Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Солнечногорский городской суд (Московская область) |
Дата поступления | 20.07.2020 |
Дата решения | 26.11.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Артемова Е.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4351d7cf-529a-3eed-8aef-e0407a1ef29b |
Дело № 2-3530/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при секретаре- по поручению председательствующего, помощнике судьи Иваненко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потребительского гаражного строительно-эксплуатационного кооператива «Лада» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об установлении юридического факта родительского объекта, постановке на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об установлении юридического факта родительского объекта, постановке на кадастровый учет родительского объекта административно бытового здания, расположенного по адресу: <адрес> в котором расположены помещения с кадастровыми номерами: № и №, с указанием, что ограничение прав не влияет на постановку на учет здания, мотивируя свои требования тем, что ПГСЭК «ЛАДА» на праве собственности принадлежат административно-бытовое здание часть-2, общей площадью 41,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, административно- бытовое здание, условный номер 50:09:07:01735:001:0002. Истец 11 апреля 2019 года подал заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявление № о постановке здания на кадастровый учет. 17 апреля 2019 года УФСГРК и К по МО вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, по причине отсутствия среди предоставленных заявителем разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, а также из-за наличия ограничений нрав на земельный участок, предусмотренных ст. 56 и 56.1 ЗК РФ. 17 июля 2019 года Управлением РосРеестра по МО вынесено Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета №. Как указывает истец в ЕГРН имеются сведения о помещениях с кадастровыми номерами № и №, внесенные в 2014 году. Указанные помещения образуют единый объект, здание, за постановкой которого на кадастровый учет и обратился истец, что так же отражено в техническом плане. Право ПГСЭК «ЛАДА» на земельный участок, на котором располагается здание, подтверждается Договором № аренды земельного участка, используемого под предпринимательскую деятельность от 02 декабря 2003 г. Согласно данному договору заявителю передается в аренду земельный участок с кадастровым номером № сроком до 30 ноября 2055 года. Истцом неоднократно направлялись запросы в Администрацию муниципального образования городского поселения Андреевка о предоставлении акта ввода в эксплуатацию (разрешения на ввод) и генплана ПГСЭК «ЛАДА», однако согласно ответу Администрации, запрошенные документы отсутствуют, что послужило основанием обращения в суд за защитой своего нарушенного права.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал, заявленные требования, просил их удовлетворить.
Третье лицо [СКРЫТО] В.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
Представитель ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, ранее представил в адрес суда отзыв относительно, заявленных исковых требований в которых просил решение суда оставить на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации городского округа Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, при невозможности получения в ином порядке документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Часть 7 статьи 1 названного Федерального закона определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 2 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастр недвижимости представляет собой составную часть Единого государственного реестра недвижимости.
Как определено в статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с пунктами 5, 7, 34 части 1 статьи 26 названного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Согласно ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что ПГСЭК «Лада» является собственников административно-бытового здания часть-2, общей площадью 41,30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> административное здание, условный номер №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.01.2004 года.
02 декабря 2003 года между комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ПГСЭК «Лада» заключен договор аренда земельного участка площадью №., кадастровый номер № в д. Андреевке. Дополнительными соглашениями срок установлен до 30.11.2055 года.
11 апреля 2019 года ПГСЭК «Лада» в Солнечногорский отдел УФСРК и К по Московской области подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества №.
Уведомлением от 17.04.2019 года № приостановлен ГКУ в связи с неполным комплектом документов, приложенных к заявлению, а также в связи с тем, что земельный участок, на котором расположено здание, имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 ЗК РФ.
Для устранения указанных замечаний истец неоднократно обращался с соответствующими заявлениями к ответчику, представляя дополнительные документы, однако в снятии приостановления было отказано.
Решением Солнечногорского отдела УФСРК и К по Московской области от 17.07.2019 года № ПГСЭК «Лада» отказано в осуществлении кадастрового учета на основании ст.72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельства, дослужившего основания для принятия решения о приостановлении.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 29 января 2020 года по делу № 2а-395/2020 установлено, что 27.06.2011 года была произведена регистрация на Административное здание, общей площадью № кв.м., инв. №. лит. №, по адресу: <адрес> административное здание, условный номер №.
При регистрации было представление извлечение из технического паспорта БТИ от 25.05.2001 года. Документом, послужившим основанием для возникновения права указана справка ПГСЭК «Лада»№10 от 26.06.2001 года.
На основании заявления ПГСЭК «Лада» о прекращении права собственности № от 11.12.2003, права прекращены 08.01.2004 года.
08.01.2004 года за ПГСЭК «Лада» было зарегистрировано право собственности на административное здание: часть 1, общей площадью 55,4 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Солнечногорский район, пос. Андреевка, ПГСЭК «Лада», административное здание, часть 1, условный номер 50:09:07:01735:001:0001, присвоенный кадастровый номер 50:09:0000000:181645. На основании договора купли-продажи, указанное здание было отчуждено по договору купли-продажи, и в настоящее время его собственником является [СКРЫТО] В.В.
Истцу дано разъяснение, что в Реестре прав сведения о родительском объекте помещений с кадастровыми номерами 50:09:0000000:181645 и 50:09:0000000:181777 отсутствуют, и внести такие сведения не представляет возможным.
Поскольку право собственности истца на Административное здание, общей площадью 97 кв.м., инв. №261/А. лит. Г, Г1, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, пос. Андреевка, ГКПГСЭК «Лада», административное здание, условный номер 50:09:07:01735:001:0114 было прекращено 11.12.2003 года, оно не могло быть внесено в реестр объектов недвижимости в 2014 года в рамках проведения работ по верификации данных ЕГРП и ГКУ.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, статьей 1 ГрК РФ установлено, что реконструкцией является - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
При сопоставлении реестровых сведений об объекте недвижимости (помещение) имеющихся в государственном реестре недвижимости, и сведений указанных в техническом плане, выявлено, что изменяется не только сведения о помещении (его характеристики), а также сведения о границах застройки родительского объекта (здание).
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Согласно п. 9 и 10 ст. 62 ГрК 1998 г. разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительный перечень объектов недвижимости, для строительства и конструкции которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно абзацу 2 ст. 4,13 гл. 4 Закон Московской области от 29.03.1996 N 9/96-03, «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области", действующему на 08 января 2004 г., в сельских населенных пунктах и поселках городского типа разрешается строительство на специально выбранных территориях и по согласованным в установленном порядке проектам групповых 1-2- этажных гаражей боксового типа для владельцев легкового автотранспорта, проживающих в многоэтажных домах, при условии, что в пределах этих поселений имеются свободные земли.
При разрешении заявленных требований, суд принимает во внимание, что деятельность Росреестра относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
Вместе с тем, при рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств. Суд также не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, представленной им государством при осуществлении своих функций. До настоящего времени регистрационные действия в отношении недвижимого имущества не проведены.
При данных обстоятельствах, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему, что если при регистрации выяснится, что объект не стоит на кадастровом учете, его постановка проводится автоматически, здание в котором, находятся спорные помещения является родительским объектом, а помещения внутри отдельными объектами, которые в настоящем судебном споре поставлены на кадастровый учет. Суд приходит к выводу, что юридический факт родительского объекта по отношению к помещениям установлен, а потому, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о постановке родительского объекта на кадастровый учет, с указанием, что ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:205, не повлияет на постановку на кадастровый учет, суд приходит к следующему.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка. Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.
Пункт 9 части 2 статьи 7 названного закона определяет, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения 14 (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.
Так, собственник, владеющий недвижимостью на чужом участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить здания и сооружения, если это не противоречит условиям пользования участком, установленным законом или договором (п. 3 ст. 271 ГК РФ).
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23, частей 11 и 13 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет части объекта недвижимости возможен в случае государственной регистрации обременения вещного права на соответствующую часть объекта недвижимости. Проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к выводу о том, что, если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Потребительского гаражного строительно-эксплуатационного кооператива «Лада» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об установлении юридического факта родительского объекта, постановке на кадастровый учет - удовлетворить.
Установить юридический факт родительского объекта Административно-бытового здания, расположенного по адресу: <адрес> в котором расположены помещения с кадастровыми номерами № и №
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поставить на кадастровый учет родительский объект, указав, что ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером № не влияет на постановку здания на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 01.12.2020.
Судья Артемова Е.Н. <данные изъяты>