Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Солнечногорский городской суд (Московская область) |
Дата поступления | 06.03.2020 |
Дата решения | 03.09.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Теркулов Х.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e954ebb7-fea4-3ff5-9742-6dce58ebb2a5 |
Дело № 2а-2164/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2020 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Теркулова Х.А.,
при секретаре Аткиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СОЛОВЬЕВА Л.И. к Главному управлению культурного наследия Московской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
СОЛОВЬЕВА Л.И. обратилась в суд с административным иском к Главному Управлению культурного наследия Московской области о признании незаконным предписания №-П «Об устранении нарушений требований сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия и его территории» Главного Управления культурного наследия Московской области, в котором СОЛОВЬЕВА Л.И. предписывается остановить работы по возведению жилого дома из пеноблока, остановить работы по возведению металлического забора из профилированного листа на земельном участке с кадастровым № а так же привести земельный участок в первоначальное состояние путем проведения работ по демонтажу жилого дома из пеноблока, металлического забора из профилированного листа на земельном участке с кадастровым №
В обоснование требований указала, что при проведении мероприятий по контролю за состоянием территории объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы Середниково – «Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.» административным ответчиком не была учтена ранее согласованная документация на строительство жилого дома, ссылаясь на ответ от ДД.ММ.ГГГГ № Главного управления культурного наследия Московской области «О согласовании строительства жилого дома на земельном участке №, согласно представленных вариантов архитектурных решений соответствующих объемно – пространственным характеристикам и пластическому решению фасада». Также административный истец пояснил, что с момента приобретения земельного участка №, который расположен на землях населенного пункта в д. Лигачево с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, а на основании Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 24/56 "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности усадьбы «Мцыри(Спасское) Л1, получил все необходимые разрешения для строительства жилого дома. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ в результате изменения Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №РВ-96 были изменены границы территории Объекта культурного наследия, таким образом, земельный участок со строящимся домом оказался в границах территории Объекта культурного наследия, где любое строительство запрещено, однако в связи с тем, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия, то правовое регулирование на таком земельном участке должно осуществляться в соответствии с ранее действовавшим актом гражданского законодательства.
Представитель истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив их по существу.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.
Всесторонне исследовав собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судами РФ подлежат рассмотрению дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, ненормативных правовых актов, об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями ч.1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Из приведенных положений норм права следует, что предъявление административного иска о признании незаконным решения органа, наделенным государственным полномочием, должно быть вызвано противоправными действиями или бездействием административного ответчика.
В ходе судебного разбирательства установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.
Из представленного административным истцом договора аренды №-А на спорный земельный участок следует, что земельный участок с кадастровым № принадлежит на праве аренды от ДД.ММ.ГГГГ СОЛОВЬЕВА Л.И., вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов (д. Лигачево).
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее – ЗК РФ).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в п.7 ст.1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст.30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст.37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 ГрК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (ч.6 ст.37 ГрК РФ).
Земли, указанные в п.1 ст.7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).
Решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области» утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, включающие функциональное и градостроительное зонирование.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области», картой градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в черте населенного пункта – <адрес> вдоль южной границы населенного пункта, в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, с предельной высотой застройки не выше 3-х этажей.
Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – усадьба «Мцыри(Спасское) XVII-XVIII в.в.» в <адрес> утверждены зоны охраны объекта культурного наследия усадьбы «Мцыри(Спасское) XVII-XVIII в.в.».
Согласно Постановления земельный участок, расположен по южной границе населенного пункта д. Лигачево в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности усадьбы «Мцыри(Спасское) Л1. В границах указанной зоны, в том числе разрешается:
-уплотнение застройки в пределах установленных норм, замена ветхих строений, ремонт жилых домов и хозяйственных построек;
- новое строительство жилых зданий, а также объектов культурно-бытового и иного назначения:
общей высотой, не превышающей 8 м в коньке крыши, с двускатными крышами, приусадебными участками, в традиционном материале (дерево, кирпич) и традиционных формах;
общей протяженностью, не превышающей сложившийся характер застройки д. Лигачево, но не более 10 м по каждой стороне фасада с соблюдением красных линий улиц и проездов;
объемно-пространственное, архитектурно-художественное решение, строительные материалы – в характере традиционной застройки, нейтральной цветовой гаммы, фактуры.
Ответом Главного управления культурного наследия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-1282 подтверждается, что спорный земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности с режимом «Л1» и согласовывается возможность строительства в соответствии с представленными административным истцом архитектурными решениями жилого дома.
Распоряжением Министерства культуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы «Мцыри(Спасское) XVII-XVIII вв.», расположенного в <адрес> сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области» утверждена граница территории Объекта культурного наследия. В части 3 Приложения № к Распоряжению имеется каталог координат характерных (поворотных) точек границы территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", расположенного в <адрес> сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области.
Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №РВ-96 «О внесении изменений в распоряжение Министерства культуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы «Мцыри(Спасское) XVII-XVIII вв.» расположенного в <адрес> сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области» в границу территории Объекта культурного наследия внесены изменения.
Согласно уточненным координатам характерных (поворотных) точек территории Объекта, спорный земельный участок расположен в границах его территории.
Ответом Главного управления культурного наследия Московской области от 02.07.2019 года № 35ТГ-1556 разъясняется, что на момент выдачи градостроительного плана спорного земельного участка и разрешения на строительство от 31.08.2017 года, а также согласования архитектурного решения жилого дома административному истцу, спорный земельный участок находился в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности усадьбы «Мцыри(Спасское) Л1. Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 29.04.2019 г. № 35РВ-96 уточнены границы территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв., при этом спорный земельный участок оказался в границах территории Объекта культурного наследия. Однако, согласно п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия. Действия закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из представленных материалов дела также следует, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные границей от земель других категорий. Категории земель, указанные в ст. 7 ЗК РФ, являются самостоятельными и должны использоваться в соответствии с целевым назначением.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ, земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов - это разные категории земельных участков (ч. 1 п. 2 и п. 4 ст. 7 ЗК РФ). В связи с этим при создании охранных зон, установлении границ территорий объектов культурного значения и т.п. требуется перевести земельный участок из одной категории в другую.
Согласно ст. 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту - ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ) для такого перевода заинтересованное лицо должно подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Учитывая, что планируемые границы охранных зон пересекают границы земель населенных пунктов, такое ходатайство должно подаваться в орган местного самоуправления, как это предусмотрено в п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ. Если земельный участок находится в частной собственности и предназначен для строительства индивидуального жилого дома, то в этом случае закон предписывает в обязательном порядке получить согласие собственника земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую (п. 5 ч. 4 ст. 2 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в рамках заявленных требований, поскольку основания для выдачи предписания №-П «Об устранении нарушений требований сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия и его территории» у административного ответчика отсутствовали, а также ввиду того, что нарушения прав ответчика, административным истцом не установлено, следовательно предписание №-П нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление СОЛОВЬЕВА Л.И. - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание №-П от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия и его территории, вынесенное в отношении СОЛОВЬЕВА Л.И..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Х.А. Теркулов