соответствии с прилагаемыми методиками (приложениями 1 – 2 к Порядку).
Пунктом 4.1 Порядка № 530/24организация охраны объекта охраны, в том числе определение текущего состояния безопасности объекта охраны, его инженерно-технической укрепленности, обеспеченности средствами технической охраны, определение способа охраны, определение количества постов охраны для охраны объекта охраны, количества сотрудников охраны, необходимого для обеспечения режима работы поста охраны, возложена на администрацию объекта охраны, которая несет персональную ответственность за состояние безопасности объекта охраны.
В силу пунктов 4.6, 4.7 Порядка № 530/24для определения текущего состояния безопасности объекта охраны и выработки предложений по организации его охраны решением администрации объекта охраны создается комиссия из числа работников объекта охраны. Порядок и сроки работы комиссии определяются администрацией объекта охраны. Комиссия осуществляет обследование объекта охраны, изучает и оценивает, помимо прочего, расчетное количество постов охраны для охраны объекта охраны, расчетное количество сотрудников охраны, необходимое для обеспечения режима работы поста охраны.
По результатам проверки городской прокуратурой в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 28.06.2023 главному врачу Учреждения внесено представление об устранении нарушений закона о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Так же суд отмечает, что комиссией по обследованию и категорированию объектов (территорий) № 1 и № 2 в августе 2022 года сделаны выводы о том, что антитеррористическая защищенность указанных объектов (территорий) не соответствует Требованиям, не способна противостоять попыткам совершения террористических актов и иных противоправных действий, определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), идентичный в отношении каждого объекта (территории), срок завершения которых установлен до 15.08.2023.
Однако все зависящие от Учреждения меры в целях выполнения таких мероприятий, определенных комиссией в качестве приоритетных, не приняты, к установленному сроку их завершение не предполагается.
Результатами безотлагательного рассмотрения внесенного городской прокуратурой представления установлено, что в течение установленногов абз. 2 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» срока устранить выявленные нарушения в полном объеме Учреждение не способно ввиду отсутствия достаточного финансирования.
Деятельность объектов с массовым пребыванием людей, в том числе объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, с существенным нарушением требований к их антитеррористической защищенности не позволяет достичь состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от террористического акта, создающего опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а равно препятствует реализации основных принципов противодействия терроризму, к которым, в числе прочего, отнесены приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Исходя из положений п. 4 ст. 3 Федерального закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), является содержанием понятия противодействия терроризму, субъектами которого, в числе прочих, обозначены органы государственной власти, физические и юридические лица.
Пунктом 4 Требований Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу пунктов 1.3, 1.4 устава Учреждения, утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 12.04.2023 № 76-Р, учредителем Учреждения является Московская область, функции и полномочия от имени которой осуществляет Министерство здравоохранения Московской области. Московская область также является собственником имущества Учреждения, находящегося в оперативном управлении последнего. От имени субъекта Российской Федерации полномочия собственника имущества осуществляет, помимо прочих, Министерство здравоохранения Московской области.
Вместе с тем, согласно пунктам 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 2.4, 2.5, 4.6, 4.7, 4.17 вышеназванного устава Учреждение является юридическим лицом и приобретает правовой статус с момента государственной регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В отношении находящегося в оперативном управлении Учреждения имущества Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет средств, выделенных учредителем, либо приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Московская область по общему правилу не отвечает по обязательствам Учреждения.
Кроме того, Учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц, перечень которых определен исчерпывающе, за плату. Учреждение вправе распоряжаться некоторым находящимся на праве оперативного управления имуществом самостоятельно.
Имущество Учреждения образуется за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а также приобретенного за счет средств бюджета Московской области, средств, полученных от приносящей доход деятельности и их иных источников, имущества, переданного Учреждению в качестве дара, пожертвования. Источниками же финансового обеспечения Учреждения являются, помимо прочих, субсидии, предоставляемые ему из бюджета Московской области, в том числе на цели, не связанные с выполнением государственного задания, доходы, полученные от осуществления приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, средства обязательного медицинского страхования.
Изложенное в своей совокупности свидетельствует как о наличии у Учреждения ответственности за исполнение возложенных на него федеральным законодательством обязанностей, которую оно несет самостоятельно, так и о достаточных средствах и возможностях для реализации мероприятий по их исполнению.
В целях обеспечения соответствия рассматриваемых объектов минимальным требованиям к их антитеррористической защищенности необходимо выполнить следующие мероприятия, предусмотренные Требованиями и их паспортами безопасности:
А. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Андропова, д. 60:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения реализовать мероприятия, предусмотренные подпунктами «б», «е», «и» п. 16, подпунктами «б», «в», «г», «ж», «з» п. 161, пп. «а» п. 17 Требований, в том числе обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории), обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, что предусмотрено п. 8.1 Порядка № 530/24 (пп. 2 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), что предусмотрено пп. «е» п. 16 Требований, п. 8.6 Порядка № 530/24;
3) оснастить системой оповещенияи управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, что предусмотрено пп. «н» п. 16 Требований, п. 8.2 Порядка № 530/24 (пп. 7 пп. «Б»п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку,что предусмотренопп. «г» п. 161Требований (пп. 3 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности).
Б. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Куйбышева, д. 51/50:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения реализовать мероприятия, предусмотренные подпунктами «б», «е», «и» п. 16, подпунктами «б», «в», «г», «ж», «з» п. 161, пп. «а» п. 17 Требований, в том числе обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории), обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, что предусмотрено п. 8.1 Порядка № 530/24 (пп. 2 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ), что предусмотрено пп. «е» п. 16 Требований, п. 8.6 Порядка № 530/24;
3) оснастить системой оповещения и управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей, что предусмотрено пп. «н» п. 16 Требований, п. 8.2 Порядка № 530/24 (пп. 7 пп. «Б»п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности);
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку, что предусмотрено пп. «г» п. 161Требований (пп. 3 пп. «Б» п. 6.2 акта обследования и категорирования, раздел VIIIпаспорта безопасности).
В. актуализировать паспорт безопасности объекта в порядке, предусмотренном для его составления (пункты 36, 37 Требований).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 198, 233-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ступинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Ступинская стоматологическая поликлиника» о возложении обязанностей по выполнению требований к антитеррористической защищенности объекта(территории) здравоохранения удовлетворить.
Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ступинская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Андропова,д.60 (ИНН 5045019748, ОГРН 1025005922930), обязанность по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий),используемых им на законном праве и расположенных по адресам: г.Ступино, ул. Андропова, д. 60; г. Ступино, ул. Куйбышева, д. 51/50.Возложить на ГБУЗ МО«Ступинская стоматологическая поликлиника» а именно:
А. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Андропова, д. 60:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
3) оснастить системой оповещенияи управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку.
Б. Объект (территорию),расположенный по адресу: г. Ступино,ул. Куйбышева, д. 51/50:
1) оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать максимально возможное перекрытие зон в местах массового пребывания людей, непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а равно контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений объекта (территории);
2) оснастить не менее чем одним стационарным и передвижными/переносными металлоискателями в целях своевременного выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
3) оснастить системой оповещения и управления эвакуацией работников и посетителей (пациентов) объекта (территории), обеспечивающей как подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей, так и трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
4) оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами) и организовать охрану объекта (территории) в соответствии с требованиями Порядка № 530/24 и исходя из расчета, выполненного на основании приложения 1, приложения 2 к такому Порядку.
В. Актуализировать паспорт безопасности объекта в порядке, предусмотренном для его составления (пункты 36, 37 Требований).
Установить срок выполнения каждого из мероприятий не позднее 30.12.2023.
Ответчик вправе подать в суд принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 года.
Федеральный судья О.М.Майборода