Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Пушкинский городской суд (Московская область) |
Дата поступления | 14.04.2017 |
Дата решения | 05.06.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Чернозубов Олег Викторович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6fd96c4a-1365-31cd-a9ca-93886c488a92 |
дело № 2а-2565/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2017 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Ногинску Московской области к [СКРЫТО] Я. Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по г. Ногинску Московской области обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] Я.Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по сведениям, имеющимся в базе данных Инспекции ФНС России по г. Ногинску Московской области [СКРЫТО] Я.Б. в соответствии со ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога, поскольку на ее имя зарегистрированы транспортные средства, указанные в уведомлении на уплату налога. В связи с не исполнением обязанности по уплате налога в установленные сроки, Налоговым органом вынесены требования от 26.07.2014 №60580, от 30.10.2015 № 421667 и направлены в адрес налогоплательщика почтовым отправлением, в котором задолженность по транспортному налогу предложено уплатить в добровольном порядке. Сумма задолженности, установленная в требовании, административным ответчиком уплачена не была. В результате задолженность по налогу составила 3 392 рубля, пени – 1 308 рублей 88 копеек. Указанная сумма пеней по транспортному налогу образовалась в связи с несвоевременной уплатой налога за период 2012-2014 года. Просит взыскать с [СКРЫТО] Я.Б. в пользу ИФНС России по г. Ногинску Московской области задолженность по транспортному налогу в размере 3 392 рублей за 2014 год, пени в размере 1 308 рублей 88 копеек (л.д. 2-4).
Представитель административного истца ИФНС России по г. Ногинску Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, ранее направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик [СКРЫТО] Я.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, телеграммой, которую получила лично и заблаговременно (л.д. 31-33), возражений относительно заявленных требований не представила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без её участия.
Суд, исследовав материалы дела, находит административный иск ИФНС России по г. Ногинску Московской области не подлежащим удовлетворению.
Возникшие между участниками настоящего процесса отношения регулируются нормами Главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации ( НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги
В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административный ответчик является собственником транспортного средства – автомашины СУЗУКИ LIANA, г.р.з. С798ЕМ150, в связи с чем, в соответствии со ст. ст. 357, 358 НК РФ, [СКРЫТО] Я.Б. является плательщиком транспортного налога.
Административный ответчик в 2014 году уклонился от уплаты налога, в связи с чем образовалась задолженность, которая согласно представленному административным истцом расчету составляет 3 392 рубля.
Налоговая ставка транспортного налога установлена ст. 1 Закона Московской области «О транспортном налоге в Московской области» № 129/2002-ОЗ от 16.11.2002 года.
Обязанность должна быть исполнена ежегодно по сроку, выставленному в уведомлении.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым органом в порядке ст. 52 НК РФ в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления, после чего связи с неисполнением обязанности по уплате налога административным ответчиком в его адрес было направлено требование об уплате налога и пени (л.д. 10-13).
По общему правилу, заявление о взыскании недоимки с гражданина подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ); а требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как ранее отмечалось, статьей 48 НК РФ установлен порядок и сроки взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Из пункта 2 названной статьи следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из материалов административного дела, налоговая инспекция установила [СКРЫТО] Я.Б. срок исполнения требования об уплате налога до 29.01.2016 года ( л.д.10), а обратилась первоначально к мировому судье о вынесении судебного приказа только 18.10.2016 года согласно почтовому штемпелю на отправленном конверте, о чем отметил мировой судья ( л.д.25), т.е. с пропуском срока на подачу такого заявления в суд, который истек 30.07.2016 года.
Доказательств того, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок, последним не представлено, материалы дела таких доказательств также не содержат.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд по причине направление иска в суд после возврата мировым судьей заявления о вынесении судебного приказа, а затем предварительного направления административного иска в адрес административного ответчика (л.д.27). Однако оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.
Указанные налоговым органом в ходатайстве в качестве уважительных причин пропуска срока обращения с административным иском суд находит несостоятельными, поскольку на момент отправки заявления о выдаче судебного приказа, ИФНС России по г. Ногинску уже на несколько месяцев пропустила установленный законом срок, и при направлении заявление о выдаче судебного приказа, предварительная отправка заявления ответчику со стороны истца не требуется.
При этом суд также учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем административному истцу должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Из приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, как ранее отмечалось, срок исполнения требования истек 29 января 2016 года, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только 18.10.2016 года, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
Следует также обратить внимание, что определение мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа не является определением мирового судьи об отмене судебного приказа, следовательно предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа в данном случае не применим.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ИФНС России по г. Ногинску Московской области к [СКРЫТО] Я. Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –28 июня 2017 года.
Судья: