Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский областной суд (Московская область) |
Дата поступления | 15.02.2017 |
Дата решения | 05.06.2017 |
Судья | Ракунова Л.И. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | f14b48c3-e039-3ad3-b87f-d7b798fa5e90 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Медведевой С.Л.
с участием прокурора Ганцевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июня 2017 года административное дело № 3а-435/17 по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения»
установил:
Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 1/16 принято решение «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения».
<данные изъяты> (далее-административный истец, общество), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлениями к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области (далее-административный ответчик, Совет депутатов Одинцовского муниципального района) об оспаривании решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 01.07.2016г. № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения», ссылаясь на то, что оспариваемое решение противоречит статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), определяющих основания и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того ссылаются на то, что в нарушение статьи 11.2 ЗК РФ без согласия общества был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> с образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, права обременения на вновь образованные земельные участки в виде ипотеки и иных прав третьих лиц не были зарегистрированы.
В судебном заседании представитель административного истца просил об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемым решением нарушаются права общества как хозяйствующего субъекта на осуществление экономической деятельности и получение прибыли от ее осуществления.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Одинцовского муниципального района, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, указав, что оспариваемое административным истцом решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района не противоречит федеральным законам, принято Советом депутатов Одинцовского муниципального района в пределах полномочий. Также указала, что оспариваемым решением вопрос о разделе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не разрешался. Представлены письменные возражения на административный иск (л.д. 102-106).
Представители заинтересованного лица администрации Одинцовского муниципального района, действующая на основании доверенности, полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Договорные отношения между административным истцом и администрацией Одинцовского муниципального района по аренде земельного участка прекращены. Представлены письменные возражения на административный иск (л.д.143-148).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующим выводам.
Советом депутатов Одинцовского муниципального района принято решение от 01.07.2016г. № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения» ( л.д.100-101).
Оспариваемые решения были опубликованы на официальном сайте Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://odin.ru/news/?id=43289 и официальном печатном издании – газете «Одинцовская неделя» № 27 (666) от 08.07.2016г. в разделе официальной информации (л.д. 172-174).
Согласно пунктам «б» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.
Как следует из Устава Одинцовского муниципального района Московской области в состав муниципального района городское поселение Новоивановское (пункт 4 статьи 2). В соответствии с пунктом 14а части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района (л.д. 60-99, 114-137).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, опубликован и вступили в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района Московской области (в редакции Устава, действующей на дату принятия оспариваемого решения).
Порядок принятия и вступления в силу решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения» сторонами не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом из пояснений представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица 16.04.2002г. между Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и <данные изъяты> (инвестор) заключен инвестиционный контракт № 1604 на выполнение проекта строительства общественно-жилого комплекса «Западные ворота столицы» в районе деревни <данные изъяты> района Московской области. Дополнительными соглашениями срок реализации контракта неоднократно продлевался, в качестве окончательной даты завершения строительства объекта, осуществляющегося очередями, был согласован четвертый квартал 2015г.
04.02.2004г. между Министерством имущественных отношений Московской области и <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности № 21046-Z, согласно которому земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 91 900 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты> был передан в аренду административному истцу для целей выполнения проекта строительства общественно-жилого комплекса «Западные ворота столицы». Срок аренды устанавливается с 01.01.2004г. по 31.12.2013г. Дополнительным соглашением от 06.12.2013г. срок действия договора аренды был продлен обществом с правоприемником - администрацией Одинцовского муниципального района до 20.03.2015г., а дополнительным соглашение от 17.07.2014г. было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым устанавливалось, что в аренду обществу предоставляется, в том числе земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 89203 кв. м. Как пояснили стороны в судебном заседании по окончании срока действия договора аренды, его действие было возобновлено на неопределенный срок на тех же условиях по правилам статей 621, 610 ГК РФ.
В целях осуществления строительства обществом было получено разрешение на строительство от 22.02.2008г., а 22.12.2011г. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № <данные изъяты>, в соответствии с которым в эксплуатацию введен первый пусковой комплекс первой очереди строительства общественно-жилого комплекса «Западный ворота столицы» с объектами инженерной инфраструктуры (10-секционный жилой корпус №1),расположенный по адресу: <данные изъяты> Строительство 2,3 и 4 корпусов общественно-жилого комплекса «Западный ворота столицы» административным истцом не окончено.
Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области 11.03.16г. принято решение №10/13 «О признании корпусов № 2, 3, 4 общественно-жилого комплекса «Западный ворота столицы» проблемными объектами». Договорные отношения по инвестиционному контракту между административным истцом и администрацией Одинцовского муниципального района после даты его окончания (четвертый квартал 2015 года) не продлевались, договорные отношения по аренде земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> между сторонами прекращены.
Решением Совета депутатов часть территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области в границах земельных участков с кадастровым иномерами № <данные изъяты> (далее – Территория) признана объектом местного значения, необходимым для осуществления полномочий по вопросам местного значения и оказывающим существенное влияние на социально-экономическое развитие Одинцовского муниципального района.
Пунктом 2 Решения Совета депутатов определено включить Территорию в проект Генерального плана городского поселения Новоивановское и схему территориального планирования Одинцовского муниципального района Московской области в качестве объекта местного значения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 1 Закона Московской области от 05.12.2014г. № 164/2014-ОЗ «О видах объектов областного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Московской области, видах объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа Московской области», принятого постановлением Московской областной Думой от 20.11.2014г. № 9/106-П (в редакции закона, действующей на дату принятия оспариваемого решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района ), в соответствии с пунктами 19 и 20 статьи 1 ГрК РФ определены виды объектов областного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Московской области, и виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа Московской области (далее - соответственно муниципальный район, поселение, городской округ), подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа.
К перечню видов объектов местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, относятся, в том числе объекты, территории, необходимые для осуществления органами местного самоуправления муниципального района полномочий по вопросам местного значения и оказывающие существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и Законом Московской области 24.07.2014 года № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями московской области» Администрация Одинцовского муниципального района уполномочена на проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности. Как следует из положений пункта 15 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктов 4 и 5 части 2 статьи 8, части 9 статьи 39, части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к вопросам местного значения, решение которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, относятся: утверждение и подготовка документации по планировке территории муниципальных районов, выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В силу статьи 1 ГрК РФ к объектам местного значения отнесены объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают ее подготовку и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014г. №1182/51 «Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области, орган местного самоуправления городского округа Московской области» Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области определено центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на подготовку, согласование, направление проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области.
В целях реализации вышеуказанных законов Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014г. № 1193/51 «Об образовании комиссий по подготовке проекта правил землепользования и застройки Московской области» при Правительстве Московской области образована комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки Одинцовского муниципального района, а так же утвержден ее состав.
В соответствии с п. 4 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта Правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
14.10.2016г. Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области издано Распоряжение № 31РВ-212 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки применительно к части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области».
Градостроительным советом Московской области №37 от 01.11.2016г. принято решение о направлении разработанных материалов на публичные слушания в орган местного самоуправления муниципального района.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области были организованы в соответствии со статьей 28, частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ, на основании Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Одинцовском муниципальном районе Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 19.02.2014г. № 34/36 (в редакции решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 11.03.2016г. № 21/13).
Постановлением Главы Одинцовского муниципального района Московской области от 14.11.2016 № 233-ПГл были назначены и проведены публичные слушания по вышеуказанному вопросу на 28.11.2016г.
Итоговые документы по результатам проведенных публичных слушаний были опубликованы в газете «Одинцовская Неделя» от 18.11.2016 № 46 (685) и от 02.12.2016 № 48 (687) в установленные законом сроки.
С учетом изложенного, административным ответчиком оспариваемое административным истцом решение было принято с соблюдением процедур по принятию решения «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения».
Суд находит обоснованными доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что в связи с нахождением на земельных участках детского сада комбинированного типа на 100 мест, строительство которого финансировалось из бюджета Одинцовского муниципального района и софинансировалось администрацией городского поселения Новоивановское. а также с учетом того, что проектом разрабатываемого генерального плана городского поселения Новоивановское (публичные слушания прошли 20 марта 2017г.), в соответствии с которым планируется строительство школы, детского сада, медицинского учреждения и др. объектов, отнесение оспариваемым решением земельных участков к землям местного значения, в полной мере соответствует градостроительному зонированию городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района и не влечет за собой нарушение права административного истца.
Доводы административного истца о том, что раздел или изъятие земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> возможен был только с согласия административного истца- арендатора указанного объекта недвижимости, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома, объекты недвижимого имущества.
В соответствии с совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок под много квартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме, соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании ст. 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.
В соответствии с положениями ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как установлено в судебном заседании первое право собственности на помещение в сданном в эксплуатацию первом пусковом комплексе первой очереди строительства общественно-жилого комплекса «Западный ворота столицы» с объектами инженерной инфраструктуры (10-секционный жилой корпус №1),расположенный по адресу: <данные изъяты>, было зарегистрировано 31.10.2012г.
С учетом изложенного, вопреки доводам представителя административного истца, договор аренды прекратил свое действие в части земельного участка, на которой расположен указанный многоквартирный жилой дом.
Таким образом, административный истец и Комитет по управлению имуществом Одинцовского муниципального района при заключении договора аренды земельного участка и дополнительных соглашений к нему, в том числе от 17.07.2014г. обязаны были учитывать, что предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 63812 кв.м., а не 89203 кв. м.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.
Руководствуясь статьями 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление <данные изъяты>» о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 1/16 «О признании части территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области объектом местного значения» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 16 июня 2017 года